Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие рынка
1.1 Денежный рынок
1.2 Масса денег в обращении
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги
2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность

2.4 Предложение на денежном рынке
2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена
Вывод
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Эту зависимость можно объяснить  следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает у  потребителей желание купить  товар, а низкая усиливает число  покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию  принципа убывающей предельной  полезности, согласно которому последующие  единицы данного продукта приносят  все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения.  «Эффект дохода» указывает на  то, что при более низкой цене  человек может позволить купить  больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми.

Взаимосвязь между ценой продукта и объемом (величиной) спроса можно  выразить в табличной форме в  виде шкалы спроса или изобразить в виде нисходящей кривой на графике (Приложение 1).

Изменение объема (величины) спроса при  изменении цены товара означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей  (физическое здоровье становится  все более популярным, а это  повышает спрос на кроссовки  и велосипеды).

2. Изменение числа покупателей  (снижение уровня рождаемости  уменьшает спрос на детское  питание).

3. Изменение дохода (увеличение  доходов повышает спрос на  мясо, фрукты и снижает спрос  на картофель, хлеб и т.д.).

4. Изменение цен на сопряженные  товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).

5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного  сахара сократятся, и это вызовет  повышение цен на него, население  расширяет текущий спрос на сахар).

6. Изменения в экономической  политике государства (уменьшение  налоговых ставок ведет к увеличению  доходов потребителей, а, следовательно,  к увеличению спроса).

Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение -- влево вниз.

Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо он придает поведению  покупателей и продавцов объективную  экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как бы исключением  из закона спроса. Например, когда:

- при повышении цен на товары  первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста);

- при понижении цен на высококачественные  товары роскоши спрос на них  не растет, а снижается. Оказывается,  эти товары покупают не только  ради их потребительских свойств,  а иногда, чтобы подчеркнуть свой  высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста);

- в кратковременном периоде  с ростом цены на товар увеличивается  и объем спроса на него. Здесь  срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен.

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем  эластичности спроса по цене (Приложение 2).

В зависимости от степени эластичности кривые спроса будут иметь различную  конфигурацию (Приложение 3).

Эластичность спроса, как правило, велика при высоких ценах, а при  снижении цен она сокращается  и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.

На динамику спроса на тот или  иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие  и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько процентов изменится спрос на товар Х при однопроцентных колебаниях цены товара У: К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %) : изменение цены (в %). Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).

Спрос испытывает влияние и со стороны  дохода покупателя. Количественно взаимосвязь  дохода и спроса отражает коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, что будет со спросом при однопроцентном изменении дохода.

К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%) : изменение дохода (в%).

Если этот коэффициент величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если -- величина положительная, то товары нормальные. Товары могут относиться к предметам первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам роскоши, когда К.эл.с.д. > 1 [4, с. 159].

2.2 Денежный рынок и спрос  на деньги

Денежный рынок -- это рынок, на котором  в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается  равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. Этот рынок имеет  в своем составе институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения.

Спрос на деньги определяется функциями  денег и их ликвидностью. Согласно классической количественной теории денег  спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения:

MD=PQ/V, (4)

где MD -- спрос на деньги;

Р -- уровень  цен;

Q -- реальный  объем производства;

V -- скорость  обращения денег. 

Кейнсианская  теория спроса на деньги отличается от классической тем, что в теории Кейнса главная роль отводится ставке процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит те ниже спрос на наличные деньги [5, с. 314].

Дж.М.Кейнс  назвал свою модель спроса на деньги теорией  предпочтения ликвидности. Он считал, что люди сохраняют свое богатство, или активы, в форме денег прежде всего вследствие их высокой ликвидности либо возможности использовать их в качестве средства платежа. По мнению Кейнса, люди стремятся хранить часть своего богатства в виде денег по трем причинам:

1) возможность  использовать деньги для платежей  по текущим сделкам. Эту причину  или, точнее, мотив он называет  трансакционным мотивом. В переводе  с английского этот термин  означает деловой, связанный со  сделками и платежами;

2) желание  обеспечить будущие платежи. Кейнс  называет это мотивом предосторожности, обеспечивающим реализацию неожиданных  потребностей или возможностей  в будущем. Например, вам. могут  потребоваться деньги для ремонта  дома, приобретения вещи при распродаже и т.п.;

3) желание  избежать в будущем потери  капитала, помещенного в ценные  бумаги. Когда курс на ценные  бумаги повышается, владелец, продавая  их, увеличивает свой капитал.  Предвидя в будущем понижение  курса, он может заблаговременно  продать их и тем самым избежать финансовых потерь. Такой мотив Кейнс называет спекулятивным.

В модели Кейнса спрос на деньги зависит от величины номинального дохода и процентной ставки. С увеличением дохода спрос на деньги возрастает, а с уменьшением -- падает. При прочих равных условиях увеличение номинального дохода вызывает увеличение спроса на деньги, которое определяется трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, проще говоря, мотивами текущих и будущих платежей.

Снижение  нормы ссудного процента увеличивает спрос на деньги, обусловленный спекулятивным мотивом. Действительно, если процентная ставка на рынке ценных бумаг снижается, то это приводит к повышению курса этих бумаг, но со временем он понизится и, следовательно, держатели бумаг больше не будут получать того дохода, который имели раньше. Как раз в таких условиях важно вовремя угадать момент, когда ценные бумаги можно продать и оказаться в выигрыше. Именно это обстоятельство характеризует спекулятивный мотив.

Современная модель спроса на деньги во многом отличается от кейнсианской. Отличия эти состоят в том, что современная модель рассматривает  также другие формы денежных активов, а не только наличные деньги и вклады до востребования. Кроме того, современная  теория считает богатство определяющим фактором спроса на деньги. Если увеличивается общее богатство, то скорей всего будет возрастать и денежная масса. Сомнению подвергаются и мотивы, обусловливающие спрос на деньги, которые выдвигал Кейнс. Наконец, современная теория спроса на деньги учитывает инфляцию, поскольку она подрывает полезность денег как средства сбережения. Поэтому функцию спроса в этой теории можно выразить следующей формулой:

MD = f(y,r,p), (5)

где у -- номинальный национальный доход;

r -- ожидаемая реальная норма процента;

р -- ожидаемый темп инфляции.

Учитывая, что номинальная норма  процента равна сумме ожидаемой  реально нормы процента и ожидаемого темпа инфляции, приведенную формулу  можно записать так:

MD = F(Y, R), (6)

денежный рынок спрос равновесие

где R -- ожидаемая номинальная норма  процента.

Эту зависимость можно представить  графически. Номинальная норма процента на рисунке 2 отложена по оси ординат, а предполагаемый спрос на деньги -- по оси абсцисс. По мере снижения ставки процента с r1 до r2 спрос на деньги возрастает с М1 до M2. При увеличении номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса вправо [13, с.472].

Рис. 2. Зависимость спроса на деньги от нормы процента

2.3 Предложение: понятие, факторы,  эластичность

Предложение -- это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена.

 

Существует положительная или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта или услуги: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения; со снижением -- сокращается предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения (Приложение 4).

Минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар  не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.

Закон предложения можно выразить в форме таблицы или изобразить на графике в виде кривой (Приложение 5).

Однако, не следует смешивать понятия  «изменение величины (объема) предложения» и «изменение предложения». Первое может быть выражено путем передвижения на постоянной кривой от одной точки к другой результате изменения цены данного товара. А «изменение предложения» означает, что кривая предложения может изменять свое положение, сдвигаясь влево вверх (предложение уменьшается) или вправо вниз (предложение увеличивается). На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы:

Изменение цен на ресурсы, что сказывается  на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения  увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы).

1. Изменение технологии (создание  более эффективного средства  против колорадского жука увеличивает  предложение картофеля).

2. Изменение налогов и дотаций  (повышение акцизного налога на  сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции).

3. Изменение цен на другие  товары (снижение цен на баранину  и свинину увеличивает предложение  говядины).

4. Изменение ожиданий (ожидание  снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции).

5. Изменение числа поставщиков  (увеличение количества фирм, проводящих  обувь, увеличит предложение данной  продукции).

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене -- это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:

К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения : процентное изменение  цены.

 Следует отметить, что более  привлекательная для продавца  ситуация неэластичного предложения,  гарантирующая стабильность производства  при резком изменении цены. Поэтому они стремятся стать монополистами в производстве данного товара и искусственно ограничить объем выпуска, а следовательно, и величину предложения.

Эластичность предложения зависит  от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Чем больше времени имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в области производства.

Информация о работе Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке