Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:54, курсовая работа
Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением экономической политики государства. Она должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.
Денежно – кредитная политика призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК 4
1.1 Особенности формирования спроса на деньги 4
1.2 Предложение денег 11
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
2.1 Методы, объекты и субъекты денежно-кредитной политики 20
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Денежный оборот регулируется Центральным банком и в процессе осуществления кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
Кредитная экспансия Центрального Банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.
Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.
Большое значение для
эффективного осуществления денежно-
Основная задача
денежно-кредитной политики
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение денег, их динамика и влияние этой динамики на экономику государства.
Субъектами денежно-кредитной политики являются банки, прежде всего Центральный Банк, Министерство финансов, Правительство Российской Федерации, которое определяет цели денежно-кредитной политики. Правительство Российской Федерации и Минфин определяют основные направления денежно-кредитной политики: снижение инфляции (путем уменьшения денежной массы), или же наоборот увеличение количества денег в обращении для; контролируют динамику инструментов денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации является проводником исполнения инструментов денежно-кредитной политики.
Для регулирования массы денег в обращении Центральный Банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объём, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте.
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называются также тактическими целями денежно-кредитной политики, это воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной политики.
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, её проводником является Центральный Банк. Инструменты денежно-кредитной политики обычно используются совместно, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга.
Инструментом денежно-кредитной политики называют средство, способ воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
Имеющиеся в распоряжении Центрального Банка инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (краткосрочные и долгосрочные).
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на её ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъёма производства, а кредитная рестрикция – предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъёма, или снизить темпы инфляции.
По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные).
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального Банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействие на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике используются как прямые, так и косвенные методы с постепенным вытеснением первых вторыми.
Также различают общие и селективные методы денежно-кредитной политики.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких как ограничение выдачи ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, Центральный Банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов.
По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, следовательно на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным - относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году).
В основном центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:
1. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает уменьшение денежного предложения. Если Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов, то происходит расширение объёма предложения денег.
Сейчас Центральный Банк России проводит курс на выравнивание нормативов для счетов в иностранной и национальной валютах. В долгосрочном плане Центральный Банк России проводил политику, направленную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счетах в рублях и в иностранной валюте для всех банков, что ведет к увеличению денежного предложения. Центральный Банк России принял решение об устранении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте России и в иностранной валюте в размере 5%. Совет директоров Банка России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по всем кредитным организациям, включая Сбербанк России, по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации во вклады. Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 11 апреля 2010 года составлял 511,8 млрд. долларов США, против 508,0 млрд. долларов США на 4 апреля 2010 года15.
График 4. Динамика изменения обязательных резервов ЦБР за январь-апрель 2010 года16.
Из графика 4. видно,
что за январь-апрель ЦБР
2. Процентная политика Центрального Банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у Центрального Банка и депозитная политика Центрального Банка, которая ещё может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования – это процент под который Центральный Банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка – процент, по которому Центральный Банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный Банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Некоторые коммерческие банки, имеющие зёмные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
В начале февраля 2010 года ЦБР впервые за последние без малого 10 лет поднял ставку рефинансирования. В России в конце прошлого года произошёл значительный инфляционный всплеск. Он сопровождался достаточно высокими темпами экономического роста, значительным расширением объёмов кредитования и задолженности частного сектора – как финансового, так и нефинансового, то есть всеми теми явлениями, которые говорят об экспансии (в некотором роде перегреве) экономики. Если экономика показывает признаки перегрева, то одним из первых действий, которые должны быть реализованы, является повышение процентных ставок Центральным Банком. Ставка рефинансирования находится на уровне 10% годовых, а повышена на 0,25% годовых17. Это совсем небольшое относительное повышение. В данном случае Банк России расценивает ситуацию как изменившуюся, и практика быстрого расширения кредита должна быть пересмотрена. В этом смысл повышения процентной ставки. Возможны 2 сценария – либо снижение прибыльности и темпов роста стоимости акций банков и компаний, либо некое сужение бизнеса. Денежно-кредитная политика в виде политики процентных ставок должна производиться путем управления кредитной ставкой. Но сегодня наиболее активную роль в российской экономике играет депозитная ставка – в силу того, что из-за стабильности курса рубля внешние процентные ставки все еще ниже, чем процентные ставки внутри страны, которые связаны с уровнем инфляции. Понижение депозитной ставки приведет к стимулированию кредитной экспансии и в конечном счете к стимулированию инфляции.
Допустим если у вас было 100 руб. и вы на них зарабатывали 10 руб., то у вас рентабельность была, условно говоря, 10%. Если же эти 100 руб. в силу понесённых убытков превратились в 50, а вы хотите зарабатывать те же самые 10 руб., значит ваша рентабельность возрастет с 10 до 20%. Именно это сейчас и происходит. Сокращение доступного капитала заставляет банки требовать более высокой доходности от размещения своих средств. А, в силу того, что возможности у них уменьшились, они хотят зарабатывать более высокий процент на вложенные средства. Отсюда рост процентной ставки по кредитам, что можно также называть премией за риск. Объёмы потребительского кредитования росли в 2008-2009 годах крайне быстрыми темпами, и качество таких кредитов было в некоторых случаях довольно низким. Поэтому условия выдачи кредитов должны ужесточиться.
Определение размера
учётной ставки – одна из главных
проблем денежно-кредитной
Средняя процентная ставка кредитных организаций России по краткосрочным кредитам нефинансовым организациям за последние 10 лет снизилась с 12,83 % до 8,2 %. Это говорит о том, что Центральный Банк России смягчил денежно-кредитную политику. Снижение процентной ставки приводит к увеличению денежного предложения, соответственно росту денежной массы в обращении.
Процентные ставки кредитных организаций России по краткосрочным кредитам населению за последнее время, в период с 1998 года по 2001 год значительно снизились с 20,3 % до 11,03 %, но после поднялись в 2008 году до 14,1 %. Это говорит об изначальном резком увеличении денежного предложения, а потом о его снижении.
Данные действия говорят о значительной нестабильности экономики России и были направлены на снижение резко возросшей инфляции.
В настоящее время наблюдается стабильный уровень процентных ставок кредитных организаций по краткосрочным кредитам нефинансовым организациям, а также более низкие ставки процента населению, что приводит к увеличению денежного предложения, к увеличению денежной наличности.
Размер учётной ставки в основном зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое значение, когда Центральный Банк намерен смягчить (ужесточить) кредитно-денежную политику, он снижает (повышает) учетную (процентную) ставку. В данном случае Центральный Банк России сначала смягчил денежно-кредитную политику, увеличив тем самым денежное предложение, но последующий рост инфляции потребовал дальнейшего уменьшения денежного предложения. Следовательно Центральный Банк увеличил процентные ставки.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Российской Федерации