Человеческий и социальный капитал как основные факторы экономического развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу вложений в формирование способностей к труду и их фактического использования; 2) экономическая оценка способностей человека приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, оборудование и приобретенную квалификацию. Ч.к. - это качественные характеристики рабочей силы, способности и навыки, которые создаются индивидами путем инвестирования времени в свое обучение, образование и др. виды деятельности, которые повышают производительные возможности индивида, и, соответственно, его доходы. Инвестируя в Ч.к., люди откладывают текущий доход в надежде увеличить будущий. Начиная программу по своему обучению, люди оценивают стоимость этих программ. Она включает обучение и др. издержки. Основные издержки - это зарплата, не полученная, упущенная во время периода обучения. Начинающие обучение должны взвесить эти издержки по сравнению с дополнительным доходом (или др. выгодами), который они ожидают получить после прохождения обучения. Размер Ч.к. может уменьшаться под воздействием износа (физического и морального) и увеличиваться в результате своеобразного инвестирования (рождений и воспитания детей, образования людей, миграции населения и др.).

Файлы: 1 файл

Человеческий и социальный капитал.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

Один из наиболее авторитетных специалистов по проблеме социального капитала Дж. Коулман говорил: "Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами".

Хард-менеджмент или софт-менеджмент?

В современном менеджменте  различение физического, человеческого  и социального капитала уже давно существует в виде деления менеджмента на "твердый" (hard) и "мягкий" (soft) по аналогии с делением компьютерной техники на hardware и software: - "железо" и программное обеспечение. Объектом управления первого являются все безличные, "внечеловеческие", преимущественно материальные, "осязаемые" аспекты деятельности организации, объектом второго - все аспекты, предполагающие включение человека и его специфики. Если говорить о значении первого и второго менеджмента, то следует признать, что люди без "железа" выжить могут, а "железо" без людей - просто мертвая материя, нагромождение форм, смысл которых надо расшифровать.

Развивая формулировку Дж. Коулмана, следует подчеркнуть  следующее. Социальный капитал не просто "облегчает" производственную деятельность. Он становится определяющим, и самое главное, обладает гораздо большим потенциалом по сравнению с физическим и человеческим капиталом. На первый взгляд, трудность доказательства этого утверждения кроется именно в большей неосязаемости социального капитала, но то же самое говорилось и о человеческом капитале по сравнению с физическим, пока не были разработаны соответствующие системы оценок.

Однако можно подсчитать, какой экономический, выразимый  в осязаемых цифрах ущерб может  нанести организации дефицит ее социального капитала: например внутренний конфликт или атмосфера подозрительности, отсутствие доверия руководителей к подчиненным и наоборот. Эти цифры вполне могут оказаться еще более внушительными, чем те, в которых выражается величина физического или человеческого капитала.

Значение  социального капитала

Социальный капитал, так  же, как физический и человеческий, обладает определенными качествами, измеряемыми рыночной стоимостью (ценой). Кроме того, как и любой другой, социальный капитал имеет свойство возрастать, или, напротив, обесцениваться, т.е. увеличиваться или уменьшаться в зависимости от своего положения в системе социальных, рыночных отношений между субъектами социального процесса.

Например, люди старшего поколения хорошо помнят, что для них значили в сугубо практическом, экономическом плане связи с "нужными людьми": чиновниками государственного и партийного аппарата, прочими "слугами народа", мясниками, продавцами обувных отделов, автомеханиками и т. п. По мере возрастания роли рыночных отношений и исчезновения дефицита товаров одновременно с появлением дефицита средств для вхождения в потребительский рай у многих людей, роли бывших персонажей кардинально изменились. Самыми дорогими и высокооплачиваемыми стали профессии юриста и финансиста. Позиции и стоимость чиновничества лишь незначительно пошатнулись, поскольку бюрократии удалось сохранить мертвую хватку опять же благодаря сохранению позиций в системе циркуляции власти. Напомним крылатое выражение первых лет перестройки: "Меня назначили миллионером". В целом значение социальных связей возросло повсеместно: в экономике, политике, общественной жизни.

Резюмируя, следует отметить следующее:

  1. Потребность в специалистах по развитию и культивированию социальных связей (социального капитала) - личных, институциональных и прочих - будет неуклонно расти. При этом надо уточнить: в работе с кадрами будет недостаточно просто переименовать традиционного кадровика в "менеджера по HR", а скороспелого рекламщика в "менеджера по PR". Этих специалистов надо готовить целенаправленно, с учетом самых современных знаний в соответствующей области. Одной из таких областей, незаслуженно заброшенной, является работа с внутренними общественными связями, которыми раньше занимались партия, комсомол и профсоюзы.
  2. Теоретической основой для работы с социальным капиталом вполне могут служить разработки в области социальной психологии как науки о роли психологических факторов в социальном процессе, который есть не что иное, как движение системы социальных связей, осуществляющееся посредством обмена образами, в которых зафиксированы позиции и ценности участников этого процесса, их отношение (оценка) к отношению (связи).
  3. В ближайшем будущем возрастет роль морально-психологической стороны социального взаимодействия, этики социальных отношений, образующей ядро социального капитала. Как следствие этого, на первый план выдвинутся такие реалии жизни организации, как доверие, порядочность, лояльность и другие, еще менее осязаемые феномены.
  4. Их роль станет ключевой по мере смены: а) традиционно устойчивых во времени и пространстве взаимосвязей связями временными (адхократическими), б) жестко фиксированных вертикальных иерархических структур преимущественно горизонтальными сетями, создаваемыми для выполнения конкретных задач и проектов. Работа в "пирамидах" уступит "сетеванию" (networking).
  5. В практическом плане необходимым условием осознанного изменения организации станет опора на социокультурную специфику контекста, в котором организация функционирует.
  6. Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной", можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.
  7. В связи с "принудительным" характером процесса глобализации и интернационализации, общественные связи приобретают все более выраженный кросс-культурный (или точнее - транскультурный) характер. Отсюда - возрастающее значение кросс-культурных исследований.

 

 

 

 




Информация о работе Человеческий и социальный капитал как основные факторы экономического развития в современных условиях