Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:37, лекция
Каким образом люди распределяют свои ограниченные денежные средства среди множества разнообразных товаров и услуг? Ответ на этот вопрос дает теория потребительского поведения. Она основана на предположении, что потребители ведут себя на рынке рационально (не под воздействием чувств и эмоций), т.е. потребители удовлетворяют свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение его потребностей при неизбежно ограниченном размере его денежного дохода.
Каким образом люди распределяют свои ограниченные денежные средства среди множества разнообразных товаров и услуг? Ответ на этот вопрос дает теория потребительского поведения. Она основана на предположении, что потребители ведут себя на рынке рационально (не под воздействием чувств и эмоций), т.е. потребители удовлетворяют свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение его потребностей при неизбежно ограниченном размере его денежного дохода. Мы приобретаем товары и оплачиваем услуги потому, что они обеспечивают нам удовлетворение наших материальных и духовных потребностей, т.е. обладают свойством быть источником удовольствия. [4; 25].
Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены.
В основе теории потребительского
поведения лежит теория предельной полезности,
играющая важную роль в экономической
науке. Еще Адам Смит обратил внимание
на существование такого явления, когда
полезностью блага нельзя определить
его ценность. Он сформулировал проблему,
которая была названа «парадоксом воды
и бриллиантов»: почему вода, без которой
невозможна жизнь, стоит дешево (или ничего
не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко
не самым насущным благом, стоят очень
дорого? Этот вопрос нашел свое разрешение
лишь с появлением теории предельной полезности
в последней трети XIX в.
Прежде всего теория предельной полезности
вводит два важных понятия: 1) полезность
блага (или группы благ) и 2) предельная
полезность блага.
2) Общая полезность (TU — total utility) - то удовлетворение,
которое люди получают от потребления
всего имеющегося у них количе- ства благ
данного вида.
3) Предельная полезность (MU - marginal utility)
— прирост общей полезности, возникающий
вследствие увеличения объема потребления
данного блага на единицу, или полезность
последней из имеющихся в распоряжении
индивида единиц блага. [2;38]
Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:
Покажем на условном примере
связь между общей и предельной полезностью
какого-либо блага.
Построим в табличной форме функцию полезности
индивида, потребляющего яблоки табл.
1).
Составленный на основе табл. 1 график (рис. 1) наглядно показывает связь между общей и предельной полезностью.
Таблица 1.
Общая и предельная полезность
Рис.1 Общая и предельная полезность
Прежде всего, обратим внимание
на то, что кривая общей полезности имеет
положительный наклон, указывающий, что
по мере увеличения потребляемого количества
яблок общая их полезность возрастает
(пока потребляется не более 6 яблок). Вместе
с тем кривая предельной полезности, характеризующая
приращение общей полезности, имеет отрицательный
наклон, что является следствием закона
убывающей предельной полезности. При
этом предельная полезность седьмого
яблока оказывается нулевой. Это говорит
о том, что общая полезность достигает
максимальной величины при потреблении
семи яблок.
Если предположить, что потребитель будет поступать нерационально и потреблять больше семи яблок, то общая полезность всего количества яблок снизится и кривая общей полезности примет отрицательный наклон. При этом предельная полезность каждого последующего яблока будет отрицательной величиной и кривая предельной полезности расположится ниже горизонтальной оси.
Общая полезность увеличивается с ростом потребления яблок. Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который постепенно уменьшается. С достижением определенной точки общая полезность достигает своего максимума, и после этого полезность от каждой дополнительной единицы начинает уменьшаться и постепенно доходит до 0.[2;41].
Таким образом, разрешение парадокса воды и бриллиантов А. Смита состоит в следующем: при высокой общей полезности воды ее предельная полезность (а значит, и цена) является низкой, так как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются очень большими, а подчас и неограниченными. Общая полезность алмазов, конечно, намного ниже общей полезности воды, но их предельная полезность очень высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого.
Разрешение парадокса
воды и бриллиантов графически
представлено на рис. 10а,где видно, что
равновесная цена воды устанавливается
на относительно низком уровне. Рис. 10б,
показывает, что цена бриллиантов, наоборот,
высока. Предельные полезности каждой
единицы воды и бриллиантов представлены
площадями прямоугольников, находящихся
под кривыми спроса. Общая полезность
всего количества воды выражена площадью
фигуры OAE0q0, предельная
полезность — площадью последнего (затемненного)
прямоугольника. Общая полезность бриллиантов
— это площадь фигуры OBE0q0, предельная
полезность — площадь последнего (затемненного)
прямоугольника на данном графике.
Из
рисунка видно, что общая полезность потребляемого
количества воды больше, чем общая полезность
потребляемого количества бриллиантов.
[2;42].
Рис.2 Парадокс воды и бриллиантов
Анализ потребительских предпочтений осуществляется при помощи функций полезности, выражающих связь между уровнем полезности и соотношением потребляемых товаров и услуг: U = f (A; B; C; D).
Если в потребительской корзине условно взять ограниченное количество благ, например – два, то удобным инструментом анализа становятся кривые безразличия.
Кривая безразличия – графическое изображение совокупности наборов благ, обеспечивающих для потребителя одинаковый уровень удовлетворения потребностей. [1; 142]
Предположим, что рыночная корзина – комбинация приобретения и потребления благ за определенный период – включает в себя одежду (С) и продовольствие (F). Возможны различные их сочетания в точках A, B, C, D, E (рис. 3). Каждая точка в системе координат означает определенное сочетание этих товаров. Из тех предположений, которые мы сделали (больше – значит лучше) следует, что набор А лучше всех наборов в зоне, где находится набор Е (зона ухудшения) и хуже всех наборов в зоне, где находится набор D (зона улучшения). Но мы не можем сказать, лучше или хуже набор А в сравнении с наборами B, F, C. Эту дополнительную информацию даст кривая безразличия. Предположим, что она проходит через точки В, А, С.
Рис.3 Построение кривой безразличия
Это значит, что наборы товаров, обозначаемые точками на данной кривой, имеют для потребителя равную привлекательность, ему безразлично, какой из этих наборов выбрать: А, В или С. Набор D более предпочтителен, следовательно, он находится на другой, более высокой кривой безразличия, а наборы E и F лежат на кривой (или кривых) безразличия, которые находятся ниже кривой АВС и поэтому менее предпочтительны, чем любые сочетания благ на кривой АВС.
Ранжирование наборов благ основывается на ряде предположений относительно свойств, присущих предпочтениям потребителя. Эти предположения получили название аксиом потребительского выбора. Всего выделяют пять аксиом:
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений (аксиома сравнимости). Для любой пары наборов А и В или А > В (А предпочтительнее В), или В > А (В предпочтительнее А), или А ~ В (А и В равноценны). Потребитель, совершающий покупку, всегда может назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их равноценными.
2. Аксиома транзитивности предпочтений. Для любых трех наборов А, В и С, если А > В и В > С, то А > С. Для потребителя эта аксиома означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений, однако она нарушается в условиях неопределенности и неполноты информации.
3. Аксиома рефлексивности. Каждый набор, по меньшей мере, не хуже себя самого. А ~ А.
4. Аксиома ненасыщения, именуемая «чем больше, тем лучше» состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя (например, загрязнение воздуха).
5.Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. При анализе процессов потребления сопровождающихся внешними эффектами от этой аксиомы можно отказаться. [4;82]
Для описания предпочтений потребителя по всем возможным наборам благ используется карта кривых безразличия, которая включает все их бесконечное количество, поэтому изобразить можно только ее фрагмент (рис.4). Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя по всем возможным наборам благ.
Свойства кривых безразличия:
Рис. 4 Фрагмент карты кривых безразличия
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания (F) и одежды (C), используется множество кривых безразличия – карта безразличия.[5;129]
Наклон кривой безразличия в порядковой теории полезности отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ и называется предельной нормой замещения MRS (англ. - marginal rate of substitution).
Предельная норма замещения показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Так, предельная норма замещения одежды продуктами питания MRSFC=f(QC, QF) показывает, какое количество одного блага (одежды) может быть заменено использованием дополнительной единицы другого блага (продуктов питания) без изменения общей полезности потребительской корзины.
Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.
Рассмотрим MRSFC на отдельных отрезках кривой безразличия. На данном графике (рис.4.5.) по вертикальной оси располагается товар, от которого будем отказываться, на горизонтальной оси – товар который будем приобретать. По графику видно, что чем круче наклон кривой безразличия, тем больше значение предельной нормы замещения одежды продуктами питания.
Рис. 6 Предельная норма замещения на различных отрезках кривой безразличия
На отрезке АВ он
равен (- 1,5/0,5 = - 3); на отрезке ВС
он равен (- 1/0,5 = -2); на отрезке CD он
равен (- 1/2); на отрезке DE он равен
(- 1/3). При этом на отрезке АВ
покупатель отдает
Предельная норма замещения MRSFC связана с предельными полезностями благ (MU) на каждой из осей – это прирост полезности при потреблении дополнительной единицы товара или услуг. Поскольку кривая безразличия в большинстве случаев вогнута вниз, к началу оси координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.[2;46]
.
Задачи:
Количество товара |
А |
В |
С | |||
TU |
MU |
TU |
MU |
TU |
MU | |
1 |
20 |
20 |
19 |
19 |
22 |
22 |
2 |
35 |
15 |
30 |
11 |
32 |
10 |
3 |
47 |
12 |
38 |
8 |
39 |
7 |
4 |
55 |
8 |
43 |
5 |
44 |
7 |
5 |
61 |
6 |
45 |
2 |
47 |
3 |
Информация о работе Цель потребления. Общая предельная полезность