Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу вложений в формирование способностей к труду и их фактического использования; 2) экономическая оценка способностей человека приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, оборудование и приобретенную квалификацию. Ч.к. - это качественные характеристики рабочей силы, способности и навыки, которые создаются индивидами путем инвестирования времени в свое обучение, образование и др. виды деятельности, которые повышают производительные возможности индивида, и, соответственно, его доходы. Инвестируя в Ч.к., люди откладывают текущий доход в надежде увеличить будущий. Начиная программу по своему обучению, люди оценивают стоимость этих программ. Она включает обучение и др. издержки. Основные издержки - это зарплата, не полученная, упущенная во время периода обучения. Начинающие обучение должны взвесить эти издержки по сравнению с дополнительным доходом (или др. выгодами), который они ожидают получить после прохождения обучения. Размер Ч.к. может уменьшаться под воздействием износа (физического и морального) и увеличиваться в результате своеобразного инвестирования (рождений и воспитания детей, образования людей, миграции населения и др.).
Один из наиболее авторитетных специалистов по проблеме социального капитала Дж. Коулман говорил: "Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами".
Хард-менеджмент или софт-менеджмент?
В современном менеджменте различение физического, человеческого и социального капитала уже давно существует в виде деления менеджмента на "твердый" (hard) и "мягкий" (soft) по аналогии с делением компьютерной техники на hardware и software: - "железо" и программное обеспечение. Объектом управления первого являются все безличные, "внечеловеческие", преимущественно материальные, "осязаемые" аспекты деятельности организации, объектом второго - все аспекты, предполагающие включение человека и его специфики. Если говорить о значении первого и второго менеджмента, то следует признать, что люди без "железа" выжить могут, а "железо" без людей - просто мертвая материя, нагромождение форм, смысл которых надо расшифровать.
Развивая формулировку Дж. Коулмана, следует подчеркнуть следующее. Социальный капитал не просто "облегчает" производственную деятельность. Он становится определяющим, и самое главное, обладает гораздо большим потенциалом по сравнению с физическим и человеческим капиталом. На первый взгляд, трудность доказательства этого утверждения кроется именно в большей неосязаемости социального капитала, но то же самое говорилось и о человеческом капитале по сравнению с физическим, пока не были разработаны соответствующие системы оценок.
Однако можно подсчитать, какой экономический, выразимый в осязаемых цифрах ущерб может нанести организации дефицит ее социального капитала: например внутренний конфликт или атмосфера подозрительности, отсутствие доверия руководителей к подчиненным и наоборот. Эти цифры вполне могут оказаться еще более внушительными, чем те, в которых выражается величина физического или человеческого капитала.
Значение социального капитала
Социальный капитал, так же, как физический и человеческий, обладает определенными качествами, измеряемыми рыночной стоимостью (ценой). Кроме того, как и любой другой, социальный капитал имеет свойство возрастать, или, напротив, обесцениваться, т.е. увеличиваться или уменьшаться в зависимости от своего положения в системе социальных, рыночных отношений между субъектами социального процесса.
Например, люди старшего поколения хорошо помнят, что для них значили в сугубо практическом, экономическом плане связи с "нужными людьми": чиновниками государственного и партийного аппарата, прочими "слугами народа", мясниками, продавцами обувных отделов, автомеханиками и т. п. По мере возрастания роли рыночных отношений и исчезновения дефицита товаров одновременно с появлением дефицита средств для вхождения в потребительский рай у многих людей, роли бывших персонажей кардинально изменились. Самыми дорогими и высокооплачиваемыми стали профессии юриста и финансиста. Позиции и стоимость чиновничества лишь незначительно пошатнулись, поскольку бюрократии удалось сохранить мертвую хватку опять же благодаря сохранению позиций в системе циркуляции власти. Напомним крылатое выражение первых лет перестройки: "Меня назначили миллионером". В целом значение социальных связей возросло повсеместно: в экономике, политике, общественной жизни.
Резюмируя, следует отметить следующее: