Динамика монетарной политики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Файлы: 1 файл

makra_ukraina.docx

— 113.95 Кб (Скачать файл)

УрФУ им. Первого Президента Р.Ф. Б.Н. Ельцина

 

 

 

 

Исследовательский проект по макроэкономике на тему:

«Динамика монетарной политики Украины».

 

 

 

 

Выполнен:  Вебер Екатериной, 204 гр.

Живаевой Дарьей, 204 гр.

Киселёвой Дарьей, 204 гр.

 

 

 

 

 

 

 

2012

г.Екатеринбург

 

Введение.

 

Выбирая тему для исследования, взгляд сразу же остановился на вопросе динамики монетарной политики. Сложнее было выбрать страну, с данными которой нам предстояло работать.  Безусловно, сначала выбор стоял между Россией, США, Европейскими странами, однако потом было принято решение уделить внимание Украине, поскольку, на наш взгляд, тема указанной страны довольно редко выбирается студентами для исследования и потому знания о внутреннем устройстве Украины весьма неполные и отрывочные. В этом мы видим актуальность выбранной нами темы.

Любое исследование, в соответствии с логикой построения, принято  начинать с раскрытия понятий, которые  фигурируют в названии работы, соответственно являются основой анализа.

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Различают три основных составляющих монетарной политики:

- эмиссия новых денег; 

- прямой контроль над  массой денег в денежном секторе; 

- операции на открытом  рынке.

( определение взято из  словаря «по Экономике и Финансам»  Глоссарий.ру)

Инфляционное  таргетирование  — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Волатильность - статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены. 

 

  Итак, цель исследования: проследить динамику монетарной политики Украины, сделать соответствующие выводы.

 

ДИНАМИКА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ. КРИЗИСЫ.


Высокий уровень инфляции, ставший основной причиной кризиса  неплатежей 90х, постепенно снижался до нормальной его величины (2-10 % в год). Связь между показателем среднемесячного уровня инфляции и долей прироста кредиторской задолженности (одного из основных индикаторов платежного кризиса) в ВВП легко определить из графика (см.рисунок).                                                Как видно, обе линии ведут себя абсолютно одинаково, что говорит о том, что при более низких темпах инфляции большая часть произведенной продукции реализуется за реальные средства (деньги, товары и др.). И, наоборот, высокая инфляция вынуждает предприятия основную массу продукции приобретать в долг, что происходит из-за обесценивания денежных средств производителей, которые они получают за свою продукцию. 

Так, если в 1993 г. катастрофические темпы инфляции обесценивали большую  часть выручки предприятий, что  в сочетании с отсутствием  механизма адекватной индексации задолженности  и стало причиной того, что 84,8 % ВВП  не было оплачено, то со снижением темпов инфляции в 1994 г. происходило соответствующее  падение доли неоплаченного ВВП  и предприятия уже несли меньше потерь от обесценивания выручки. Дальнейшее снижение инфляции в 1995-1997 гг. способствовало постепенному сокращению темпов нарастания кредиторской задолженности и падению  доли неплатежей в ВВП с 46,2 % в 1994 г., до 31,9 % в 1997 г. (8 месяцев).

       Таким  образом, жесткая монетарная политика, осуществляемая НБУ (Нац.Банк) за  эти три года, направленная на  снижение темпов инфляции, сыграла  положительную роль, значительно  снизив темпы прироста кредиторской  задолженности предприятий Украины.  Однако, наряду с положительными  моментами такая политика несёт  и негативные последствия. Они выражаются в стремительном росте просроченной задолженности предприятий. В такой ситуации влияние двух факторов инфляции: денежной массы и неплатежей (как источника ожидания прироста денежной массы) значительно перераспределяется в пользу последних. И инфляция все больше выходила из под контроля НБУ.

Таким образом, если чрезмерная денежная масса в 1992-1994 гг. стала  причиной гиперинфляции, которая, в  свою очередь, явилась основной причиной кризиса неплатежей, то дальнейший рост объема неплатежей до критической  величины, связанный с ограничением денежной массы, может в будущем  спровоцировать рост инфляционных ожиданий.

Инфляция в Украине  начиная со второй половины 2000 г. в среднем находилась в пределах 10 - 12%. Одновременно она была одной из самых высоких среди всех стран с переходными экономиками за этот период.

Наряду с проблемой  высокого уровня инфляции, стоит проблема ее волатильности, что в свою очередь  провацирует рост неопределенности при принятии решений субъектами экономической деятельности, а также  к росту макроэкономических рисков.

В Украине из-за значительной неопределенности с будущими уровнями инфляции, не происходит существенных сдвигов в наращивании объемов инвестиционных и инновационных кредитов. Высокая инфляция крайне несправедлива с социальной точки зрения, поскольку является дополнительным налогом на доходы и активы бедных людей, наименее защищенных от снижения покупательной способности национальной валюты.

Что касается более современных  данных об экономической ситуации в  Украине ,стоит отметить, что Украина  оказалась в группе стран наиболее пострадавших от кризиса 2008 года. Государственный  долг вырос с 89 млрд. гривен в 2007 г. до 432,2 млрд. в конце 2010 г. и составляет около 40% к ВВП.

На этом фоне мягкая фискальная политика, ориентированная в основном на текущие расходы при малой части капитальных расходов, выступала дополнительным дестабилизирующим и инфляционным фактором, что в итоге привело к тому, что рост оплаты труда значительно превышал рост производительности труда. Это существенно повышало инфляционное давление и ухудшало ценовую конкурентоспособность экономики.

В период обострения кризиса  денежно-кредитная политика была направлена на обеспечение своевременности  проведения банками расчетов, пресечение оттока средств из банковской системы, а также на восстановление баланса  в валютном сегменте рынка. В настоящее  время эти задачи в целом выполнены.

Теперь же, с учетом новых  макроэкономических реалий, основные задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики должны заключаться в сдерживании  инфляции через эффективное регулирование  денежным предложением, а также в  стимулировании кредитной активности банков.

Кроме того, необходимо продолжить работу по предотвращению рисков и  предпосылок, которые привели к  возникновению финансового кризиса 2008-2009 годов.

В 2010 г. экономика и банковская система вышли из острой фазы. Макроэкономические цели на 2010 г. были достигнуты: ВВП вырос более чем на 4%, инфляция составила менее 10%. Валютный и денежно-кредитный рынки были стабильными. Постепенно возобновляется кредитование реального сектора экономики. Оно стало переориентироваться на национальную валюту, что должно способствовать уменьшению долларизации экономики. Начало возвращаться доверие к банкам. Капитал банков стал расти. Все больше банков и предприятий работают с прибылью. Но фундаментальные диспропорции в экономике, финансах и управлении остаются. Следовательно, сохраняются значительные риски повторения кризисов в будущем.

Мировой опыт и текущий  уровень развития отечественной  финансовой системы показывает, что наиболее приемлемым с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности, сокращения зависимости от внешних факторов и повышения доверия общества к власти является постепенное движение в направлении внедрения инфляционного таргетирования  Украине. Это подразумевает более активную монетарную политику с четко определенной среднесрочной целью по инфляции с использованием ключевой процентной ставки как основного инструмента и отход от привязки гривны к доллару США.

Многие проблемы в экономике, связанные с высокой инфляцией  были решены теми странами, которые  ввели режим инфляционного таргетирования. Но важно понимать, что процесс перехода от одного монетарного режима к другому должен сопровождаться созданием целого ряда условий, которые бы позволили в кратчайший период приспособиться работать по новым правилам.

 

В интервью 2010 года на вопрос «Что целесообразно изменить в монетарной политике страны в перспективе?» корреспонденты агентства «Интерфакс-Украина» получили следующий ответ: «Экономическая ситуация в Украине в последние месяцы изменилась к лучшему. Наша страна вышла из острой фазы экономического и финансового кризиса и сейчас находится на этапе посткризисного восстановления. Происходящие в экономической и монетарной сферах изменения требуют соответствующего пересмотра текущих задач и приоритетов денежно-кредитной политики»

 

                             Заключение.

Мы постарались как  можно точно проследить динамику монетарной политики Ураины и по итогам нашего исследовательского проекта можно сделать соответствующие выводы:

  • Монетарная политика и инфляционное таргетирование в стране проводится. И ни для кого не секрет в том, что это комплексная политика, куда входят структурная, бюджетная, финансовая и внешнеэкономическая составляющие. Следовательно нельзя ожидать моментальных изменнений в целом.

 

  • Стоит отметить, что основные задачи и приоритеты денежно-кредитной политики, которые заключатся в сдерживании инфляции через эффективное регулирование денежным предложением, а также в стимулировании кредитной активности банков, поставлены и ведутся все меры для улучшения экономики Украины.

 

  • Также ведется усиленная работа по предотвращению рисков и предпосылок, которые привели к возникновению финансового кризиса 2008-2009 годов.

 

  • Нельзя не заметить, что постепенно возвращаться доверие к банкам, следовательно Капитал банков  растет, и постепенно возобновляется кредитование реального сектора экономики.

 

В итоге нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что страна, на данный момент, находится на этапе посткризисного восстановления, вводятся новые изменения в экономику

 

 


Информация о работе Динамика монетарной политики Украины