Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:34, контрольная работа
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма
современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее
роль неизмеримо возрастает.
Введение 2
1. Цена как экономическая категория 3
2. Методы установления цены на товар 8
3. Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной
политики цен 13
Заключение 18
Библиографический список 20
меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне
болезненные последствия, прежде всего увеличить масштабы безработицы.
Предполагалось, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости
в случае, если будет введено замораживание цен и заработной платы.
Прямое регулирование
цен способствовало
осени 1972 г. в стране снизились темпы роста цен, увеличилась занятость,
стал быстро расти валовой национальный продукт. Однако довольно скоро
выявились и негативные последствия
централизованного
контроль ограничивал межотраслевой перелив капиталов, тормозил
инвестиционную политику. Снизился уровень деловой активности, сдерживался
рост доходов. В мае 1974 г. в США отказались от прямого контроля над
ценами. В настоящее время американская администрация, ограничивая
государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным
товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и
методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению
экономического положения в стране.
Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется
лишь в высокомонополированных отраслях, попадающих под юрисдикцию
антитрестовского регулирования. Например, специальные комиссии
устанавливают тарифы за пользование электроэнергией, на некоторые
коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10 %
цен.
Во Франции имеет место прямое регулирование цен на
сельскохозяйственную
также осуществляется наблюдение за ценами в условиях конкуренции. В
экономике Франции государственный сектор занимает небольшой удельный вес и
включает отрасли - монополисты (например, газовую промышленность,
электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в
режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки,
страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство
устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей
монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую
продукцию. Во втором - оказывает минимальное воздействие на хозяйственную
деятельность этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.
Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между
регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20 % цен
регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме свободного
рыночного ценообразования.
Франция является одной их немногих промышленно развитых стран, где
долгое время существовал довольно жесткий режим государственного
регулирования цен. На протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное
регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма". Однако
система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки
исчерпала себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный
контроль ценами делает рынок менее гибким. сдерживает рост производства,
конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив
капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров услуг.
Интересен опыт регулирования цен в Японии. Государству здесь запрещено
устанавливать цены как монопольно высокие, так и монопольно низкие,
преследующие цель "выбить" конкурента из рынка. Введены ограничительные
меры в отношении
отрасли, где объем производства превышает 30 млрд. иен. Если в таких
отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на
одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то Комиссия
по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах такого
повышения и при необходимости начать расследование. Исключения
предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда
цены ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм
отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускается согласование
производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, уровней
загрузки оборудования и цен. Когда Комиссия получает заявление с просьбой о
разрешении таких исключений, она обязана в короткий срок обнародовать
причины своего согласия или отказа. Принимая решение, она консультируется с
министром, в компетенцию которого входит отрасль.
Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет оценить
закономерности и тенденции в этой области, использовать полученные знания
при формировании ценового механизма в РФ в период перехода ее экономики к
рынку.
Разрешение проблем, существующих в данной сфере, требует прежде всего
основательного пересмотра всей организации производственной и коммерческой
деятельности изготовителей
ее оптового и розничного звеньев. При этом государство должно проводить
социально-активную поддержку самостоятельного производителя независимо от
его организационно-правовой формы деятельности в сфере мелкого, малого,
среднего и крупного бизнеса.
Экономическая политика также должна побуждать предприятия к
инициативным действиям по расширению и обновлению ассортимента, улучшению
товарных качеств, целенаправленному социально оправданному формированию
спроса с учетом выявленных особенностей его удовлетворения и развития.
Само собой, очевидно,
что директивное
которая поменяла экономические отношения с административно-командных на
рыночные являются не совсем подходящими в данной ситуации, но это не дает
повода к умалению или разложению государственного регулирования цен на
продукцию монополистов и в целом на госрегулирование.
Речь идет, таким образом, не только о правилах ценообразования,
которые существуют даже при рыночном механизме их формировать, но и прямом
регулировании цен, то есть установлении их величин, пределов, коэффициентов
и т. п. границ.
Цена и ценообразование
являются важной составной
механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность
организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов
управления и правовых форм, с помощью которых общество использует
экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
Развитие конкретных
отношений в различных
невозможно без научного ценообразования на результаты производственной
деятельности. В арсенале экономических средств, обеспечивающих успешное
развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее действенным
экономическим инструментом. О значении цены как экономического инструмента
управления народным хозяйством говорит то, что она лежит в основе
исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль,
объем реализации продукции, товарооборот.
В процессе коренной
перестройки хозяйственного
необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее
системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать
нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную
оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами
и услугами, стимулировать научно-
нормализовать обстановку на рынке.
В решении сложных методологических проблем ценообразования на
современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое
теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его
содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути
освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой
ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике
государства.
Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости
совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена,
распределения и потребления материальных благ.
Библиографический список
1. Герасименко В.В. Ценовая
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1998.
3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
Киров: АСА, 1995
4. Предпринимательство / Под ред. Горфенкеля В.Я. и др. - М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Пунин Е.М. Маркетинг,
Международные отношения, 1999.
6. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.
7. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ,
1999.
8. Ценообразование. Под ред.
Финстатинформ, 1996.
9. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.:
ИВЦ “Маркетинг”, 1998.
10. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998.