Деньги и денежный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Экономическая наука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономической категории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег как экономической категории традиционно включает определение их сущности и функций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность денежного рынка, структура и участники……………………….5
1.1. Основные типы кредитной системы…………………………………5
1.2. Небанковский ссудный капитал……………………………………10
2. Государственное регулирование денежного рынка……………………….12
3. Перспективы развития денежного рынка………………………………….19
3.1. Функционирование российской экономики………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….27
Приложения ……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Экономическая теория распечатать.ГОТОВАЯ РАБОТА.без титульника.docx

— 149.82 Кб (Скачать файл)

Помимо  частных инвесторов, интерес к  фондам денежного рынка проявляют  и институциональные инвесторы  – НПФ (негосударственные пенсионные фонды), страховые компании и др. Их внимание объясняется с одной  стороны потребностью в инвестировании привлеченных средств, а с другой стороны необходимостью быстро превратить инвестиции в деньги в случае, если потребуется произвести выплаты клиентам.

Иногда  управляющие компании используют фонды  денежного рынка не для извлечения прибыли, а для выхода клиентов в  деньги без вывода средств из семейства  фондов. Пайщики могут перейти  в этот фонд в случае, если ожидают  падения рынка и хотят переждать  падение в деньгах, чтобы потом  опять зайти в паи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное  регулирование денежного рынка

 

Важную роль в развитии институциональной  среды выполняет государство. Это  уникальный субъект, участвующий в  создании и развитии банковского  сектора, инфраструктуры денежного  рынка, формирующий законодательные  «правила игры» между участниками  рынка, регулирующий институты и  организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и  посредников рынка. Государство  выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру  денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство  регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и  реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование  воздействует на функционирование денежного  рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты  воздействия.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы [1].

Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально благоприятные условия  для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

ЦБ имеет в своем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

Перечисленный инструментарий уже  известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного  рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает  значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной  политики.

Рассмотрим некоторые из основных методов регулирования.

В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.

За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%) [16].

ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это  регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении  нормы обязательных резервов.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в  качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность  банковской системы [11, с.86].

Ставка рефинансирования оказывает  существенное влияние на отечественную  экономику через сигнальный эффект:

  • служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
  • влияет на процентные ставки по банковским депозитам.

Банковская система рефинансируется  в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии  – это продажа валюты. Кроме  того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы  рефинансирования через предложение  рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых  Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка  приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления  кредитования реального сектора  экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних  по размерам банков и контролем Банка  России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования [11, с.91].

В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и  высокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и  укрепления банковского сектора  она понижалась. Вот и сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Изменения ставки рефинансирования показаны в приложении 1. Общий объем  операций по различным видам кредитования представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.) [16]

Год

Объем предоставленных внутридневных  кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

1

2

3

4

5

2004 г.

3 051 870,50

30 262,70

4 540,80

2005 г.

6 014 025,00

30 792,00

1 359,00

2006 г.

11 270 967,50

47 023,50

6 121,40

2007 г.

13 499 628,10

133 275,90

24 154,50

32 764,50

2008 г.

17 324 352,80

230 236,10

212 677,60

445 526,20

2009 г.(по октябрь месяц)

18 737 051,40

250 863,10

264 094,40

2 082 451,00


 

Из таблицы  мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под  залог ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) и корпоративные облигации (24,8%), как видно из диаграммы в приложении 2.

Использование государственных, корпоративных и  муниципальных облигаций значительно  повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы.

Однако  сдерживающим фактором в развитии данного  инструмента являются фундаментальные  причины, связанные с неблагоприятной  структурой российской экономики, зависимой  от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы  рефинансирования, Банк России может  более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а  также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.

Следующий действенный способ –  это изменение нормы обязательных резервов. Обязательны резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность  банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ [6, c.64-65]. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормы обязательных резервов представлены в приложение 3.

Далее рассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок  ГКО-ОФЗ практически прекратил  свое существование. Современная система  инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них  действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в  процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный  и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, «объем средств, предоставленных в 2008 году банковскому  сектору посредством операций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2007 году (594 и 331 млрд. руб. соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка  – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2008 году среднегодовой объем задолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Таким образом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с целью стерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидности банковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена в связи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночными характеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговых обязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2007 году Минфин РФ провел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., из них только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2008 году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общей номинальной стоимостью 52 млрд. руб.

На наш взгляд, необходимо кардинально  реструктурировать задолженность  в рыночные ценные бумаги с целью  проведения более активных прямых операций на открытом рынке Банком России. Это  позволит более оперативно влиять на состояние ликвидности банковской системы, корректировать в ту или  иную сторону, принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной  политики.

Данные инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат  М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на рисунках 1и 2 в приложении 4.

Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5% [16].

Используя вышеуказанные инструменты  ЦБ влияет на денежное обращение, путем  изменения величины предложения  денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь  коммерческие банки уже непосредственно  работаю с гражданами, предприятиями  и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние  всей макроэкономической ситуации в  стране, поэтому государство в  лице ЦБ и ряда других организаций  должно регулировать денежный рынок, и  денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении  позволит в сегодняшнее время  с теми явлениями, который породил  финансовый мировой кризис.

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития денежного рынка

 

В 2010 году ожидается некоторое улучшение  внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения  в 2009 году. Международные организации  прогнозируют постепенное возобновление  роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров  и услуг в мире в 2010 году возрастет  на 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Однако не исключается возможность  более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение  темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики  будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту  экспорта. Инфляция в странах –  торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в  стране [5, с.33].

Информация о работе Деньги и денежный рынок