Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:39, контрольная работа
Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.
Введение
1. Доход предприятия. Его сущность и виды
2. Понятие прибыли. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль
3. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
4. Экономическая прибыль предприятия
Заключение
Список используемой литературы
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. ШУХОВА »
Кафедра : Теории и методологии науки
Контрольная работа
На тему : Доход фирмы
По предмету : Экономическая теория
Белгород 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Доход предприятия. Его сущность и виды
2. Понятие прибыли. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль
3. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
4. Экономическая прибыль предприятия
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.
Основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы ее достижения.
Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся, исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация прибыли.
1. ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ. ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
Одной из центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа выступает доход предпринимательской фирмы. Безусловно, у работодателя и работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных действий предпринимательской фирмы.
Доход - итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход - есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции, первичная форма реализации собственности, экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Понятно - с учетом конечного результата, получившего общественное признание, через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства. Отношения дохода выражают сложную структуру взаимосвязей по вертикали (предприниматель-государство) и горизонтали, в свою очередь предполагают наличие субординированной системы категорий: валовой, чистый, предпринимательский доход и т.п.
Валовой доход фирмы - это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую часть такого дохода образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как валовой доход фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались категории чистого и хозрасчетного дохода. Чистый доход - это выручка за вычетом материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетный доход состоит из заработной платы и прибыли.
Современные неоклассические теории, разработанные для развитой рыночной экономики, исходят из того, что, используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получит доход, который зависит от объема реализованной продукции и рыночных цен.
Валовой доход состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов - денежных средств, полученных от непроизводственных операций (проценты по вкладам; дивиденды; полученные пени, штрафы (за вычетом уплаченных); доходы от ценных бумаг, валютных операций и др.).
Важным является распределение дохода в соответствии с долей участия каждого ресурса при производстве и реализации услуг. В связи с этим образуются так называемые факторные доходы. Часть дохода фирма использует на издержки в виде выплаты заработной платы работникам, покрытия материальных затрат, амортизацию изношенного оборудования, выплат по налогам, процентов за кредит и другие цели. Разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и реализацию товаров и услуг носит название прибыли.
2. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, БУХГАЛТЕРСКАЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от Умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства.
Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:
Ш затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сложившиеся в отрасли), - капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств;
Ш затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
Ш текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;
Ш отчисления в различные ассоциации, объединения;
Ш выплата дивидендов по акциям;
Ш отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
Ш затраты на жилищное и другое социальное строительство.
В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.
В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Эти издержки иногда называются неявными.
Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. Например, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.
3. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями (видами) прибыли: экономическая; бухгалтерская; прибыль от реализации; балансовая; чистая; валовая; номинальная; реальная: минимальная; нормальная (удовлетворительная); максимальная; целевая; недополученная; поток наличности; прибыль как способность к самофинансированию; предпринимательская; допустимая: нераспределенная (накопительная); облагаемая и не облагаемая налогом; консолидированная; остающаяся в распоряжении предприятия и др.
В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:
TR - TC = Р,
где: TR - совокупная выручка (доход);
TC - совокупные издержки;
P - прибыль.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются:
Ш издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
Ш нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность.
Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.
Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.