Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
До появления денег люди должны обращаться к бартеру. При нём требуется искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Введение.
Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты.
Неоклассическая и кейнсианская модели спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке.
Особенности функционирования денежного рынка в России на современном этапе.
Практикум. Количество выпущенной в стране продукции увеличилось на 60%, цены на товары выросли на 25%. Ответить на вопрос: как должна измениться скорость обращения денег (в соответствии с количественной теорией денег), если общее количество денег в обращении не изменилось.
Заключение.
Литература.
Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.
Как
и на любом ином рынке, равновесие
на денежном рынке имеет место
в пересечении кривых спроса и
предложения. Равновесие на рынке денег
означает равенство количества денег,
которые агенты хотят сохранить
в своих портфелях активов, количеству
денег, предлагаемому Центральными
банками, при осуществлении текущей
денежно-кредитной политики. А сейчас
попробуем оценить влияние
Рис.2
Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., то норма про цента составит лишь 7,5%). По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос, и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.
Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги (рис 3).
Рис. 3
Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dm2.
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.
Пересечение
кривых предложений и спроса на рынке
денег оказывает точку
По линии предложения денежных средств решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система. В России создана двухуровневая денежно-кредитная система, состоящая из Центрального и коммерческих банков. Банки занимают монопольное положение в организации денежного рынка, так как только им предоставлено право обеспечивать его всеми видами современных денег и привлекать временно свободные денежные средства на свои счета.
Главная особенность денежного рынка России начальная стадия его развития. Это выражается в вялом спросе на бизнес-кредиты, низком профессиональном уровне ведения банковского дела и отсутствием государственного регулирования денежных отношений. Следствием этого является наводнение рынка финансовыми структурами пирамидального характера, которые искусственно поддерживают курс своих акций за счет произвольного установления разниц в ценах их продаж и покупок. Существование таких структур объясняется слабым состоянием рекламного дела и информированностью населения о реальных источниках денежных доходов. Пирамидальные структуры подрывают доверие населения к рыночной экономике, снижают ресурсы банков и препятствуют развитию частного предпринимательства. Одним из путей ограничения их спекулятивных операций с ценными бумагами выпуск облигаций государственных займов для населения. Первый такой займ выпущен на 1995 1996 гг. в размере 10 трлн. руб. Облигации этого займа свободно продаются и покупаются всеми коммерческими банками на территории нашей страны.
Величина
и структура денежного
Данные методы дали заметный антиинфляционный эффект, поскольку важным фактором снижения инфляции явилось постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, в 1992—1996 гг. среднемесячные темпы прироста М2 снизились в 7.4 раза, тогда как темпы инфляции — более чем в 18 раз. В 2002 г. денежная масса возросла на 32%, а инфляция составила (в расчете декабрь 2001г.- декабрь 2002г.)-15,1%. Вместе с тем недостаточно гибкое использование монетаристских методов послужило одной из причин возникновения дефицита денег, последствия которого известны: углубление спада производства, рост неплатежей, наводнение экономики денежными суррогатами. Стимулирование экономического роста, а значит, и адекватного увеличения спроса требует определенной денежной эмиссии. Рост предложения денег при неполной занятости ресурсов, если он будет умело направлен в реальный сектор, не должен иметь ощутимых инфляционных последствий. Современная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, в целом соответствует данному подходу. С марта 1999 г. промышленное производство начато расти. Годовой показатель прироста денежной массы (М2) в 1999 г. значительно превысил показатели 1996—1998г. и составил 57,2%3. Данная тенденция продолжалась и в последующие годы. Объем денежной массы М2 за период с 1 июля 2003 г. по 1 июля 2003 г. возрос на 48,7% при росте потребительских цен на 13,9%. Поэтому данное увеличение не носило инфляционного характера. Денежный дефицит, имевший место в России, имел структурный характер. Не хватало полноценных отечественных денег, прежде всего для реального сектора. Иностранная валюта и денежные суррогаты ввиду особенностей и ограничений, накладываемых на их обращение, не в состоянии обеспечить полноценную замену нормальных национальных денежных единиц. Денежные суррогаты низколиквидны, конвертируемость их в нормальные платежные средства затруднена. Долларизация же экономики явилась следствием, общего кризисного ее состояния, в том числе нехватки надежных, высоколиквидных национальных денежных ресурсов. Коэффициент монетизации-это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ВВП. Понижение коэффициента монетизации может быть вызван проведением не только жесткой, но и мягкой денежно-кредитной политики, если последняя вызывает рост инфляции. Поскольку инфляция выступает в качестве налога на денежные остатки, хранение активов в виде денег становится убыточным, вследствие чего обладатели денег стремятся перевести их в другие активы, обеспечивающие максимальную доходность, т.е. в твердую валюту, товары, ценные бумаги и т.д. Спрос на реальные денежные остатки снижается, а скорость обращения денег возрастает, вследствие чего меньшее количество денег может обслуживать прежний объем трансакций. Снижение коэффициента монетизации происходит под воздействием и таких факторов, как либерализация цен, недоверие к национальной финансовой системе и национальной валюте, структурная сегментация экономики на сферы с различной степенью обеспеченности деньгами и т.д. В России коэффициент монетизации в 1991 — 1995 гг. сократился более чем в пять раз. За тот же период темп прироста потребительских цен в три с половиной раза опережал темп прироста денежной эмиссии, что свидетельствовало о сокращении реальной денежной массы. Правда, с 1.996 г. наметилась тенденция к увеличению реальной денежной массы. В 1999 г.прирост реальной денежной массы составил 7%. Реальная денежная масса М2 по состоянию на конец июля 2002 г. увеличилась в годовом исчислении на 15%. В России в течение реформационного периода темпы прироста М2,а также опережение темпов прироста М2 над темпами прироста реального ВВП значительно превышали данные показатели не только по странам развитым, но и по странам развивающимся. Причем российские показатели превышали соответствующие средние показатели даже по группе стран с переходной экономикой. Это дает основания считать денежно-кредитную политику в условиях периода реформирования относительно мягкой. К началу реформирования в отечественной экономике в результате тридцатилетнего накопления избыточной денежной массы при системе фиксированных цен образовался огромный денежный «навес» в виде вынужденных сбережений экономических субъектов. Либеризация цен, проводимая в начале реформирования, вызвала в условиях высокой степени монополизации экономики резкое повышение цен, значительно превышающее рост денежной массы, что привело к денежному дефициту в экономике. Гиперинфляция в тот период была главной причиной снижения уровня монетизации. Скачкообразный рост цен, финансовые манипуляции сбережениями породили устойчивое недоверие экономических субъектов к финансовой системе и национальной валюте, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, а также на товары длительного пользования и первой необходимости. Этот фактор способствовал снижению коэффициента монетизации и создавал предпосылки для возникновения диспропорций в денежном обращении. Скорость обращения денег в сфере услуг и финансовой сфере значительно превышала скорость их обращения в реальном секторе. Непроизводственная сфера давала существенно больший прирост ВВП, чем производственная, которая в некоторых странах с переходной экономикой свертывалась и приходила в убыток. Сложилась ситуация, когда доходы выкачивались из производственной сферы и вкладывались в более прибыльную сферу обращения. Промышленность испытывала структурный денежный дефицит.
В современных условиях в России существует проблема соотношения денежной массы М» и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Проблема заключается в том, что Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В среднем по странам «большой семёрки» уровень монетизации экономики составляет 55-100%, по развивающимся странам-40-60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г.-24%, в 1996 г. опустился до 12-16% и составляет в настоящее время около 20%. Это является, прежде всего, следствием проводимой политики дефляции, которая в целях борьбы с инфляцией предусматривает снижение денежного спроса через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы путём ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени, снижения государственных расходов. Как правило, подобная политика в целом, ведет к замедлению экономического роста. Всё стало характерным для российской действительности, особенно в 90-е годы. В результате, несмотря на очень большую норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции (а она всё ещё велика) слабо работает механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого развития, в том числе фактически не действует система рефинансирования коммерческих банков.
Тем не менее, денежная масса продолжает быстро расти, причиной чего является большой приток иностранной валюты из-за высоких цен на нефть. В результате российский экспорт значительно превышает российский импорт, что приводит к очень большому положительному сальдо платёжного баланса. Обменивая на рубли экспортные доходы в иностранной валюте, в оставшейся от её продажи импортерам и от вывоза капитала, экспортёры автоматически заставляют Центральный банк эмитировать рубль под покупаемую им валюту. Это является главной причиной ежегодного роста денежной массы в России (в полтора раза в 2003 г.) и быстрого роста золотовалютных резервов страны (смотри таблицу 1)
Таблица 1. Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2007 года (млрд. долларов США)
Январь-сентябрь 2007 |
Январь-сентябрь 2006 |
Январь-июнь 2007 |
Январь-июнь 2006 | |
Счёт текущих операций | 57,1 | 79,7 | 39,0 | 55,5 |
Торговый баланс | 94,1 | 111,2 | 60,8 | 74,1 |
Экспорт | 248,8 | 223,8 | 156,3 | 143,9 |
Сырая нефть | 84,6 | 78,7 | 52,3 | 50,8 |
Нефтепродукты | 36,4 | 34,2 | 21,8 | 21,6 |
Природный газ | 30,5 | 32,5 | 20,4 | 22,3 |
Прочие | 97,2 | 78,4 | 61,8 | 49,1 |
Импорт | -154,6 | -112,6 | -95,5 | -69,8 |
Баланс услуг | -14,0 | -9,9 | -7,9 | -5,4 |
Экспорт | 27,6 | 22,2 | 16,8 | 13,5 |
Импорт | -41,6 | -32,1 | -24,7 | -18,9 |
Баланс оплаты труда | -5,3 | -3,3 | -2,7 | -1,7 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) | -15,7 | -17,6 | -10,5 | -11,7 |
Доходы к получению | 30,0 | 20,5 | 18,5 | 10,8 |
Доходы к выплате | -45,7 | -38,1 | -29,0 | -22,4 |
Федеральные органы управления | -0,6 | -1,8 | -0,1 | -0,7 |
Доходы к получению | 1,2 | 1,3 | 1,1 | 1,2 |
Доходы к выплате | -1,8 | -3,1 | -1,2 | -1,9 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) | -0,0 | -0,1 | -0,0 | -0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 12,2 | 7,3 | 7,5 | 4,3 |
Доходы к получению | 12,2 | 7,6 | 7,5 | 4,6 |
Доходы к выплате | 0,0 | -0,4 | 0,0 | -0,3 |
Банки | -3,6 | -1,1 | -2,1 | -0,7 |
Доходы к получению | 3,2 | 2,0 | 2,0 | 1,2 |
Доходы к выплате | -6,9 | -3,1 | -4,1 | -1,9 |
Прочие секторы | -23,7 | -21,9 | -15,8 | -14,6 |
Доходы к получению | 13,3 | 9,6 | 7,9 | 3,7 |
Доходы к выплате | -37,0 | -31,5 | -23,6 | -18,3 |
Баланс текущих трансфертов | -2,0 | -0,6 | -0,7 | 0,2 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | 59,5 | -5,1 | 61,2 | 10,3 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) | -0,8 | 0,1 | -0,7 | 0,1 |
Финансовый счет (кроме резервных отчетов) | 60,3 | -5,2 | 61,9 | 10,2 |
Обязательства («+»-рост, «-»-снижение) | 143,6 | 38,5 | 106,7 | 38,8 |
Федеральные органы управления | -5,1 | -27,6 | -3,9 | -5,1 |
Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги) | -3,4 | -2,3 | -2,6 | -3,3 |
Выпуск | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Погашение(график) | -4,4 | -3,2 | -3,2 | -2,4 |
Корпусов | -2,7 | -1,8 | -2,3 | -1,5 |
Купонов | -1,7 | -1,5 | -0,9 | -0,9 |
Реинвестирование доходов | 1,4 | 1,4 | 1,0 | 0,9 |
Вторичный рынок | -0,4 | -0,5 | -0,4 | -1,8 |
Ссуды и займы | -1,8 | -23,5 | -1,3 | 0,0 |
Привлечение | 0,2 | 0,4 | 0,1 | 0,2 |
Погашение(график) | -2,0 | -25,6 | -1,5 | -1,9 |
Реструктуризация | 0,0 | 1,7 | 0,0 | 1,7 |
Просроченная задолженность | -0,0 | -1,9 | -0,0 | -1,9 |
Прочие обязательства | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Субъекты Российской Федерации | -0,1 | -0,4 | -0,1 | -0,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 0,2 | -2,2 | 0,2 | 1,3 |
Банки | 57,0 | 27,8 | 37,9 | 16,0 |
Прочие секторы | 91,6 | 40,9 | 72,7 | 27,1 |
Прямые инвестиции | 36,7 | 25,8 | 24,3 | 16,6 |
Портфельные инвестиции | -0,2 | 12,8 | 0,6 | 4,1 |
Ссуды и займы | 55,3 | 2,5 | 48,0 | 6,6 |
Прочие обязательства | -0,2 | -0,2 | -0,2 | -0,1 |
Активы,
кроме резервных («+»- снижение,
«-»-рост) |
-83,3 | -43,6 | -44,9 | -28,6 |
Органы государственного управления | -1,1 | -1,3 | -1,2 | -1,5 |
Ссуды и займы | 0,8 | -3,8 | 0,4 | 0,5 |
Просроченная задолженность | -1,7 | 3,0 | -1,2 | -1,4 |
Прочие активы | -0,2 | -0,4 | -0,4 | -0,6 |
Органы денежно-кредитного регулирования | -0,0 | 2,5 | -0,0 | -1,2 |
Банки | -19,4 | -12,1 | -1,0 | -9,1 |
Прочие секторы | -62,8 | -32,8 | -42,6 | -16,8 |
Прямые и портфельные инвестиции | -38,5 | -15,2 | -28,1 | -7,0 |
Наличная иностранная валюта | 11,6 | 8,4 | 6,9 | 4,9 |
Торговые кредиты и авансы | -4,2 | -1,6 | -1,2 | -0,7 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений | -0,5 | -1,0 | -0,9 | -0,4 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами | -19,3 | -16,2 | -13,3 | -12,3 |
Прочие активы | -11,8 | -7,2 | -5,9 | -1,3 |
Чистые ошибки и пропуски | -10,2 | 1,5 | -1,7 | -3,5 |
Изменение
валютных резервов («+»-снижение,
«-»-рост) |
-106,4 | -76,2 | -98,5 | -62,4 |
Количество выпущенной в стране продукции увеличилось на 60%,
цены на товары выросли на 25%.
Ответить на вопрос: как должна измениться скорость обращения денег (в соответствии с количественной теорией денег), если общее количество денег в обращении не изменилось.
Видимое
благополучие макроэкономических показателей
порождает оптимистические
Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С
традициями радикализма укрепить доверие
экономических субъектов и
Нужны
аккуратные, но твердые меры, направленные
на постепенное вытеснение бартера,
зачетов, денежных суррогатов, сокращение
общей суммы внутренней задолженности.
Система расчетов в России стала
каким-то вариантом финансового
рынка, она приносит крупные доходы,
а не простые минимальные
Информация о работе Денежный рынок: равновесие и факторы, его определяющие