Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI века.
Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность денежно-кредитной политики государства 4
1.2. Кейнсианская теория денег 8
1.3. Монетаристский подход 14
2. Политика обязательных резервов 19
3.Проблемы денежно-кредитной системы в России. 21
3.1. Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы 22
3.2. Последствия введения евро 25
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая экономтеория.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной  системы государства. Роль и место  денежных и кредитных отношений  в экономической архитектонике  особенно усилились на пороге XXI века.

 Стало очевидным, что в  новом столетии достижение оптимального  уровня таких макроэкономических  показателей, как прирост реального  ВВП, уровень безработицы, уровень  инфляции, состояние платежного  баланса, валютного курса, и  других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

 Сравнительный анализ денежно-кредитных  систем разных стран, учет преимуществ  и недостатков каждой из них  дают возможность построить систему  денежно-кредитных отношений, отвечающую  требованиям нового тысячелетия. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.

 Актуальность данной работы определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени являлась эндогенной по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса. Вместе с тем по мере ослабления проблемы внешнего долга и снижения зависимости России от внешней конъюнктуры роль данного инструмента макроэкономической государственной политики должна возрасти.

 В связи с этим представляется  уместным обратиться к опыту,  накопленному теорией и практикой  при проведении денежно-кредитной политики.

Целью работы является исследование денежно-кредитной политики государства.

Поставленная цель реализуется  посредством решения ряда задач:

- изучение сущности денежно-кредитной  политики в России;

- исследование политики обязательных  резервов;

-исследование проблем денежно-кредитной системы России.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика государства.

Предметом исследования является сущность денежно-кредитной политики государства.

При написании работы использовались такие методы исследования как изучение, анализ и обобщение научной литературы.

Эмпирическую основу составили  аналитические обзоры, периодические  издания России, действующие законы, и другие нормативно-правовые документы.

1.Сущность денежно-кредитной  политики государства

 

Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим  колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно  увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы  платежей и расчетов. В то же время  политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился магический четырехугольник целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных  банков было осуществление эмиссии  наличных денег, в настоящее время  эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая1.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, центральный  банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д.

 С другой стороны, избыточная  денежная масса имеет свои  недостатки: обесценение денег, и,  как следствие, снижение жизненного  уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике дорогих денег (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Нужно отметить, что с помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Предложение денег на денежном рынке  играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. А вот что показывает западная статистика:

Уровень роста предложения денег  и средний уровень цен практически  линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).

Уровень роста предложения денег  и реального производства абсолютно  не связаны между собой там, где  прирост денежной массы более  чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1

Уровень инфляции и уровень роста  реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Ниже мы увидим, в чем она заключается и каков механизм ее реализации.

Предположим, экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах2.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг  на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Следующая мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения3.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и  монетаризмом. В чем же суть этих разногласий?

1.2Кейнсианская теория денег

Опубликованный в 1936 году главный  труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» знаменовал собой  революционный переворот в развитии экономической мысли. Для того чтобы  пояснить точку зрения Кейнса в отношении  денежно-кредитной политики представим следующую модель экономики.

Вся экономика разделяется на 2 типа субъектов: «частников» и «фирмы». Суть не в том, как они названы, а в том, каковы их функции. Частники потребляют товары и услуги, производимые фирмами, и отдают им свой труд и капитал в виде строений и других благ, которыми они владеют. Экономика страны сосредоточена, таким образом, на двух полюсах.

Это - бартерная модель экономики, в которой нет денег, а если их в нее не вводить, то в ней  никогда не появятся ни перепроизводство товаров, ни избыток рабочей силы. На уровне натурального обмена в циркуляционном потоке не возникают ни тромбы, ни утечки: соленые огурцы все равно протухнут, построенные и не заселенные дома - сгниют, и свой труд я тоже не могу накопить впрок. Бартерный, натуральный поток товаров и услуг непрерывен и Жан Батист Сэй (1767-1832) выразил это одной фразой: «Предложение товара рождает на него спрос». И тот же Сэй отчетливо понимал, что деньги опрокидывают эту изящную формулу.

За товары и услуги, получаемые от фирм, частник расплачивается деньгами, полученными от тех же фирм за предоставленные им труд и капитал. Что же изменилось с введением денег? Очень многое. Никто теперь не приходит с лопатой и предложением вырыть яму в обмен на соленые огурцы. Приходят с деньгами и покупают огурцы. Но могут и не прийти, и не купить, а сберечь, накопить. Остаться без огурцов, но с деньгами, ограничить свой потребительский спрос (С), но накопить сбережения (S). При этом агрегированный спрос (AD) не уменьшится, но фирмы не смогут продать все, что они произвели - весь валовой национальный продукт (GNP) за вычетом амортизации (A), то есть то, что в денежном выражении называется национальным доходом (Y). Они смогут продать товаров и услуг только на величину потребительских затрат частников (C). Таким образом, сбережения (S) являются по существу изъятием, оттоком средств из национального дохода, если фирмы будут, ориентируясь на упавший спрос (C), сокращать производство товаров и услуг. Они могут, однако, произвести капитальные вложения, инвестиции (I), в точности покрывающие отток (S), и тогда величина циркуляционного потока сохранится постоянной.

Информация о работе Денежно-кредитная политика