Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью реформ, разворачивающихся в настоящее время в России, яв-ляется создание эффективной экономики, ориентированной на обеспе¬чение уровня жизни, соответствующего современным стандартам, соци¬альную справедливость и защищенность всех слоев населения, это и обусловило актуальность темы работы.
Целью работы является изучение тенденций в благосостоянии российских семей.
Введение 3
Глава 1. Сущность благосостояния населения 3
1.1. Доходы населения и их виды 4
1.2. Основные источники доходов населения 6
Глава 2. Анализ благосостояния российских семей 9
2.1. Денежные доходы и расходы населения 9
2.2. Основные характеристики семей военных инвалидов 13
2.3. Уровень благосостояния среднего класса в Туле 18
Глава 3. Пути преодоления кризисных явлений в области доходов 24
3.1. Роль государства в регулировании занятости населения и
его доходов 24
3.2. Предложения и рекомендации Тульской области 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Использование техники
Если говорить о техническом вооружении "средней" семьи, то 77% являются обладателями автомобиля, 62% - имеют компьютеры, 38% - видеокамеры, 21% имеют телевизор с диагональю от 72см, возможно даже не один, 20% - обладатели мебели со встроенной бытовой техникой, 18% пользуются пластиковыми карточками для расчетов, 16% - оснащены мобильными телефонами. 17% ответили, что не собираются приобретать новый или менять старый автомобиль, а остальные желают это сделать в среднем через 2 года. Основные, используемые "средней" семьей, марки это ВАЗ и ГАЗ, в основном ВАЗ. В основном в семье не более 1 автомобиля. По автомобилю можно судить, что материальное благополучие опрошенных улучшилось, так как 22% и 18% купили последний автомобиль в 2000 и 2001 годах соответственно. Но к сожалению, "средняя" семья в основном обладает автомобилем выпуска ранее 1996 года. Хотя мерседес 90 года это все -равно не ВАЗ - 10, который выпущен в 2000 году. Расходы на обслуживание автомобиля в среднем в год составляют $523.
Одежда
"Средняя" семья покупает не дорогую одежду: за 2008 год было потрачено в среднем не больше $382 в год, а в 2009 году - $306 в год.
Большинство (65%) ответило, что в том месте, где они работают нет требований к стилю одежды, соответственно основная доля (36%) ответила, что обычно одевается на работу по разному. 29% придерживается стандартного отношения к работе и обычно одеваются в деловом стиле, 21% одеваются свободно, но стараются держать себя в консервативных рамках. Количество костюмов для работы должно быть в среднем три, а стоимость не превышать $100. Каждый комплект одежды для определенного вида деятельности как правило используют по назначению. Наиболее популярные спортивные марки, которые носят, являются Nike (42%), Adidas (33%), Reebok (18%), а наиболее популярными, которые знают, являются Adidas (90%), Nike (84%), Reebok (71%), Puma (26%). Относительно не спортивной одежды такой приверженности не наблюдается. 55% ответивших следят за модой и 56% - носят модную одежду, хотя 18% - носят одежду и не знают, считается ли она модной. О модной одежде в основном, глядя на окружающих (50%), по телевидения (40%), журнале о моде (30%), женском журнале (25%), от друзей и знакомых (24%), мужских журналах, а также в журналах о стиле жизни (по 11%).
Одежду в основном приобретают в ходе сезона, выбирая какую - либо модель случайно, в универсальных магазинах., либо в специализированных магазинах, либо на рынках. В магазины по одному ходят не всегда, советуются либо с близким человеком, либо ни с кем, приобретая одежду преимущественно в разных местах 2 - 3 раза в год, но самое главное это то, что покупают одежду, чтобы доставить себе удовольствие (57%), чтобы выглядеть не как все (34%), при этом многие указывают на то, что одежда определяет социальный статус во время работы (30%), также многие получают удовольствие от красивых вещей и получают от этого удовольствие (21%), и очень не многим безразлично то как они выглядят (4,9%), при этом 16% утверждают, что одежда должна указывать на социальный статус.[10]
Глава 3. Пути преодоления кризисных явлений в области доходов
3.1. Роль государства в регулировании занятости населения и его доходов
Соотношение между средними уровнями заработка 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) в 2009 году впервые несколько снизилось — по данным Минэкономики, оно составило 16,7 против 16,8 в 2008 году. Отметим, что Росстат фиксировал рост этого показателя, характеризующего разрыв между богатыми и бедными, начиная с 1995 года. Тогда оно равнялось 13,5, в 2003 году — 14,5, в 2006–м — уже 16. В министерстве видят в прошлогоднем снижении заслугу проводимой социальной политики государства. В частности, в документе Минэкономики отмечается, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство выполняет свои обязательства по увеличению оплаты труда, пенсий, пособий, социальной поддержке бедного населения. К примеру, в 2009 года средний размер трудовой пенсии в 2009 году вырос в реальном выражении на 11,3%.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков согласен с такой оценкой: серьезные денежные вливания сыграли положительную роль в сокращении разрыва между богатыми и бедными. Кроме того, эксперт отмечает влияние роста на 88% в 2009 году минимального размера оплаты труда, что "потянуло вверх и стабилизировало доходы низкооплачиваемого населения".
Между тем население РФ в кризисный год не может похвастаться ростом доходов и зарплат. Согласно данным Росстата, рост реальных располагаемых денежных доходов (доходы за вычетом обязательных платежей, с учетом инфляции) остался на уровне прошлого года — в 2009 году по сравнению с 2008 годом они увеличились на 1,9%. А темпы роста начисленных зарплат упали за год втрое: так, номинальная зарплата в 2009 году составила 18,7 тыс. руб. и по сравнению с 2008 годом выросла на 8,5% (в 2008 году рост был 27,2%), реальная же зарплата показала годовое снижение на 2,6% (в 2008 году был рост 11,5%). По данным ЦМАКП, фонд оплаты труда в годовом выражении в 2009 году сократился на 7%. В условиях кризисных явлений в экономике основным сдерживающим фактором роста зарплаты в 2009 году являлось существенное превышение предложения рабочей силы над спросом на рынке труда.
Для себя правительство выделило решение двух проблем. Первая - добиться, чтобы зарплату платили не «по-черному», а «вбелую». Основную роль здесь должна сыграть рационализация системы налогообложения. Подвижки уже начались: введение плоской шкалы, снижение налогового бремени на фонд оплаты труда. Но необходим еще ряд мер. Вторая проблема - бюджетники, которые в нашей экономике оказались обделенными. Расходы по финансированию этой сферы постепенно увеличиваются. Правительство и здесь рекомендует переходить на рыночный механизм саморегулирования, улучшать качество преподавательского состава. А задержкам выплаты заработной и попыткам ее занижения должны противодействовать профсоюзы.
3.2. Предложения и рекомендации Тульской области
Основными мерами по обеспечению стабильности экономики Тульской области в условиях мирового финансового кризиса являются:
- проведение жесткой бюджетной политики, ориентированной на конкретный результат и совершенствование долговой политики;
- оптимизация расходов регионального и муниципальных бюджетов, определение приоритетных статей бюджетов (инфраструктура, ЖКХ, образование, сезонные полевые работы, приоритетные инвестиционные проекты и т.д.);
- временное сокращение или прекращение реализации долгосрочных целевых программ, инвестиционных проектов с чрезмерно высокими рисками, с ограниченными эффектами для развития региональной экономики;
- постоянный мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами;
- разработка мероприятий по повышению деловой активности предпринимательских структур;
- определение перечня социально-значимых предприятий для оказания содействия в предоставлении целевых стабилизационных кредитов и средств господдержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- обеспечение закупок организациями социально-бюджетной сферы сельскохозяйственной продукции и продуктов питания у региональных производителей;
- проведение инвентаризации всех строящихся объектов с целью выявления объектов высокой степени готовности и оценки необходимых ресурсов для завершения строительства этих объектов.
В целях осуществления контроля за ситуацией на предприятиях реального сектора экономики, банковской сферы области и расчетов с бюджетом в администрации Тульской области в октябре 2008 года была создана постоянно действующая межведомственная комиссия по мониторингу финансов Тульской области.
19 февраля 2009 года распоряжением губернатора Тульской области №163 утверждена Программа мероприятий Тульской области по преодолению последствий мирового финансового и экономического кризиса.
На решение задачи обеспечения конкурентоспособности и развитие региональной экономики направлена реализация проектов по созданию промышленных округов в городах Новомосковск, Алексин, Узловая.
С целью включения в состав предприятий, которым необходима государственная поддержка, администрацией Тульской области направлен в Минрегион России и Минсельхоз России перечень семидесяти семи социально значимых и системообразующих организаций региона. Общая численность работников предприятий, претендующих на государственную поддержку, более 60 тыс. человек.
В целях противодействия кризисным явлениям и поддержания деловой активности кредитных организаций в Главном управлении Банка России по Тульской области функционирует Рабочая группа по оценке текущего состояния регионального банковского сектора. Работниками банковской сферы ведется работа, направленная на сохранение ресурсной и клиентской базы.
На решение задачи регулирования рынка труда, переобучение и трудоустройство населения направлена реализация мероприятий Программы о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году.
Предусмотренные Программой меры позволят обеспечить занятость порядка 40 тыс. человек.
В целях содействия незанятым гражданам в трудоустройстве, оказания социальной поддержки безработным гражданам, предоставления государственной услуги по обучению, переобучению, переподготовке и повышению квалификации законом Тульской области утверждена областная целевая программа «Содействие занятости населения Тульской области на 2007-2010 годы». Объем финансирования программы на 2009 год составляет 280 млн. рублей. Программой предусмотрена организация профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации 2511 граждан Тульской области.
Заключение
Проблема доходов населения и уровня жизни работников — одна из главнейших составляющих социальной политики, ибо высокопродуктивный труд и благосостояние народа, формируемое на трудовой основе, занимают ведущее место в системе социально-трудовых отношений общества.
Доходы населения представляют особую совокупность денежных и натуральных средств, необходимых для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека. Они формируются за счет оплаты труда работников, выплат из социальных фондов (федеральных, местных, а также фондов потребления предприятий и организаций), предпринимательских доходов, доходов от личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, доходов от прочих источников.
Доходы семей и отдельных граждан позволяют косвенно судить об уровне жизни населения. Анализ и прогнозирование уровня жизни основываются на различных показателях. Важнейшими среди них являются: распределение семей по величине дохода на семью, распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по душевому доходу.
Одной из объективных характеристик денежных доходов служит их соответствие прожиточному минимуму, представляющему собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных .благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем поддержание активного физического состояния различных социально-демографических групп населения. Категория прожиточного минимума предназначена для ограниченного периода преодоления кризисного состояния экономики.
Главной целью политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни.
«В 2010 году ожидается снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2009 году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%», – говорится в материалах.
При этом, прогноз численности по занятости населения в экономике уменьшен в 2010 году до 67,2 миллиона человек.
В связи с сокращением численности занятых в экономике общая безработица увеличится до 6 миллионов человек в 2010 году, а уровень безработицы составит 8,2%.
«Вследствие складывающейся в 2010 году ситуации на рынке труда произойдет увеличение численности официально зарегистрированных безработных до 2,8 миллиона человек», – говорится в сообщении.
В прогнозе подчеркивается, что несмотря на изменение экономической ситуации, государство будет выполнять свои обязательства по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы, социальных и трудовых пенсий.
Список использованной литературы
1. Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.3-15
2. Погосян Г.Р.,Жукова Л.И. Экономическая теория. М.:Экономика,2007.-340 c.
3. Заславский И.О пользе среднего класса для экономики//Вопросы экономики, 2008.-№5.-C.11-19
4. Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.7-13
5. Макашева Н. Неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки.// Вопросы экономики, №3.- 2008.- C.4-16.
6. Матыцина Н. Н. Банковские услуги населению//Банковское дело, 2008.- №5.-C.23-30
7. Плышевский Б. Дифференциация доходов населения//Экономист, №4-2009.- C.3-15.
8. Радыгин А. Россия в 2000-2008 гг: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики, №3.- 2010.- C.42-65.
9. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М. 2003. – 304 с.
10. Тавадов Э.А.Потребление в России//Экономист, №3.-2009.- C.12-22.
[1] Плышевский Б. Дифференциация доходов населения//Экономист, №4-2009.- C.8.
[2] Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.-М.. 2003. – с.102.
[3] Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.9.
[4] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.5.
[5] Тавадов Э.А.Потребление в России//Экономист, №3.-2009.- C.14.
[6] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2008.-№2.- C.6-7.
[7] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2008.-№2.- C.9-10
[8] Заславский И.О пользе среднего класса для экономики//Вопросы экономики, 2008.-№5.-C.11
[9] Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.7-8
[10] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.4-5