Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:00, курсовая работа
Государственное насилие в процессе образования центральных банков в противовес естественным институтам рыночной экономики выразилось, помимо всего прочего, в отсутствии четкого определения статуса ЦБ.
Государственное насилие в процессе образования центральных банков в противовес естественным институтам рыночной экономики выразилось, помимо всего прочего, в отсутствии четкого определения статуса ЦБ.
В середине XVIII века
французский философ Шарль
Почти одновременно с Монтескье англичанин Адам Смит в своем классическом экономическом труде предусмотрел три обязанности, которые” согласно системе естественной свободы, надлежит исполнять государю" [2]. Среди которых охрана прав собственности, оборона страны и выполнение некоторых видов общественных услуг.
Возникает вопрос:
почему эти уважаемые не только в
своих странах мыслители не дали
государству права
Рассмотрим на примере статуса Центрального банка РФ практику того, как российское законодательство пытается легитимизировать в глазах граждан такую деятельность власти.
Теоретиками утверждается, что "независимость - это системообразующая характеристика правового статуса Банка России, как национального центрального банка" [3]. Другими словами: ЦБ потому и центральный, что независимый. А независимый ли он?
Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.
В соответствии со статьей 11 Конституции государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. В чьем ведении находится Банк России? Явно не в ведении законодательной власти и судов. Банк России - это орган исполнительной власти.
Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого (ст. 114, подпункт б) является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Банк России здесь - инструмент такой политики.
Подотчетен Банк России и законодательной власти, в ведении которой (ст. 103, подпункт в) находится также назначение и освобождение от должности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет и Президент: это он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе (ст. 83, подпункт г).
Такое обилие контролирующих органов способно развеять мнение о какой-либо независимости Банка России.
Есть еще одно,
не столько научное, сколько психологическое
подтверждение зависимости
Пытаясь завуалировать принадлежность ЦБ к органам власти российское законодательство в вопросах гражданских правоотношений вынуждено допустить исключение из правил, не предусматривающих исключений. Гражданский кодекс РФ в статье 2 в качестве участников регулируемых гражданским законодательством отношений рассматривает следующих субъектов:
- граждан,
- юридических лиц,
- Российскую
Федерацию (ее субъектов и
В каком статусе представляется нам здесь Центральный банк? В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" в статусе юридического лица. То есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом" (ст. 48). Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором "Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает, что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, указанное имущество - федеральная собственность" [3].
За рубежом проблеме статуса ЦБ уделяется несколько больше внимания, чем у нас, хотя также не вполне достаточно. Международный валютный фонд (МВФ) выделяет следующие факторы, влияющие на статус ЦБ и его положение в экономике:
1) институциональные основы (структура денежной и банковской систем);
2) сущность и
система целей, определенных
3) контроль и наблюдение общественности за денежной политикой ЦБ;
4) роль и значение Совета управляющих ЦБ;
5) процедура
назначения и увольнения
6) правила управления бюджетом ЦБ;
7) ограничения
на финансирование
8) юридические
и институциональные
инструментов денежной политики;
9) законодательная
ответственность и решение