Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:14, доклад
Потребительская ценность товара — это соотношение между преимуществами, которые получает потребитель в результате приобретения и использования товара, и затратами на его приобретение и использование.
Ориентация на ценность в современном маркетинге, в том числе и в ценообразовании, отнюдь не абстракция, а обоснование для вполне конкретных управленческих действий, перечень которых включает следующие шаги:
Новый товар А имеет более совершенную конструкцию, что позволяет снизить затраты по организации его использования до 20 млн. руб., а эксплуатационные затраты — до 60 млн. руб. И если мы теперь установим цену на этот товар на уровне 70 млн. руб., т.е. в размере всего возможного выигрыша покупателя, то ему будет все равно, что приобретать: товар-аналог или новый товар А. И напротив, отдав товар бесплатно, мы дадим возможность покупателю получить в форме премии всю сумму экономического выигрыша, равную тем же самым 70. млн. руб.
Значит, задача обоснования цены сводится теперь к тому, как разделить экономическую ценность товара между покупателем и продавцом, чтобы сделка купли-продажи состоялась.
Стремясь привлечь покупателя к приобретению, менеджеры фирмы должны исходить из того, что чем меньшую часть общей суммы экономической ценности составит цена приобретения нового товара А, тем больший выигрыш получит покупатель и тем охотнее он приобретет этот товар А. Но, соответственно, меньшая часть экономической ценности достанется продавцу. Поэтому фирма должна стремиться к созданию и продаже товаров с как можно большей величиной экономической ценности. Лишь в этом случае она сможет и привлечь покупателя выигрышем при покупке, и сама получить премию к цене по сравнению с товаром-аналогом.
Скажем, если исходить из условий нашего примера, то при цене приобретения товара А на уровне 50 млн. руб. покупатель будет иметь выигрыш в размере 20 млн. руб. в расчете на весь срок эксплуатации товара (70 - 50 = 20). Но при этом и фирма получит премиальную надбавку к цене (по сравнению с ценой товара-аналога) в размере 10 млн. руб. [(80+30 - (60+20) = 10 ].
Аналогично мы должны подходить и к анализу ситуаций, в которых новый товар не экономит затраты покупателя, но приносит ему больший доход.
Пример
Как практически выглядит такое обоснование цены, можно показать на примере, описанном Ф. Котлером и относящимся к маркетинговой стратегии известной американской тракторостроительной компании Caterpillar.
В свое время Caterpillar начал продажу очередной новой модели сельскохозяйственного трактора по цене 24 тыс. долл. Но по основным техническим характеристикам эта модель была аналогична трактору конкурирующей фирмы John Deere, который стоил всего 20 тыс. долл. У покупателей возник вопрос: почему это Caterpillar предлагает им платить за свою новинку на 4 тыс. долл. больше? Отвечая на этот вопрос, торговые агенты Caterpillar предлагали потенциальным клиентам познакомиться с расчетом (калькуляцией) цены, которая выглядела следующим образом:
цена безразличия: 20 тыс. долл. — цена аналогичного трактора фирмы John Deere (т.е. цена безразличия)
плюс:
3 тыс. долл. — премиальная наценка за повышенную долговечность трактора Caterpillar;
2 тыс. долл. — премиальная наценка за его повышенную надежность;
2 тыс. долл. — премиальная наценка за повышенный уровень сервиса;
1 тыс. долл. — стоимость более длительной гарантии на узлы и детали
равняется:
28 тыс. долл. — реальная цена нового трактора фирмы Caterpillar с учетом всех преимуществ перед трактором конкурента
минус:
4 тыс. долл. — поощрительная скидка с цены для привлечения покупателей.
Итого:
24 тыс. долл. — окончательная цена трактора Caterpillar. Таким образом, с помощью подобного рода расчета цены (его обычно называют калькуляцией цены) фирма Caterpillar убеждала покупателей, что, заплатив на 4 тыс. долл. больше, чем за трактор конкурента,они на самом деле сэкономят 4 тыс. долл. с учетом реального соотношения потребительских характеристик этих двух машин и получат изделие, которое в ходе своей многолетней эксплуатации сбережет им еще большую сумму.
Величины оценок значимости каждого из параметров, формирующих положительную ценность отличий, определяются особо на основе результатов сравнительных испытаний тракторов независимыми трактороиспытательными станциями, принадлежащими кооперативам фермеров.
Наряду с премией покупателю цену могут отклонять вверх или вниз от общей экономической ценности товара еще и другие факторы. Наиболее часто встречающиеся из них — премия за репутацию, т.е. надбавка, которую покупатели готовы оплатить (хотя обычно и не декларируя это прямо) за то, что товары данной фирмы давно завоевали хорошую репутацию своим качеством и надежностью. Именно поэтому, кстати, хорошая репутация торговой марки (brand name) является не только элементом устойчивых конкурентных преимуществ, но и составной частью ценности фирмы, так как способна приносить доход точно так же, как производственные активы.
Модель Кано
«Модель Кано» - метод, используемый для оценки эмоциональной реакции потребителей на отдельные характеристики продукции. Полученные с его помощью результаты позволяют управлять удовлетворенностью и лояльностью потребителей.
Модель Кано стала настоящим открытием в области исследования способов измерения восторга. Японский ученый и консультант Нориаки Кано подверг критике общепринятые теории о том, что сохранять лояльность потребителей необходимо путем реагирования на их жалобы и расширения наиболее популярных характеристик продукта.
Кано предположил, что лояльность потребителей взаимосвязана с эмоциональной реакцией на характеристики продукции и выделил пять различных реакций – от неприязни до восхищения.
Пять типов эмоциональной реакции
Кано:
Кано визуализировал пять типов эмоциональной реакции в виде кривых на графике. Ось Y отображает эмоциональную реакцию клиента, а ось Х представляет степень сложности характеристики продукта. Интенсивность эмоциональной реакции обусловлена тем, насколько сложна и в какой степени представлена характеристика.
Тип 1. «Привлекательные характеристики»
Привлекательные характеристики (если они присутствуют в продукте) вызывают чувства удовлетворения и восторга. Однако если этих характеристик нет, то пользователи не испытывают неудовлетворения. Привлекательные характеристики являются неожиданными, они удовлетворяют ранее неудовлетворенные потребности.
Лучший способ выявить характеристики такого типа – провести исследование. Это ключевые характеристики для создания положительных разговоров о продукте.
Тип 2. «Одномерные характеристики»
Эти характеристики вызывают удовлетворение (если они есть) или неудовлетворение (если их нет). Такая линейная зависимость между сложностью характеристики и эмоциональной реакцией верна, прежде всего, для базовых характеристик, таких как: простота использования, стоимость, ценность развлечения и безопасность.
Тип 3. «Обязательные характеристики»
Эти характеристики, по мнению потребителей, относятся к группе тех качеств, которые обязательно должны присутствовать в продукте. Усиление обязательных характеристик постепенно приводит к замедлению роста эмоциональной реакции.
Тип 4. «Неважные характеристики»
Наличие неважных характеристик вызывает неоднозначную реакцию пользователей, но, в целом, им все равно, присутствуют такие характеристики в продукте или нет. Отдача от вложений в такие характеристики – низкая.
Тип 5. «Нежелательные характеристики»
Наличие в продукте нежелательных характеристик сводит на нет положительное влияние привлекательных и одномерных характеристик.
Изменения неизбежны
Кано утверждал, что удовлетворенность потребителей продуктом (точнее само восприятие этой удовлетворенности) меняется с течением времени. Характеристики продукции, вызывающие восторг сегодня, со временем перейдут в категорию качеств ожидаемых или требуемых клиентом.
Кривая привлекательных характеристик постепенно превращается в кривую обязательных характеристик. Кроме того, само понятие «лучший в категории» постоянно меняется, что влияет на параметры конкретной характеристики на оси Х.
Измерение реакции
потребителей
Анкета Кано – по 2 вопроса на характеристику
Для начала необходимо продемонстрировать
определенную характеристику продукта
или же рассказать о ней потенциальным
потребителям. После чего нужно задать
два вопроса:
1) Насколько вам понравится наличие такой
характеристики в продукте?
2) Как вы отнесетесь к тому, что эта характеристика
будет выражена слабо или же будет отсутствовать
вообще?
Варианты ответов для каждого
из двух вопросов:
1) Мне это нравится;
2) Я ожидаю, что эта характеристика будет
в продукте;
3) Я отношусь к ней нейтрально;
4) Я могу ее терпеть;
5) Мне это не нравится.
Оценочная таблица Кано
Для определения
категории реакции потребителей с помощью
их ответов на 2 вопроса, Кано разработал
специальную оценочную таблицу.
В примере, приведенном ниже, выделенная
строка показывает ответ на первый, положительный
вопрос. Выделенный столбец показывает
ответ на второй, отрицательный вопрос.
Пересечение строки и столбца показывает
тип категории для этой характеристики
(в данном случае тип «Привлекательные»).
Анализ данных Кано
Результаты
исследования Кано позволяют получить
типажи потребителей. Разумеется, не все
люди одинаково реагируют на представленные
характеристики продукции. Поиск закономерностей
в различиях реакций также может дать
полезную информацию.
Анализ данных Кано можно провести
путем выявления различных типажей (personas).
Распределение выявленных типажей по
группам позволит создать профили реакции
для каждого из них. А в дальнейшем – рассмотреть
различия в реакциях на каждую характеристику
продукта между этими типажами.
В представленном примере в качестве индикатора для включения типажа в определенную группу выступала реакция пользователя на основную характеристику продукта.
Принимают сразу
(First Adopters – темно-зеленый) – потребители,
которые испытывают потребность в данном
продукте. Одномерные и обязательные характеристики
– это ожидаемые и необходимые для таких
потребителей качества продукта. В данную
группу включены те, кто с наибольшей вероятностью
купят этот продукт в ближайшем будущем.
Принимают потом
(Late Adopters – зеленый) – люди, которые считают
основную характеристику продукта «привлекательной
и неожиданной». Предположительно, эта
группа (хотя и заинтересована в представленном
продукте) отложит покупку до тех пор,
пока данная концепция не станет более
распространенной.
Не принимают продукт
(Non Adopters – желтый) не заинтересованы в
основной характеристике и не будут использовать
этот продукт в обозримом будущем.
Фильтрация результатов по типажам дает практические идеи
Последующее разделение результатов прочих характеристик по трем группам типажей показывает, как разные группы реагируют на те или иные характеристики. Здесь необходимо пересмотреть те качества продукта, которые не понравились группе «принимают сразу».
В данном примере одна из характеристик не только не вызвала интереса у группы «принимают сразу», но и стала причиной негативной реакции. Поскольку именно группа «принимают сразу» обеспечивает успех запуска продукта, важно исключить неприемлемую для нее характеристику.
Целостная картина – сравнение характеристик
Для итогового определения того, какие характеристики следует включать в продукт, существует три наиболее оптимальных метода:
Первый
метод является
дополнением к самой анкете Кано. В дополнение
к двум вопросам, задаваемым по каждой
из характеристик, пользователя также
просят указать, насколько для него важна
данная характеристика. Ранжирование
проводится по 9-балльной шкале от «совсем
не важно» до «крайне важно». Этот дополнительный
параметр помогает сосредоточить внимание
на наиболее важных результатах исследования
Кано.
Второй
метод – статистический
анализ результатов Кано, позволяющий
сравнивать результаты для разных характеристик.
С помощью этого метода можно рассчитать
стандартное отклонение и получить информацию
о том, какие различия существенны.
Третий
метод позволяет
визуализировать результаты анализа при
рассмотрении набора характеристик в
целом.
Принятие решений
Графики
Кано наглядно демонстрируют: «привлекательные»
и «одномерные» характеристики – вот
те две категории, которые способны вызвать
восторг и обеспечить удовлетворение
клиента. Именно на этих характеристиках
сегодня сделан акцент у наиболее успешных
продуктов.
И здесь следует учесть, что к «привлекательным»,
как правило, относятся характеристики
опережающие время – то есть еще не имеющие
явного запроса потребителей. А, следовательно,
важный вклад в обеспечение успеха продукта
дают маркетинговые исследования, позволяющие увидеть неудовлетворенные
потребности пользователя, в которых скрыты
новые возможности.
Модель Кано показывает, почему лояльность
клиентов нельзя получить и сохранить
лишь за счет улучшения существующих характеристик,
а также позволяют оценить эффективность
вложений в их улучшение.
Текущая характеристика продукта существует
в виде точки на одном из графиков реакции.
Увеличение сложности характеристики
перемещает эту точку на графике. Изменение
эмоциональной реакции зависит от того,
к какому типу относится данная характеристика.Информация
о том, где характеристика находится (в
виде точки на одном из пяти графиков),
позволяет проводить анализ рентабельности
вложений в улучшение такой характеристики.
Информация о работе Ценность товара для потребителя. Модель Кано