Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ВВП, как важнейшего показателя системы национальных счетов. При этом решаются следующие задачи: изучение ключевых понятий ВВП, изучение методов его расчета, проведение анализа динамики ВВП в РФ, прогноз экономического развития РФ на ближайшие 10 лет.
Введение 3
1. Валовой внутренний продукт и методы его расчетов 4
1.1 Понятие ВВП, его назначение 4
1.2 Методы расчета ВВП. Производственный метод 7
1.3 Метод суммирования расходов 9
1.4 Метод суммирования доходов 10
2. Номинальный и реальный ВВП. Потенциальный ВВП 14
2.1 Взаимосвязь показателей, системы национальных счетов 17
2.2 ВВП и чистое экономическое благосостояние 18
3. Динамика валового внутреннего продукта в России. 25
3.1 Статистический анализ динамики валового внутреннего продукта России за 2006 - 2011 годы 27
3.2 Динамика использования валового внутреннего продукта 30
Заключение 33
Литература 34
Индекс Ласпейреса определяется для неизменного набора товаров (при расчете стандартной потребительской корзины):
где - количество товаров и услуг, произведенных в базисном году;
- цены товаров и услуг в базисном году;
- цены товаров в текущем году.
Индекс Пааше (дефлятор ВВП) рассчитывается для изменяющегося набора товаров:
|
(6) |
где - количество товаров и услуг в текущем году.
В нашем условном примере с яблоками и апельсинами мы рассчитывали дефлятор ВВП как индекс Пааше.
Систематическая зависимость между индексами Ласпейреса и Пааше создала у некоторых ученых представление о том, что индексы Ласпейреса и Пааше отклоняются от некоторого истинного значения и что это истинное значение лежит где-то посредине между ними. Это, в свою очередь, обусловило использование индекса Фишера, исчисляемого как средняя геометрическая из индексов Ласпейреса и Пааше. Следует отметить, что в СССР индекс Фишера неоднократно критиковали за его «формальный» характер. Однако во многих странах и в международных организациях его продолжают применять, так как он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими индексами.
|
(7) |
Идеальность данной формулы заключается в том, что индекс является обратимым во времени, т. е. при перестановке базисного и отчетного периодов полученный обратный индекс представляет собой величину, обратную величине первоначального индекса. Недостаток формулы состоит в том, что она лишена конкретного экономического содержания (разность между числителем и знаменателем не показывает никакой реальной экономии или потерь вследствие изменения цен).
2.1 Взаимосвязь показателей, системы национальных счетов
В систему национальных счетов, помимо исчисления ВВП, входят и другие, тесно связанные с ним показатели.
Покажем последовательный переход от показателя ВВП к показателю личного располагаемого дохода, который в большей степени отражает благосостояние населения страны:
ВВП - Амортизация = ЧВП - Косвенные налоги = НД - Взносы на социальное страхование,
Налоги на прибыль корпораций, Нераспределенные прибыли корпораций + Трансфертные платежи = ЛД - Индивидуальные налоги = РД, (8)
где ЧВП - чистый внутренний продукт;
НД - национальный доход, т.е. доходы поставщиков факторов производства от участия в текущем производстве (общий объем заработной платы, ренты, процентов и прибылей, или сумма цен факторов производства);
ЛД - личный доход (полученный доход в отличие от национального дохода, т.е. заработанного дохода);
РД - располагаемый доход (доход после уплаты налогов).
Таким образом, система национальных счетов не только позволяет рассмотреть итоги деловой активности населения страны на стадиях производства, распределения и использования ВВП, но и дает правительству возможность определить основные цели макроэкономической политики исходя из рассмотренных выше показателей.
2.2 ВВП и чистое экономическое благосостояние
В последней трети XX века в западной экономической теории все чаще подчеркивается, что ВВП не совсем точно отражает благосостояние общества и, более того, является "искусственным" показателем, манипулирование которым создает возможность для правительства представлять положение дел в стране так, как ему наиболее выгодно, особенно в год президентских или парламентских выборов. Например, Президент России в 2002 г. заявил, что планы правительства, в которых заложен годовой прирост ВВП в ближайшие годы 3-4%, недостаточно амбициозны. Перед правительством была поставлена задача удвоения объема ВВП за 10 лет. Решить эту проблему, "отрапортовав" президенту через год о высоких темпах прироста годового ВВП, можно достаточно просто (речь не идет о фальсификации статистических данных). Достаточно организовать реализацию какого-нибудь грандиозного проекта наподобие переброски северных рек в засушливые районы России и страны ближнего зарубежья. Сколько будет развернуто строительных работ, гидросооружений, произведено экскаваторов, грузовиков, сколько грунта будет изъято и переброшено в иные места, сколько доходов получат владельцы задействованных в данном проекте факторов производства! По итогам года рост ВВП может составить и 6, и 8% и более. Но будет ли это отражать улучшение экономического благосостояния страны?
Назовем основные проблемы, связанные с оценкой ВВП как главного измерителя итогов экономической деятельности.
I. Показатель ВВП не
отражает воздействия
II. В ВВП сложно учесть
деятельность в секторе
Ненаблюдаемая экономика, согласно классификации ОЭСР, подразделяется на четыре вида производства:
1) теневое;
2) незаконное;
3) неформального сектора;
4) домашних хозяйств
для собственного конечного
Поясним перечисленные четыре пункта.
1. В ВВП не учитывается поток товаров и услуг в рамках теневого производства, или теневой экономики, под которой подразумевается разрешенная законом деятельность, которая официально не декларируется или приуменьшается осуществляющими ее экономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и т.п. Экономические субъекты, работающие в теневом секторе, - это и репетиторы, и приходящие няни, и лица, практикующие частный извоз ("леваки"). Все они не регистрируют свою деятельность в соответствующих административных органах.
2. В ВВП не учитываются действительно незаконные виды деловой активности - изготовление и продажа наркотиков, проституция и прочая деструктивная деятельность, - потому что их субъекты не регистрируются в официальных органах, а доходы от подобного предпринимательства не декларируются. Примечательно, что в случае легализации деятельности, ранее считавшейся незаконной, рыночная оценка последней будет включаться в состав ВВП.
3. В ВВП не учитывается
деятельность в сфере
4. В ВВП не включается то, что производится для конечного использования в домашних хозяйствах, т.е. не "выносится на рынок" и, следовательно, не имеет рыночной оценки. Например, в СНС вообще не оценивается труд домашних хозяек. Классическим образцом описываемой проблемы является пример П. Самуэльсона: холостяк пользуется услугами приходящей домработницы. Ее доход будет включаться в состав ВВП (по методу суммирования доходов). Но по зрелом размышлении холостяк решает жениться на своей домработнице. Как жена она выполняет те же виды работ по дому, но теперь уже не получает от мужа ни цента. Следовательно, ВВП уменьшится на величину тех денежных выплат, которые раньше получала и декларировала домработница.
Краткое описание различных секторов ненаблюдаемой экономики позволяет констатировать, что все они, за исключением деятельности в рамках домашнего хозяйства, находятся вне формальных правил, или вне закона, и связаны с административными или уголовными правонарушениями.
Таким образом, отсутствие в показателе ВВП деятельности в сфере ненаблюдаемой экономики, по мнению многих экономистов, занижает его величину. В различных странах мира как с рыночной, так и переходной экономикой масштабы ненаблюдаемой экономики составляют 10-60% от официального ВВП. На начало 2006 г., по официальным оценкам, масштабы ненаблюдаемой экономики в России составляли около 25% ВВП, по альтернативным расчетам различных исследовательских организаций - 40-50% ВВП.
III. При исчислении
ВВП, как правило, величина
добавленной стоимости
Недостатки, связанные с подсчетом ВВП, который не полностью отражает масштабы деловой активности и уровень экономического благосостояния нации, попытались устранить американские ученые В. Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ). Для подсчета ЧЭБ из ВВП нужно вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.
В нашем примере с переброской воды из северных рек в южные районы нужно выявить все негативные последствия этого мероприятия (изменение микроклимата, экологически неблагоприятные последствия для населения, затопленные площади с находящимися на них постройками и т.п.) и дать им денежную оценку. Таким же образом нужно выразить в денежной форме ту деятельность в рамках домашних хозяйств, которая осуществляется по принципу "сделай сам": т.е. ремонт квартиры собственными силами, выращивание цветов для эстетики садового участка, воспитание домохозяйками своих детей и т.п. Увеличение свободного времени, или досуга, которое улучшает благосостояние граждан страны, также должно получить денежную оценку.
Уточняя значение показателя ЧЭБ, заметим, что самое сложное при реализации этой научной концепции - дать денежную оценку факторов, влияющих на ЧЭБ. В руководствах по использованию СНС-93 и Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики, а также в других рекомендациях международных организаций предлагаются различные косвенные методы оценки масштабов теневого, неформального сектора и других видов ненаблюдаемой экономики. Тем не менее на сегодняшний день все страны, ведущие национальное счетоводство, используют показатель ВВП для оценки результатов деловой активности субъектов экономики.
Возвращаясь к проблеме учета в показателе ВВП благосостояния общества, отметим, что, разумеется, объем реального ВВП - важный его показатель, но точнее благосостояние граждан отражает ВВП или ВНД на душу населения (таблица 3.).
Таблица 3. Валовой национальный доход на душу населения по странам мира в 2010 г., дол.
Место в 2010 |
Изменение |
Страна |
ВВП в 2010 г. в долл. по ППС на душу населения |
ВВП в 2009 г. в долл. по ППС на душу населения |
Прирост в 2010 г. |
1 |
1 |
Катар |
88559 |
78260 |
13.2% |
2 |
-1 |
Люксембург |
81383 |
79163 |
2.8% |
3 |
1 |
Сингапур |
56522 |
49764 |
13.6% |
4 |
-1 |
Норвегия |
52013 |
51988 |
0.0% |
5 |
1 |
Бруней |
48892 |
47745 |
2.4% |
6 |
-1 |
Объединенные Арабские Эмираты |
48821 |
48251 |
1 2% |
7 |
0 |
Соединенные Штаты |
47284 |
45934 |
2.9% |
8 |
0 |
Гонконг |
45736 |
42757 |
7.0% |
9 |
0 |
Швейцария |
41663 |
40484 |
2.9% |
10 |
0 |
Нидерланды |
40765 |
39860 |
2.3% |
11 |
0 |
Австралия |
39699 |
38751 |
2.4% |
12 |
1 |
Австрия |
39634 |
38567 |
2.8% |
13 |
1 |
Канада |
39057 |
37971 |
2.9% |
14 |
-2 |
Ирландия |
38550 |
38685 |
-0.4% |
15 |
2 |
Швеция |
38031 |
35805 |
6.2% |
16 |
0 |
Кувейт |
37849 |
37503 |
0.9% |
17 |
-2 |
Исландия |
36621 |
37957 |
-3.5% |
18 |
0 |
Дания |
36450 |
35523 |
2.6% |
19 |
0 |
Бельгия |
36100 |
35337 |
2.2% |
20 |
0 |
Германия |
36033 |
34415 |
4.7% |
21 |
4 |
Китайская провинция Тайвань |
35227 |
31770 |
10.9% |
22 |
-1 |
Соединенное Королевство |
34920 |
34396 |
1.5% |
23 |
0 |
Финляндия |
34585 |
33382 |
3.6% |
24 |
-2 |
Франция |
34077 |
33432 |
1.9% |
25 |
-1 |
Япония |
33805 |
32199 |
5.0% |
26 |
5 |
Корея |
29836 |
27938 |
6.8% |
27 |
-1 |
Испания |
29742 |
29625 |
0.4% |
28 |
1 |
Израиль |
29531 |
28581 |
3.3% |
29 |
-1 |
Италия |
29392 |
28883 |
1.8% |
30 |
-3 |
Греция |
28434 |
29571 |
-3.8% |
31 |
-1 |
Кипр |
28256 |
28528 |
-1.0% |
32 |
0 |
Словения |
28030 |
27474 |
2.0% |
33 |
1 |
Новая Зеландия |
26966 |
26600 |
1.4% |
34 |
-1 |
Бахрейн |
26852 |
27214 |
-1.3% |
35 |
0 |
Багамские острова |
25895 |
25807 |
0.3% |
36 |
0 |
Оман |
25439 |
25005 |
1.7% |
37 |
0 |
Чешская Республика |
24869 |
24166 |
2.9% |
38 |
0 |
Мальта |
24792 |
23891 |
3.8% |
39 |
0 |
Саудовская Аравия |
23826 |
23272 |
2.4% |
40 |
2 |
Сейшельские острова |
23428 |
21924 |
6.9% |
41 |
-1 |
Португалия |
23223 |
22708 |
2.3% |
42 |
-1 |
Барбадос |
22512 |
22467 |
0.2% |
43 |
0 |
Словацкая Республика |
22129 |
21093 |
4.9% |
44 |
2 |
Польша |
18936 |
18058 |
4.9% |
45 |
0 |
Венгрия |
18738 |
18306 |
2.4% |
46 |
2 |
Эстония |
18519 |
17695 |
4.7% |
47 |
-3 |
Экваториальная Гвинея |
18143 |
18645 |
-2.7% |
48 |
-1 |
Хорватия |
17684 |
17708 |
-0.1% |
49 |
1 |
Литва |
17185 |
16564 |
3.8% |
50 |
-1 |
Антигуа и Барбуда |
16573 |
17308 |
-4.2% |
51 |
1 |
Аргентина |
15854 |
14524 |
9.2% |
52 |
-1 |
Россия |
15837 |
14927 |
6.1% |
53 |
0 |
Ботсвана |
15489 |
14321 |
8.2% |
Информация о работе Динамика валового внутреннего продукта в России