Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства 4
2 Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики 8
3 Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году 13
Заключение 18
Ответы на КТЗ 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

распечатать курсовую.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

ЦБ проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит ЦБ выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ЦБ взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Если ЦБ уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков. Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму, необходимую  государству. В своей дисконтной политике Центральный Банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке Центральный Банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, ЦБ имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия  на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения  влекут за собой значительные последствия  для банковской системы в целом. Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики. Последние изменение ставки рефинансирования было 29 марта 2011 года и составила 8,25% . Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Вышеназванные два инструмента денежно-кредитной политики являются наиболее применимыми и реализуются через кредитные организации.

3. Операции на открытом рынке.

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции ЦБ, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод  заключается в том, что ЦБ осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. ЦБ предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное  отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики ЦБ.

 

 

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

В первом полугодии 2011 г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса Банк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора, достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизить волатильность процентных ставок на межбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В значительной степени этому способствовала стабилизация внутреннего валютного рынка.   

 В соответствии  с Положением Банка России  от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" (далее — Положение Банка России № 312-П) кредитным организациям была предоставлена возможность получать под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по кредитным договорам организаций) внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты по фиксированной процентной ставке, а начиная с февраля 2009 г. — также кредиты по фиксированным процентным ставкам, обеспеченные поручительствами кредитных организаций.   

  Среди инструментов рефинансирования  наиболее востребованными были внутридневные кредиты. Их объем за январь—июнь 2011 г. составил 11,3 трлн. руб. (за II квартал — 5,7 трлн. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 4,0 трлн. рублей.   

  Объем кредитов Банка России, предоставленных в соответствии с Положением Банка России № 312-П, за январь—июнь 2011 г. составил 1149,1 млрд. руб., в том числе кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, — 401,3 млрд. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным в соответствии с Положением Банка России № 312-П, составила за отчетный период 12,43% годовых (в первом полугодии 2010 г. указанные кредиты не предоставлялись).   

  Банк России также предоставлял  кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем таких кредитов, предоставленных Банком России, за первое полугодие 2011 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 109,5 млрд. руб. и составил 194 млрд. руб. (за II квартал — 45,8 млрд. руб.).    

  В январе—июне 2011 г. Банк России корректировал границы коридора процентных ставок по операциям Банка России, в связи с чем трижды была снижена ставка рефинансирования, как и процентная ставка по кредитам овернайт (на 1.07.2009 они составляли 11,5% годовых). Одновременно были снижены процентные ставки по другим операциям Банка России.   

  За первое полугодие 2011 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов составил 165,6 млрд. руб. (за II квартал — 59,8 млрд. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 201- г. в 8,8 раза. Из них основную часть — 90,5 млрд. руб. (или 54,6%) составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней, в том числе 6,1 млрд. руб. предоставлено через СЭТ ММВБ.   

  По кредитам Банка России, обеспеченным  активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 312-П, процентная ставка изменялась несколько раз и устанавливалась на уровне 11,25; 12,0; 11,5; 11,0; 10,5% годовых по кредитам на срок до 90 календарных дней, 12,5; 12,0; 11,5; 11,0% годовых — по кредитам на срок от 91 до 180 календарных дней, 13,0; 12,5; 12,0; 11,5% годовых — по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней.   

  Средневзвешенная процентная ставка  по ломбардным кредитам за январь—июнь 2011 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 4,22 процентного пункта и составила 11,93% годовых.   

  Уровень процентных ставок по  ломбардным кредитам Банка России, предоставленным за первое полугодие 2011 г. по фиксированным процентным ставкам, сроком на 7 календарных дней составил 10,67% годовых (в соответствующий период 2010 г. — 7,75% годовых), сроком на 30 календарных дней — 11,30% годовых. Уровень процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России, предоставленным на аукционной основе сроком на 2 недели, составил 11,53% годовых. Средневзвешенные процентные ставки по вновь совершаемым операциям ломбардного кредитования на аукционной основе составили соответственно: сроком на 3 месяца — 11,31% годовых, сроком на 6 месяцев — 12,15% годовых, сроком на 12 месяцев — 12,32% годовых.   

  Обеспечением ломбардных кредитов Банка России являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. По состоянию на 1.07.2011 рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг, кроме ценных бумаг, находящихся в залоге, составила 324 млрд. руб., увеличившись за шесть месяцев 2011 г. на 129,1 млрд. руб. (или на 66,2%). В структуре портфеля ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями на 1.07.2011, 59% составили облигации Российской Федерации, остальную часть — корпоративные облигации, облигации Банка России, облигации субъектов Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги, облигации ипотечных агентств, облигации международных финансовых организаций.    

  В 2011 г. Банк России по-прежнему использовал в качестве инструментов рефинансирования операции по предоставлению кредитов без обеспечения, введенные в действие с октября 2008 года. За первое полугодие 2011 г. объем предоставленных кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,23 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8.06.2011. По его итогам было предоставлено 47,7 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам за апрель—июнь сократилась на 59% и на 1.07.2011 составила 0,68 трлн. рублей.    

  Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2011 г. оставались операции прямого РЕПО Банка России. За первое полугодие 2011 г. посредством данных операций было предоставлено 20,1 трлн. руб. (за аналогичный период 2010 г. — 2,4 трлн. руб.). Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО во II квартале сократился на 56,3%, составив 190,1 млрд. руб. против 435,0 млрд. руб. в январе—марте 2009 года.   

  В рамках мероприятий, направленных  на расширение спектра инструментов рефинансирования, Банк России с 15.06.2011 приступил к проведению на регулярной основе аукционов прямого РЕПО на сроки 3; 6 и 12 месяцев.   

  Объем операций "валютный своп" во II квартале 2009 г. составил 0,1 трлн. руб., за первое полугодие 2011 г. — 0,5 трлн. рублей.   

  Операции по покупке и продаже облигаций федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля Банком России во II квартале 2011 г. не осуществлялись.   

  В целях поддержания ликвидности  кредитных организаций в условиях  финансового кризиса Банк России до 1 марта 2010 г. предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России (без "замораживания" их на отдельных счетах обязательных резервов, открытых в Банке России), кредитным организациям независимо от классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.   

  Для поддержания ликвидности  кредитных организаций, осуществляющих  мероприятия по предупреждению  банкротства с участием государственной  корпорации "Агентство по страхованию  вкладов" (далее — Агентство) Банк России предоставил таким кредитным организациям право до 1 марта 2010 г. при расчете суммы обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России, не включать в состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентством и(или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия Агентства в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".    

  Кредитные организации активно  использовали усреднение обязательных  резервов, поддерживая часть обязательных  резервов в качестве соответствующего  среднемесячного остатка на корреспондентских  счетах (корреспондентских субсчетах), открытых в Банке России. При этом подавляющее большинство кредитных организаций (95,9% от числа действующих кредитных организаций) использовали максимальное значение коэффициента усреднения обязательных резервов, установленное Банком России (0,6), что позволяло им поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России. Усредненная величина обязательных резервов возросла с 37 млрд. руб. в начале 2011 г. до 78,8 млрд. руб. в июне.   

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства