Денежный рынок: равновесие и факторы, его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

До появления денег люди должны обращаться к бартеру. При нём требуется искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

Содержание работы

Введение.
Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты.
Неоклассическая и кейнсианская модели спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке.
Особенности функционирования денежного рынка в России на современном этапе.
Практикум. Количество выпущенной в стране продукции увеличилось на 60%, цены на товары выросли на 25%. Ответить на вопрос: как должна измениться скорость обращения денег (в соответствии с количественной теорией денег), если общее количество денег в обращении не изменилось.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.теории.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

       Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

       Как и на любом ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место  в пересечении кривых спроса и  предложения. Равновесие на рынке денег  означает равенство количества денег, которые агенты хотят сохранить  в своих портфелях активов, количеству денег, предлагаемому Центральными банками, при осуществлении текущей  денежно-кредитной политики. А сейчас попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или  спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. (рис. 2).

       

                                                  Рис.2

       Результатом увеличения количества денег в обращении  будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., то норма про цента составит лишь 7,5%). По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос, и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.

       Проанализируем  последствия изменения в спросе на деньги (рис 3).

       

                        Рис. 3

       Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dm2.

       При исходной процентной ставке население  и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

       Пересечение кривых предложений и спроса на рынке  денег оказывает точку равновесия рынка, в которой хозяйственные  агенты желают хранить в своих  портфелях активов как раз  то количество денег, которое способна предложить банковская система при  проведении текущей кредитно-денежной политики. Если норма процента превышает  уровень равновесия, хозяйственные  агенты не захотят держать в своих  портфелях то количество денег, которое  в этот момент предлагается банковской системой.

 
    1. Особенности развития денежного рынка в России.

       По  линии предложения денежных средств  решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система. В России создана двухуровневая  денежно-кредитная система, состоящая  из Центрального и коммерческих банков. Банки занимают монопольное положение  в организации денежного рынка, так как только им предоставлено  право обеспечивать его всеми видами современных денег и привлекать временно свободные денежные средства на свои счета.

       Главная особенность денежного рынка  России начальная стадия его развития. Это выражается в вялом спросе на бизнес-кредиты, низком профессиональном уровне ведения банковского дела и отсутствием государственного регулирования денежных отношений. Следствием этого является наводнение рынка финансовыми структурами пирамидального характера, которые искусственно поддерживают курс своих акций за счет произвольного установления разниц в ценах их продаж и покупок. Существование таких структур объясняется слабым состоянием рекламного дела и информированностью населения о реальных источниках денежных доходов. Пирамидальные структуры подрывают доверие населения к рыночной экономике, снижают ресурсы банков и препятствуют развитию частного предпринимательства. Одним из путей ограничения их спекулятивных операций с ценными бумагами выпуск облигаций государственных займов для населения. Первый такой займ выпущен на 1995 1996 гг. в размере 10 трлн. руб. Облигации этого займа свободно продаются и покупаются всеми коммерческими банками на территории нашей страны.

       Величина  и структура денежного предложения  в современной России претерпевали существенные изменения по сравнению  с величиной и структурой денежного  обращения в командной экономике. Доля наличных денег в агрегате М1 в отечественной экономике и в настоящее время существенно выше, чем в США. Это объясняется сравнительно узким кругом предлагаемых российским денежным рынком активов, способных выполнять функцию средства сохранения ценностей. Наличные деньги в отличие от банковских депозитов способны обеспечить анонимность их владельцев, что ценится деятелями теневой экономики. Вместе с тем имеет место тенденция снижения доли наличных денег в России в денежном агрегате М2. Так, если эта доля в 1994 г. составляла 40%, то в 2003 г. данный показатель снизился до 36.5%. Одной из наиболее острых является проблема нормального взаимодействия денежного обращения и производственной сферы. Оно должно обеспечить направление в необходимых объемах денежных ресурсов на инвестиционные цели. Механизм данного взаимодействия был в России демонтирован политикой ликвидации инфляционного разрыва между спросом и предложением в основном монетаристскими методами ограничения денежной массы и спроса.

       Данные  методы дали заметный антиинфляционный эффект, поскольку важным фактором снижения инфляции явилось постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, в 1992—1996 гг. среднемесячные темпы прироста М2 снизились в 7.4 раза, тогда как темпы инфляции — более чем в 18 раз. В 2002 г. денежная масса возросла на 32%, а инфляция составила (в расчете декабрь 2001г.- декабрь 2002г.)-15,1%. Вместе с тем недостаточно гибкое использование монетаристских методов послужило одной из причин возникновения дефицита денег, последствия которого известны: углубление спада производства, рост неплатежей, наводнение экономики денежными суррогатами. Стимулирование экономического роста, а значит, и адекватного увеличения спроса требует определенной денежной эмиссии. Рост предложения денег при неполной занятости ресурсов, если он будет умело направлен в реальный сектор, не должен иметь ощутимых инфляционных последствий. Современная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, в целом соответствует данному подходу. С марта 1999 г. промышленное производство начато расти. Годовой показатель прироста денежной массы (М2) в 1999 г. значительно превысил показатели 1996—1998г. и составил 57,2%3. Данная тенденция продолжалась и в последующие годы. Объем денежной массы М2 за период с 1 июля 2003 г. по 1 июля 2003 г. возрос на 48,7% при росте потребительских цен на 13,9%. Поэтому данное увеличение не носило инфляционного характера. Денежный дефицит, имевший место в России, имел структурный характер. Не хватало полноценных отечественных денег, прежде всего для реального сектора. Иностранная валюта и денежные суррогаты ввиду особенностей и ограничений, накладываемых на их обращение, не в состоянии обеспечить полноценную замену нормальных национальных денежных единиц. Денежные суррогаты низколиквидны, конвертируемость их в нормальные платежные средства затруднена. Долларизация же экономики явилась следствием, общего кризисного ее состояния, в том числе нехватки надежных, высоколиквидных национальных денежных ресурсов. Коэффициент монетизации-это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ВВП. Понижение коэффициента монетизации может быть вызван проведением не только жесткой, но и мягкой денежно-кредитной политики, если последняя вызывает рост инфляции. Поскольку инфляция выступает в качестве налога на денежные остатки, хранение активов в виде денег становится убыточным, вследствие чего обладатели денег стремятся перевести их в другие активы, обеспечивающие максимальную доходность, т.е. в твердую валюту, товары, ценные бумаги и т.д. Спрос на реальные денежные остатки снижается, а скорость обращения денег возрастает, вследствие чего меньшее количество денег может обслуживать прежний объем трансакций. Снижение коэффициента монетизации происходит под воздействием и таких факторов, как либерализация цен, недоверие к национальной финансовой системе и национальной валюте, структурная сегментация экономики на сферы с различной степенью обеспеченности деньгами и т.д. В России коэффициент монетизации в 1991 — 1995 гг. сократился более чем в пять раз. За тот же период темп прироста потребительских цен в три с половиной раза опережал темп прироста денежной эмиссии, что свидетельствовало о сокращении реальной денежной массы. Правда, с 1.996 г. наметилась тенденция к увеличению реальной денежной массы. В 1999 г.прирост реальной денежной массы составил 7%. Реальная денежная масса М2 по состоянию на конец июля 2002 г. увеличилась в годовом исчислении на 15%. В России в течение реформационного периода темпы прироста М2,а также опережение темпов прироста М2 над темпами прироста реального ВВП значительно превышали данные показатели не только по странам развитым, но и по странам развивающимся. Причем российские показатели превышали соответствующие средние показатели даже по группе стран с переходной экономикой. Это дает основания считать денежно-кредитную политику в условиях периода реформирования относительно мягкой. К началу реформирования в отечественной экономике в результате тридцатилетнего накопления избыточной денежной массы при системе фиксированных цен образовался огромный денежный «навес» в виде вынужденных сбережений экономических субъектов. Либеризация цен, проводимая в начале реформирования, вызвала в условиях высокой степени монополизации экономики резкое повышение цен, значительно превышающее рост денежной массы, что привело к денежному дефициту в экономике. Гиперинфляция в тот период была главной причиной снижения уровня монетизации. Скачкообразный рост цен, финансовые манипуляции сбережениями породили устойчивое недоверие экономических субъектов к финансовой системе и национальной валюте, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, а также на товары длительного пользования и первой необходимости. Этот фактор способствовал снижению коэффициента монетизации и создавал предпосылки для возникновения диспропорций в денежном обращении. Скорость обращения денег в сфере услуг и финансовой сфере значительно превышала скорость их обращения в реальном секторе. Непроизводственная сфера давала существенно больший прирост ВВП, чем производственная, которая в некоторых странах с переходной экономикой свертывалась и приходила в убыток. Сложилась ситуация, когда доходы выкачивались из производственной сферы и вкладывались в более прибыльную сферу обращения. Промышленность испытывала структурный денежный дефицит.

       В современных условиях в России существует проблема соотношения денежной массы М» и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Проблема заключается в том, что Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В среднем по странам «большой семёрки» уровень монетизации экономики составляет 55-100%, по развивающимся странам-40-60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г.-24%, в 1996 г. опустился до 12-16% и составляет в настоящее время около 20%. Это является, прежде всего, следствием проводимой политики дефляции, которая в целях борьбы с инфляцией предусматривает снижение денежного спроса через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы путём ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени, снижения государственных расходов. Как правило, подобная политика в целом, ведет к замедлению экономического роста. Всё стало характерным для российской действительности, особенно в 90-е годы. В результате, несмотря на очень большую норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции (а она всё ещё велика) слабо работает механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого развития, в том числе фактически не действует система рефинансирования коммерческих банков.

       Тем не менее, денежная масса продолжает быстро расти, причиной чего является большой приток иностранной валюты из-за высоких цен на нефть. В результате российский экспорт значительно  превышает российский импорт, что  приводит к очень большому положительному сальдо платёжного баланса. Обменивая на рубли экспортные доходы в иностранной валюте, в оставшейся от её продажи импортерам и от вывоза капитала, экспортёры автоматически заставляют Центральный банк эмитировать рубль под покупаемую им валюту. Это является главной причиной ежегодного роста денежной массы в России (в полтора раза в 2003 г.) и быстрого роста золотовалютных резервов страны (смотри таблицу 1)

       Таблица 1. Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2007 года (млрд. долларов США)

   
Январь-сентябрь

2007

 
Январь-сентябрь

2006

 
Январь-июнь

2007

 
Январь-июнь

2006

Счёт  текущих операций 57,1 79,7 39,0 55,5
Торговый  баланс 94,1 111,2 60,8 74,1
Экспорт 248,8 223,8 156,3 143,9
Сырая нефть 84,6 78,7 52,3 50,8
Нефтепродукты 36,4 34,2 21,8 21,6
Природный газ 30,5 32,5 20,4 22,3
Прочие 97,2 78,4 61,8 49,1
Импорт -154,6 -112,6 -95,5 -69,8
Баланс  услуг -14,0 -9,9 -7,9 -5,4
Экспорт 27,6 22,2 16,8 13,5
Импорт -41,6 -32,1 -24,7 -18,9
Баланс  оплаты труда -5,3 -3,3 -2,7 -1,7
Баланс  инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) -15,7 -17,6 -10,5 -11,7
Доходы  к получению 30,0 20,5 18,5 10,8
Доходы  к выплате -45,7 -38,1 -29,0 -22,4
Федеральные органы управления -0,6 -1,8 -0,1 -0,7
Доходы  к получению 1,2 1,3 1,1 1,2
Доходы  к выплате -1,8 -3,1 -1,2 -1,9
Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -0,0 -0,1 -0,0 -0,1
Органы  денежно-кредитного регулирования 12,2 7,3 7,5 4,3
Доходы  к получению 12,2 7,6 7,5 4,6
Доходы  к выплате 0,0 -0,4 0,0 -0,3
Банки -3,6 -1,1 -2,1 -0,7
Доходы  к получению 3,2 2,0 2,0 1,2
Доходы  к выплате -6,9 -3,1 -4,1 -1,9
Прочие  секторы -23,7 -21,9 -15,8 -14,6
Доходы  к получению 13,3 9,6 7,9 3,7
Доходы  к выплате -37,0 -31,5 -23,6 -18,3
Баланс  текущих трансфертов -2,0 -0,6 -0,7 0,2
Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами 59,5 -5,1 61,2 10,3
Счет  операций с капиталом (капитальные  трансферты) -0,8 0,1 -0,7 0,1
Финансовый  счет (кроме резервных отчетов) 60,3 -5,2 61,9 10,2
Обязательства («+»-рост, «-»-снижение) 143,6 38,5 106,7 38,8
Федеральные органы управления -5,1 -27,6 -3,9 -5,1
Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги) -3,4 -2,3 -2,6 -3,3
Выпуск 0,0 0,0 0,0 0,0
Погашение(график) -4,4 -3,2 -3,2 -2,4
Корпусов -2,7 -1,8 -2,3 -1,5
Купонов -1,7 -1,5 -0,9 -0,9
Реинвестирование  доходов 1,4 1,4 1,0 0,9
Вторичный рынок -0,4 -0,5 -0,4 -1,8
Ссуды и займы -1,8 -23,5 -1,3 0,0
Привлечение 0,2 0,4 0,1 0,2
Погашение(график) -2,0 -25,6 -1,5 -1,9
Реструктуризация 0,0 1,7 0,0 1,7
Просроченная  задолженность -0,0 -1,9 -0,0 -1,9
Прочие  обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0
Субъекты  Российской Федерации -0,1 -0,4 -0,1 -0,5
Органы  денежно-кредитного регулирования 0,2 -2,2 0,2 1,3
Банки 57,0 27,8 37,9 16,0
Прочие  секторы 91,6 40,9 72,7 27,1
Прямые  инвестиции 36,7 25,8 24,3 16,6
Портфельные инвестиции -0,2 12,8 0,6 4,1
Ссуды и займы 55,3 2,5 48,0 6,6
Прочие  обязательства -0,2 -0,2 -0,2 -0,1
Активы, кроме резервных («+»- снижение,

«-»-рост)

-83,3 -43,6 -44,9 -28,6
Органы  государственного управления -1,1 -1,3 -1,2 -1,5
Ссуды и займы 0,8 -3,8 0,4 0,5
Просроченная  задолженность -1,7 3,0 -1,2 -1,4
Прочие  активы -0,2 -0,4 -0,4 -0,6
Органы  денежно-кредитного регулирования -0,0 2,5 -0,0 -1,2
Банки -19,4 -12,1 -1,0 -9,1
Прочие  секторы -62,8 -32,8 -42,6 -16,8
Прямые  и портфельные инвестиции -38,5 -15,2 -28,1 -7,0
Наличная  иностранная валюта 11,6 8,4 6,9 4,9
Торговые  кредиты и авансы -4,2 -1,6 -1,2 -0,7
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений -0,5 -1,0 -0,9 -0,4
Своевременно  не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -19,3 -16,2 -13,3 -12,3
Прочие  активы -11,8 -7,2 -5,9 -1,3
Чистые  ошибки и пропуски -10,2 1,5 -1,7 -3,5
Изменение валютных резервов («+»-снижение,

«-»-рост)

-106,4 -76,2 -98,5 -62,4
 

 

    1. Практикум.
 

      Количество  выпущенной в стране продукции увеличилось  на 60%,

      цены  на товары выросли  на 25%.

      Ответить  на вопрос: как должна измениться скорость обращения денег (в  соответствии с количественной теорией денег), если общее количество денег в обращении  не изменилось.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Заключение.
 

       Видимое благополучие макроэкономических показателей  порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление  российской экономики и ее быстрый  рост. Они могут оправдаться при  осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей  экономической динамики и учитывающей  опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

       Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

       С традициями радикализма укрепить доверие  экономических субъектов и всего  населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и  является главной задачей денежной политики в России.

       Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала  каким-то вариантом финансового  рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все  это должно быть устранено. Сдерживание  инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

Информация о работе Денежный рынок: равновесие и факторы, его определяющие