Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:29, курсовая работа
Данная тема интересна, потому что в настоящие время, она является наиболее важной и актуальной проблемой для нашей страны. Так как бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Бюджетная политика в следующем
году характеризуется ограничением уровня
непроцентных расходов, доля которых в
ВВП предусмотрена в размере 12,46%, что ниже
ожидаемой оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем
непроцентных расходов возрастет в следующем
году на 5,3%, при этом возрастет доля непроцентных
расходов в расходах бюджета на 1,3 процентный
пункт.
В 2014 году предусматривается
осуществить первый шаг по реализации
пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем
году предусматривается зачисление в
доходы федерального бюджета части единого
социального налога, и направление указанных
средств в бюджет Пенсионного фонда на
выплату базовой части трудовой пенсии.
Объем зачисляемых в федеральный бюджет и
выплачиваемых из него средств составит
в 2014 году 257,5 млрд. рублей.
Формирование федеральных целевых
программ.
В соответствии Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации в 2012 году резко сокращен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2015 году будут включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета.
Основными функциями федерального бюджета являются:
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
2.2. Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов внебюджетных фондов являются:
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Руководство Пенсионным фондом
осуществляет Правление и его постоянно
действующий орган – Исполнительная дирекция.
Дирекции подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, в национально-государственных
и административно-
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованьями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ.
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В соответствии с законом доходы федерального бюджета 2014 составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб. расходы — 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета — 83 млрд. 400 млн. руб. В текущем году валовой внутренний продукт в Российской Федерации составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост — 5,2% ВВП.
Принятие федерального бюджета на 2014 г. является в равной степени заслугой Президента, Правительства, Федерального Собрания Российской Федерации, результатом тех реформ, которые были проведены, той экономической и финансовой стратегии, которая формировалась и осуществлялась последние 3-4 года. В 2015 г. будет продолжаться экономический рост, обусловленный новыми тенденциями как в отечественной, так в мировой экономике.
Мировой рынок капитала стал очень мобильным, технические средства позволяют очень быстро вывозить капитал из страны, тем самым обрушивать внутренний рынок — фондовый, валютный. Только грамотная кредитно-денежная, "финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в хозяйственных процессах, выдвижение бюджетных, макроэкономических параметров, других фундаментальных показателей на должный уровень ограждают страну от рисков.
Сокращение государственного вмешательства в экономику не означает, что государство не регулирует рынок. Оно устанавливает налоги, определяет правила, принимает законы, но оно не должно в нем участвовать как хозяйствующая составляющая.
Сегодня государство слишком в большой степени участвует в бизнесе через свои государственные компании (начиная с Газпрома, РАО ЕС, Российских железных дорог, Аэрофлота). И если собрать все компании, включая и оборонные предприятия, в которых государство имеет более 50% в уставном капитале, то выяснится, что половина российской экономики находится в руках государства и под контролем государства. Таким образом, являясь регулятором рынка, государство одновременно выступает участником этого рынка, не обеспечивая достаточную конкуренцию на рынке. Влияя на рынок, оно искажает его. И сегодня стоит задача - продолжение приватизации, выстраивание регуляторов рынка, отделение регуляторов рынка от исполнителей нормативных документов. Все это - элементы формирования конкурентного рынка, которые сделают каждый рубль более эффективным.
Инвестиции государства должны осуществляться в инфраструктурные объекты: в дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.
Важным фактором экономического роста являются инвестиции в новые предприятия, в новую продукцию, в совершенствование старой продукции, инвестиции в любую продукцию, которая на выходе должна быть конкурентоспособной, получать спрос и признание на мировом рынке. Такая продукция в стране есть, круг ее расширяется, хотя и недостаточно, в силу целого ряда факторов: неразвитости нашего рынка, неразвитости механизмов финансирования.
При этом очень важно добиться отдачи каждого рубля. Сейчас отдача инвестиций разная - в российской экономике, в экономике Восточной Европы, в экономике США. Это также зависит от той конкурентной среды, которая создает движение рубля в ту точку, где он будет наиболее эффективным. Таким образом, при создании конкурентной среды, при определенных элементах открытости экономики, которая, безусловно, тоже обеспечивает эту конкурентную среду, рубль становится более эффективным.
Информация о работе Бюджет РФ: функции, структура, перспективы развития