Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма
современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее
роль неизмеримо возрастает.

Содержание работы

Введение 2
1. Цена как экономическая категория 3
2. Методы установления цены на товар 8
3. Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной
политики цен 13
Заключение 18
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

айс3.docx

— 45.36 Кб (Скачать файл)

меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло  вызвать  крайне

болезненные  последствия,  прежде  всего  увеличить  масштабы   безработицы.

Предполагалось, что инфляция может  быть ограничена без уменьшения  занятости

в случае, если будет введено замораживание  цен и заработной платы.

      Прямое регулирование  цен способствовало стабильности  экономики США.  К

осени 1972 г. в стране снизились темпы  роста  цен,  увеличилась  занятость,

стал быстро  расти  валовой  национальный  продукт.  Однако  довольно  скоро

выявились и негативные последствия  централизованного регулирования.  Строгий

контроль   ограничивал    межотраслевой    перелив    капиталов,    тормозил

инвестиционную политику. Снизился уровень  деловой  активности,  сдерживался

рост доходов. В мае 1974  г.  в  США  отказались  от  прямого  контроля  над

ценами.  В   настоящее   время   американская   администрация,   ограничивая

государственное финансирование  и  прямое  регулирование  цен  по  отдельным

товарным группам, делает упор на активное использование рыночных  рычагов  и

методов  косвенного  регулирования,   способствующих   общему   оздоровлению

экономического положения в  стране.

      Прямое государственное  регулирование цен в настоящее  время применяется

лишь  в   высокомонополированных   отраслях,   попадающих   под   юрисдикцию

антитрестовского    регулирования.    Например,     специальные     комиссии

устанавливают  тарифы   за   пользование   электроэнергией,   на   некоторые

коммуникационные услуги. Всего  в США государством регулируется от 5 до 10  %

цен.

      Во   Франции    имеет    место    прямое    регулирование    цен    на

сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги,  а

также  осуществляется  наблюдение  за  ценами  в  условиях  конкуренции.   В

экономике Франции государственный  сектор занимает небольшой удельный  вес  и

включает  отрасли   -   монополисты   (например,   газовую   промышленность,

электроэнергетику и транспорт), а  также  некоторые  отрасли,  работающие  в

режиме рыночной конкуренции (например, национальный  и  коммерческие  банки,

страховые  компании  и  отдельные  фирмы).  В  первом   случае   государство

устанавливает   все   экономические    параметры    деятельности    отраслей

монополистов, в том числе объем  инвестиций, оплату труда и цены  на  готовую

продукцию. Во втором - оказывает минимальное  воздействие  на  хозяйственную

деятельность этих отраслей, побуждая их к конкуренции  с  частным  сектором.

Эта   специфика   экономики   Франции   предопределила   соотношение   между

регулируемыми и свободными ценами на товары и  услуги:  примерно  20  %  цен

регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме  свободного

рыночного ценообразования.

      Франция является  одной их немногих  промышленно   развитых  стран,  где

долгое   время   существовал   довольно   жесткий   режим   государственного

регулирования цен. На протяжении почти 30  лет  (1947-1986)  государственное

регулирование цен являлось составной  частью  политики  "дирижизма".  Однако

система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их  блокировки

исчерпала  себя.  Французские  экономисты  пришли  к  выводу,  что  подобный

контроль ценами делает рынок менее  гибким.  сдерживает  рост  производства,

конкуренцию  и  на  определенном  этапе   ограничивает   свободный   перелив

капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров услуг.

      Интересен опыт  регулирования цен в Японии. Государству  здесь запрещено

устанавливать  цены  как  монопольно  высокие,  так  и  монопольно   низкие,

преследующие цель "выбить"  конкурента  из  рынка.  Введены  ограничительные

меры в отношении единовременного  повышения  цен.  Они  распространяются  на

отрасли, где объем  производства  превышает  30  млрд.  иен.  Если  в  таких

отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли  цену  примерно  на

одну и ту же величину в абсолютном выражении или в  процентах,  то  Комиссия

по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о  причинах  такого

повышения   и   при   необходимости   начать    расследование.    Исключения

предусмотрены лишь на случай резкого  ухудшения  деловой  конъюнктуры,  когда

цены ниже издержек и возникает  угроза банкротства значительного  числа  фирм

отрасли. С разрешения Комиссии  в  таких  случаях  допускается  согласование

производителями  объемов  производства,  продаж,  капиталовложений,  уровней

загрузки оборудования и цен. Когда  Комиссия получает заявление с просьбой  о

разрешении таких  исключений,  она  обязана  в  короткий  срок  обнародовать

причины своего согласия или отказа. Принимая решение, она консультируется  с

министром, в компетенцию которого входит отрасль.

      Изучение опыта   ценообразования  зарубежных  стран  позволяет  оценить

закономерности и тенденции  в этой области,  использовать  полученные  знания

при формировании ценового механизма  в РФ в период перехода  ее  экономики  к

рынку.

      Разрешение проблем,  существующих в данной сфере,  требует прежде  всего

основательного пересмотра всей организации  производственной  и  коммерческой

деятельности изготовителей потребительских  товаров  и  работников  торговли,

ее оптового и розничного звеньев.  При  этом  государство  должно  проводить

социально-активную поддержку самостоятельного  производителя  независимо  от

его организационно-правовой формы  деятельности  в  сфере  мелкого,  малого,

среднего и крупного бизнеса.

      Экономическая   политика   также   должна   побуждать   предприятия   к

инициативным действиям по расширению и  обновлению  ассортимента,  улучшению

товарных  качеств,  целенаправленному  социально  оправданному  формированию

спроса с учетом выявленных особенностей его удовлетворения и развития.

      Само собой, очевидно,  что  директивное  установление  цен  в  стране,

которая поменяла  экономические  отношения  с  административно-командных  на

рыночные являются не совсем подходящими  в данной ситуации, но  это  не  дает

повода к умалению  или  разложению  государственного  регулирования  цен  на

продукцию монополистов и в целом  на госрегулирование.

      Речь идет,  таким   образом,  не  только  о  правилах  ценообразования,

которые существуют даже при рыночном механизме их формировать, но  и  прямом

регулировании цен, то есть установлении их величин, пределов,  коэффициентов

и т. п. границ.

 

 

                                  Заключение

 

 

      Цена и ценообразование  являются важной составной частью  хозяйственного

механизма.  Сам  хозяйственный  механизм  представляет  собой   совокупность

организационных  структур  и   конкретных   форм   хозяйствования,   методов

управления  и  правовых  форм,  с  помощью   которых   общество   использует

экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

      Развитие конкретных  отношений в различных отраслях  народного хозяйства

невозможно  без  научного  ценообразования  на  результаты  производственной

деятельности. В  арсенале  экономических  средств,  обеспечивающих  успешное

развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее  действенным

экономическим инструментом. О значении цены как  экономического  инструмента

управления  народным  хозяйством  говорит  то,  что  она  лежит   в   основе

исчисления таких  экономических  показателей,  как  себестоимость,  прибыль,

объем реализации продукции, товарооборот.

      В процессе коренной  перестройки хозяйственного механизма,  объективной

необходимостью стал радикальный  пересмотр сложившейся в нашей  стране  ранее

системы  цен  и  ценообразования.  Без  реформы   цен   невозможно   создать

нормальных экономических  отношений  в  экономике,  обеспечить  обоснованную

оценку затрат и результатов  производства, эквивалентность в  обмене  товарами

и услугами, стимулировать научно-технический  прогресс и ресурсосбережение  и

нормализовать обстановку на рынке.

      В  решении   сложных  методологических   проблем   ценообразования   на

современном этапе развития нашего общества  огромную  роль  играет  глубокое

теоретическое осмысление роли и значения творческого  характера  труда,  его

содержания как субстанции  стоимости  и  цены  материальных  благ.  На  пути

освоения   законов   рыночной   экономики   вопросы   управления    системой

ценообразования занимают одно из  центральных  мест  в  социальной  политике

государства.

      Осуществление ценообразования  на  научной  основе  лежит   в  плоскости

совершенствования экономических  отношений  в  сфере  производства,  обмена,

распределения и потребления материальных благ.

 

                          Библиографический список

 

 

1. Герасименко В.В. Ценовая политика  фирмы. - М.: Финстатинформ, 1995.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1998.

3. Курс экономической теории  /  Под  ред.  Чепурина  М.Н.,  Киселевой  Е.А.

   Киров: АСА, 1995

4. Предпринимательство / Под ред.  Горфенкеля В.Я. и др. - М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент,  ценообразование  на  предприятии.  М.,

   Международные отношения, 1999.

6. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной  экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.

7. Ценообразование и рынок / Под  ред. Салижманова  И.K.  М.:  Финстатинформ,

   1999.

8. Ценообразование. Под ред. проф. И.К.Салимжанова. Учебное пособие.  -  М.:

   Финстатинформ, 1996.

9. Шуляк П.Н. Ценообразование:  Учебно-практическое  пособие.-2-е   изд.  М.:

   ИВЦ “Маркетинг”, 1998.

10. Экономика. Учебник / Под ред.  А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998.

 

 


Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике