Человек в экономической системе развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей темы заключается в том, что человек является как главным субъектом, так и объектом экономической системы, и экономическая система не могла бы возникнуть без самого человека.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности и роли человека в экономическом развитии общества.
Итак, перейдем к рассмотрению понятия экономическая система общества.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1.Экономическая система общества: понятие и
содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1Хозяйственная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Блага. Материальные и нематериальные блага . . . . . 6
1.3Потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4 Предметы труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.5 Производительные силы и производственные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10



ГЛАВА 2.Роль человека в экономической системе . . . . . . . . . . . .13

2.1 Человек и отношения собственности . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Человек и труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Человек и бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.4 Человек доходы и расходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
ГЛАВА 3. Современные типы экономических систем . . . . . . . . . . 16
3.1. Традиционный тип экономической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.2. Классический капитализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 16
3.3 Социализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.4 Постиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. .. 35

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

                      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                        «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

                                       ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

 

 

 

 

                             ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

                                                       

                                                           СЕКЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

                               СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ: АЛЕКСЕЕВА Е.А.

 

                                                                 ГРУППА 10-Э-4

 

                                                   НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:           

                                                               Д.Э. , ПРОФ., АКАД. МААМиК БУЛАТОВ А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             МОСКВА 2011

Содержание.

 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1.Экономическая система общества: понятие и

содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

1.1Хозяйственная деятельность  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.2Блага. Материальные и нематериальные блага  . . . . .  6

1.3Потребности  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.4 Предметы  труда  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.5 Производительные  силы и производственные 

отношения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10

 

 

 

ГЛАВА 2.Роль человека в экономической системе . . . . . . . . . . . .13

 

2.1 Человек и отношения собственности . . . . . ..  . . . . . . . . . . . . 13

2.2 Человек и труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2.3. Человек и бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2.4 Человек доходы и  расходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

 

ГЛАВА 3. Современные  типы экономических систем . . . . . . . . . . 16

 

3.1. Традиционный тип экономической  системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

3.2. Классический капитализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 16

3.3 Социализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.4 Постиндустриальное общество  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. ..  35

 

Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Экономика —  это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.

Роль человека в экономике в отдельные периоды  его жизни различна и определяется тем, сколько человек получает различных  благ от семьи, общества и сколько им возвращает.

             Итак, тема моей курсовой работы  «Человек в экономической системе  развития общества».

 

Актуальность  моей темы заключается в том, что  человек является как главным  субъектом, так и объектом экономической  системы, и экономическая система не могла бы возникнуть без самого человека.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности и роли человека в экономическом  развитии общества.

Итак, перейдем к рассмотрению понятия экономическая  система общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Экономическая система общества: понятие и содержание.

 

.

Экономическая система — это особым образом  упорядоченная система связей между  производителями и потребителями  материальных и нематериальных благ и услуг.

В экономической  системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

М. Фридмен  в книге «Капитализм и свобода» рассматривает два способа координации  экономической деятельности людей. Первый — это централизованное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия; таковы методы армии, современного тоталитарного государства. Второй — это добровольное сотрудничество индивидов, или спонтанный, стихийный порядок; главный сигнал к действию здесь — цены. Понижение или повышение цен на ресурсы и результаты труда подсказывает хозяйственникам, в каком направлении следует действовать.

Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и  институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Экономические системы многомерны. Их можно формализовать:

ES=flAi, A2, ... А„),

где ES — экономическая  система, определяемая свойствами (А,), существующими в количестве п. Эти  свойства могут выступать критериями при дифференцировании экономических систем, определении их типа.

Важнейшие элементы экономической системы: хозяйственная  деятельность, производственные отношения, производительные силы, экономические  ресурсы, производственные возможности, результаты и эффективность функционирования экономической системы.

1.1Хозяйственная  деятельность.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой  процесс, в котором экономическая  теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение — это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен — процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен товарами. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Хозяйственная деятельность сегодня характеризуется  такими терминами, как предпринимательство, бизнес, коммерция, менеджмент, маркетинг.

Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле — это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле — это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.

Предпринимательство — одна из форм бизнеса.

Бизнес чаще всего характеризуется как:

• дело (работа);

•  любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера — это тоже бизнес);

•  система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.

Суть системы  бизнес состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом, и в то же время  в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Коммерция —  это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В  узком смысле — это часть предпринимательской  деятельности в сфере обращения  по непосредственной реализации продукции и получению прибыли. В широком смысле — это заключение торговых сделок как составная часть любого бизнеса.

Основная  цель современной коммерции —  всестороннее обслуживание непосредственно  производства и рационализации сферы  обращения.

К новейшим формам общественной деятельности можно отнести  лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств  производства) и факторинг (форма  коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции  путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

Менеджмент  — это деятельность по управлению производством. Его можно охарактеризовать и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых  в развитых странах с целью повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли.

Маркетинг —  система организации деятельности предприятия (фирмы), когда в основе принятия хозяйственных решений  лежат требования рынка, реальные запросы  и потребности покупателей в товарах и услугах, а также производственно-сбытовые возможности данного предприятия (фирмы).

 

1.2. Блага.  Материальные и нематериальные.

В хозяйственной  деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные блага. Последние находятся в ограниченном количестве, их иногда называют экономическими благами, ибо именно они являются объектом экономической деятельности людей.

К материальным благам иногда относят не только материальные вещи (дары природы, продукты труда и т.д.), но и все права (патентные, авторские, проезда, пользователя и т.д.), долевые обязательства, закладные, все виды монополий и привилегий.

Кроме материальных благ, можно выделить нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека; создаются они в непроизводственной сфере (здравоохранении, образовании, физкультуре и спорте, искусстве, кино, театрах и т.д.). Среди нематериальных благ различаются внутренние и внешние блага. К первым относятся блага, данные человеку природой, которые он развивает по собственной воле (мускулы, здоровье, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от книг, лекций, музыки и т.п.). Ко вторым — то, что дает внешний мир для удовлетворения способностей человека (репутация, деловые связи и т.д.) или блага, которые благотворны для себя и для других (трудовые повинности, домашние услуги).

Особую группу благ, необходимых человеку, составляют услуги. Их специфика в том, что  они не имеют вещной формы, их нельзя непосредственно накопить. Они могут быть потреблены лишь в момент их производства. В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром.

Товар — это  продукт труда, способный удовлетворить  какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Товар — это  исходная категория товарного хозяйства, его «экономическая клеточка». Объясняется  это тем, что огромное скопление  товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар — элементарная форма богатства. Сегодня к богатству относятся не только материальные блага, выступающие в роли товара, но все то, что ценится обществом, в том числе и интеллект, чистый воздух и др.

По функциональному  назначению товары подразделяются на две большие группы: потребительские товары (или товары народного потребления), предназначенные для личного потребления, и средства производства — товары, предназначенные для производительного потребления.

Товаром особого  рода являются деньги. Их особенность  заключается в том, что они  являются всеобщим эквивалентом, т.е. на деньги можно купить любые товары.

По функциональному  назначению товары подразделяются на две большие группы: потребительские  товары (или товары народного потребления), предназначенные для личного  потребления, и средства производства — товары, предназначенные для производительного потребления.

Товаром особого  рода являются деньги. Их особенность  заключается в том, что они  являются всеобщим эквивалентом, т.е. на деньги можно купить любые товары.

1.3  Потребности.

От потребления следует отличать потребности.

Потребности — требующая удовлетворения нужда, надобность в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, личности.

Согласно  теории американского ученого А. Маслоу, все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке — от «низших» материальных до «высших» духовных:

•  потребности физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

•  потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

•  потребность в социальных связях (любовь, нежность, причастность к какой-либо группе и т.д.);

•  потребность самоуважения (признание, одобрение и т.д.);

•  потребность самоактуализации (реализация способностей, понимание, осмысление 

Потребности могут быть разделены на экономические и неэкономические, осознанные и неосознанные, ложно понятые. Потребности экономические побуждают к эффективному использованию имеющихся ресурсов для достижения конкретных результатов.

Все четыре стадии хозяйственной деятельности (производство, распределение, обмен и потребление) находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Процесс воспроизводства  составляет постоянное повторение хозяйственной  деятельности (всех ее стадий) в прежнем  или увеличенном объеме.

  • 1.4 Предметы труда
  • Предметы  труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта.

    Предметы  труда либо даны самой природой (например, руда), либо являются продуктом предыдущего  труда, т.е. сырьем.

    Средства  труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда; то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

    Средства  труда — важнейший показатель уровня развития производства. Известно, что экономические эпохи различаются  не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.

    Материальные  средства труда подразделяются на естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные  домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего) и  технические (т.е. создаваемые человеком).

    Информация о работе Человек в экономической системе развития общества