Центральный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:00, курсовая работа

Описание работы

Государственное насилие в процессе образования центральных банков в противовес естественным институтам рыночной экономики выразилось, помимо всего прочего, в отсутствии четкого определения статуса ЦБ.

Файлы: 1 файл

4.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Государственное насилие в процессе образования  центральных банков в противовес естественным институтам рыночной экономики  выразилось, помимо всего прочего, в  отсутствии четкого определения  статуса ЦБ.

В середине XVIII века французский философ Шарль Монтескье провозгласил функциональное разделение властей на законодательную, исполнительную судебную. Мысль о том, что когда-нибудь ограничение власти одного единственного монарха станет возможным на практике в эпоху расцвета абсолютизма выглядела не менее фантастической, чем идеи социалистов-утопистов. Однако принцип разделения властей в самое ближайшее время получил столь серьезную поддержку, что спустя двести пятьдесят лет на оставшиеся кое-где на Земле тоталитарные режимы (по сути, а не по конституции) воспринимаются нами как архаизмы. В подтверждение своей демократичности действующая Конституция РФ также содержит тезис о разделении властей: “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную” [1].

Почти одновременно с Монтескье англичанин Адам Смит в своем классическом экономическом  труде предусмотрел три обязанности, которые” согласно системе естественной свободы, надлежит исполнять государю" [2]. Среди которых охрана прав собственности, оборона страны и выполнение некоторых видов общественных услуг.

Возникает вопрос: почему эти уважаемые не только в  своих странах мыслители не дали государству права распоряжаться  содержимым наших кошельков ни (с  точки зрения философии права) путем  выделения в отдельную ветвь власти власть экономическую, ни (с точки зрения теории права) наделением правительства функции контроля над выпуском денег? Возьму смелость заявить, что контроль правительства за денежным обращением есть насильственное вмешательство государства в экономику не имеющее своего научного обоснования.

Рассмотрим на примере статуса Центрального банка  РФ практику того, как российское законодательство пытается легитимизировать в глазах граждан такую деятельность власти.

Теоретиками утверждается, что "независимость - это системообразующая характеристика правового статуса Банка России, как национального центрального банка" [3]. Другими словами: ЦБ потому и центральный, что независимый. А независимый ли он?

Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.

В соответствии со статьей 11 Конституции государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. В чьем ведении находится Банк России? Явно не в ведении законодательной власти и судов. Банк России - это орган исполнительной власти.

Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого (ст. 114, подпункт б) является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Банк России здесь - инструмент такой политики.

Подотчетен Банк России и законодательной власти, в ведении которой (ст. 103, подпункт в) находится также назначение и освобождение от должности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет и Президент: это он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе (ст. 83, подпункт г).

Такое обилие контролирующих органов способно развеять мнение о  какой-либо независимости Банка  России.

Есть еще одно, не столько научное, сколько психологическое  подтверждение зависимости Банка  России. В русской разговорной  лексике понятие "государство" прочно ассоциируется не с территорией, а с властью (правительством). Соответственно прилагательное "государственный" означает в большей мере принадлежность не к данной территории, а к власти (например, государственное предприятие, государственный университет). В общественном сознании Центральный банк был и остается банком государственным, то есть полностью от власти зависящим и никоим образом от нее неотъемлемым.

Пытаясь завуалировать  принадлежность ЦБ к органам власти российское законодательство в вопросах гражданских правоотношений вынуждено допустить исключение из правил, не предусматривающих исключений. Гражданский кодекс РФ в статье 2 в качестве участников регулируемых гражданским законодательством отношений рассматривает следующих субъектов:

- граждан,

- юридических  лиц,

- Российскую  Федерацию (ее субъектов и муниципальные  образования), от имени которой  выступают органы государственной  власти (ст. 124).

В каком статусе  представляется нам здесь Центральный  банк? В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" в статусе юридического лица. То есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом" (ст. 48). Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором "Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает, что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, указанное имущество - федеральная собственность" [3].

За рубежом  проблеме статуса ЦБ уделяется несколько  больше внимания, чем у нас, хотя также не вполне достаточно. Международный валютный фонд (МВФ) выделяет следующие факторы, влияющие на статус ЦБ и его положение в экономике:

1) институциональные  основы (структура денежной и  банковской систем);

2) сущность и  система целей, определенных для  ЦБ;

3) контроль и наблюдение общественности за денежной политикой ЦБ;

4) роль и значение  Совета управляющих ЦБ;

5) процедура  назначения и увольнения управляющих  и директоров ЦБ;

6) правила управления  бюджетом ЦБ;

7) ограничения  на финансирование правительства;

8) юридические  и институциональные ограничения  на использование

инструментов  денежной политики;

9) законодательная  ответственность и решение конфликтов.

Информация о работе Центральный банк