Доходы и благосостояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью реформ, разворачивающихся в настоящее время в России, яв-ляется создание эффективной экономики, ориентированной на обеспе¬чение уровня жизни, соответствующего современным стандартам, соци¬альную справедливость и защищенность всех слоев населения, это и обусловило актуальность темы работы.
Целью работы является изучение тенденций в благосостоянии российских семей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность благосостояния населения 3
1.1. Доходы населения и их виды 4
1.2. Основные источники доходов населения 6
Глава 2. Анализ благосостояния российских семей 9
2.1. Денежные доходы и расходы населения 9
2.2. Основные характеристики семей военных инвалидов 13
2.3. Уровень благосостояния среднего класса в Туле 18
Глава 3. Пути преодоления кризисных явлений в области доходов 24
3.1. Роль государства в регулировании занятости населения и
его доходов 24
3.2. Предложения и рекомендации Тульской области 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Доходы-благосостояние.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Использование техники

Если говорить о техническом вооружении "средней" семьи, то 77% являются обладателями автомобиля, 62% - имеют компьютеры, 38% - видеокамеры, 21% имеют телевизор с диагональю от 72см, возможно даже не один, 20% - обладатели мебели со встроенной бытовой техникой, 18% пользуются пластиковыми карточками для расчетов, 16% - оснащены мобильными телефонами. 17% ответили, что не собираются приобретать новый или менять старый автомобиль, а остальные желают это сделать в среднем через 2 года. Основные, используемые "средней" семьей, марки это ВАЗ и ГАЗ, в основном ВАЗ. В основном в семье не более 1 автомобиля. По автомобилю можно судить, что материальное благополучие опрошенных улучшилось, так как 22% и 18% купили последний автомобиль в 2000 и 2001 годах соответственно. Но к сожалению, "средняя" семья в основном обладает автомобилем выпуска ранее 1996 года. Хотя мерседес 90 года это все -равно не ВАЗ - 10, который выпущен в 2000 году. Расходы на обслуживание автомобиля в среднем в год составляют $523.

Одежда

"Средняя" семья покупает не дорогую одежду: за 2008 год было потрачено в среднем не больше $382 в год, а в 2009 году - $306 в год.

Большинство (65%) ответило, что в том месте, где они работают нет требований к стилю одежды, соответственно основная доля (36%) ответила, что обычно одевается на работу по разному. 29% придерживается стандартного отношения к работе и обычно одеваются в деловом стиле, 21% одеваются свободно, но стараются держать себя в консервативных рамках. Количество костюмов для работы должно быть в среднем три, а стоимость не превышать $100. Каждый комплект одежды для определенного вида деятельности как правило используют по назначению. Наиболее популярные спортивные марки, которые носят, являются Nike (42%), Adidas (33%), Reebok (18%), а наиболее популярными, которые знают, являются Adidas (90%), Nike (84%), Reebok (71%), Puma (26%). Относительно не спортивной одежды такой приверженности не наблюдается. 55% ответивших следят за модой и 56% - носят модную одежду, хотя 18% - носят одежду и не знают, считается ли она модной. О модной одежде в основном, глядя на окружающих (50%), по телевидения (40%), журнале о моде (30%), женском журнале (25%), от друзей и знакомых (24%), мужских журналах, а также в журналах о стиле жизни (по 11%).
Одежду в основном приобретают в ходе сезона, выбирая какую - либо модель случайно, в универсальных магазинах., либо в специализированных магазинах, либо на рынках. В магазины по одному ходят не всегда, советуются либо с близким человеком, либо ни с кем, приобретая одежду преимущественно в разных местах 2 - 3 раза в год, но самое главное это то, что покупают одежду, чтобы доставить себе удовольствие (57%), чтобы выглядеть не как все (34%), при этом многие указывают на то, что одежда определяет социальный статус во время работы (30%), также многие получают удовольствие от красивых вещей и получают от этого удовольствие (21%), и очень не многим безразлично то как они выглядят (4,9%), при этом 16% утверждают, что одежда должна указывать на социальный статус.[10]


Глава 3. Пути преодоления кризисных явлений в области доходов

3.1. Роль государства в регулировании занятости населения и его доходов

Соотношение между средними уровнями заработка 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) в 2009 году впервые несколько снизилось — по данным Минэкономики, оно составило 16,7 против 16,8 в 2008 году. Отметим, что Росстат фиксировал рост этого показателя, характеризующего разрыв между богатыми и бедными, начиная с 1995 года. Тогда оно равнялось 13,5, в 2003 году — 14,5, в 2006–м — уже 16. В министерстве видят в прошлогоднем снижении заслугу проводимой социальной политики государства. В частности, в документе Минэкономики отмечается, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство выполняет свои обязательства по увеличению оплаты труда, пенсий, пособий, социальной поддержке бедного населения. К примеру, в 2009 года средний размер трудовой пенсии в 2009 году вырос в реальном выражении на 11,3%.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков согласен с такой оценкой: серьезные денежные вливания сыграли положительную роль в сокращении разрыва между богатыми и бедными. Кроме того, эксперт отмечает влияние роста на 88% в 2009 году минимального размера оплаты труда, что "потянуло вверх и стабилизировало доходы низкооплачиваемого населения".

Между тем население РФ в кризисный год не может похвастаться ростом доходов и зарплат. Согласно данным Росстата, рост реальных располагаемых денежных доходов (доходы за вычетом обязательных платежей, с учетом инфляции) остался на уровне прошлого года — в 2009 году по сравнению с 2008 годом они увеличились на 1,9%. А темпы роста начисленных зарплат упали за год втрое: так, номинальная зарплата в 2009 году составила 18,7 тыс. руб. и по сравнению с 2008 годом выросла на 8,5% (в 2008 году рост был 27,2%), реальная же зарплата показала годовое снижение на 2,6% (в 2008 году был рост 11,5%). По данным ЦМАКП, фонд оплаты труда в годовом выражении в 2009 году сократился на 7%. В условиях кризисных явлений в экономике основным сдерживающим фактором роста зарплаты в 2009 году являлось существенное превышение предложения рабочей силы над спросом на рынке труда.

Для себя правительство выделило решение двух проблем. Первая - добиться, чтобы зарплату платили не «по-черному», а «вбелую». Основ­ную роль здесь должна сыграть рационализация системы налогообложения. Под­вижки уже начались: введение плоской шкалы, снижение налогового бремени на фонд оплаты труда. Но необходим еще ряд мер. Вторая проблема - бюджетники, которые в нашей экономике оказались обделенными. Расходы по финансирова­нию этой сферы постепенно увеличиваются. Правительство и здесь рекомендует переходить на рыночный ме­ханизм саморегулирования, улучшать качество преподавательского состава. А за­держкам выплаты заработной и попыткам ее занижения должны противодейство­вать профсоюзы.

 

3.2. Предложения и рекомендации Тульской области

 

Основными мерами по обеспечению стабильности экономики Тульской области в условиях мирового финансового кризиса являются:

- проведение жесткой бюджетной политики, ориентированной на конкретный результат и совершенствование долговой политики;

- оптимизация расходов регионального и муниципальных бюджетов, определение приоритетных статей бюджетов (инфраструктура, ЖКХ, образование, сезонные полевые работы, приоритетные инвестиционные проекты и т.д.);

- временное сокращение или прекращение реализации долгосрочных целевых программ, инвестиционных проектов с чрезмерно высокими рисками, с ограниченными эффектами для развития региональной экономики;

- постоянный мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами;

- разработка мероприятий по повышению деловой активности предпринимательских структур;

- определение перечня социально-значимых предприятий для оказания содействия в предоставлении целевых стабилизационных кредитов и средств господдержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- обеспечение закупок организациями социально-бюджетной сферы сельскохозяйственной продукции и продуктов питания у региональных производителей;

- проведение инвентаризации всех строящихся объектов с целью выявления объектов высокой степени готовности и оценки необходимых ресурсов для завершения строительства этих объектов.

В целях осуществления контроля за ситуацией на предприятиях реального сектора экономики, банковской сферы области и расчетов с бюджетом в администрации Тульской области в октябре 2008 года была создана постоянно действующая межведомственная комиссия по мониторингу финансов Тульской области.

19 февраля 2009 года распоряжением губернатора Тульской области №163 утверждена Программа мероприятий Тульской области по преодолению последствий мирового финансового и экономического кризиса.

На решение задачи обеспечения конкурентоспособности и развитие региональной экономики направлена реализация проектов по созданию промышленных округов в городах Новомосковск, Алексин, Узловая.

С целью включения в состав предприятий, которым необходима государственная поддержка, администрацией Тульской области направлен в Минрегион России и Минсельхоз России перечень семидесяти семи социально значимых и системообразующих организаций региона. Общая численность работников предприятий, претендующих на государственную поддержку, более 60 тыс. человек.

В целях противодействия кризисным явлениям и поддержания деловой активности кредитных организаций в Главном управлении Банка России по Тульской области функционирует Рабочая группа по оценке текущего состояния регионального банковского сектора. Работниками банковской сферы ведется работа, направленная на сохранение ресурсной и клиентской базы.

На решение задачи регулирования рынка труда, переобучение и трудоустройство населения направлена реализация мероприятий Программы о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году.

Предусмотренные Программой меры позволят обеспечить занятость порядка 40 тыс. человек.

В целях содействия незанятым гражданам в трудоустройстве, оказания социальной поддержки безработным гражданам, предоставления государственной услуги по обучению, переобучению, переподготовке и повышению квалификации законом Тульской области утверждена областная целевая программа «Содействие занятости населения Тульской области на 2007-2010 годы». Объем финансирования программы на 2009 год составляет 280 млн. рублей. Программой предусмотрена организация профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации 2511 граждан Тульской области.


Заключение

 

Проблема доходов населения и уровня жизни работников — одна из главнейших составляющих социальной политики, ибо высокопродуктив­ный труд и благосостояние народа, формируемое на трудовой основе, за­нимают ведущее место в системе социально-трудовых отношений общества.

Доходы населения представляют особую совокупность денежных и натуральных средств, необходимых для поддержания физического, мо­рального, экономического и интеллектуального состояния человека. Они формируются за счет оплаты труда работников, выплат из социальных фондов (федеральных, местных, а также фондов потребления предпри­ятий и организаций), предпринимательских доходов, доходов от лично­го подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, до­ходов от прочих источников.

Доходы семей и отдельных граждан позволяют косвенно судить об уровне жизни населения. Анализ и прогнозирование уровня жизни ос­новываются на различных показателях. Важнейшими среди них являют­ся: распределение семей по величине дохода на семью, распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по ду­шевому доходу.

Одной из объективных характеристик денежных доходов служит их соответствие прожиточному минимуму, представляющему собой показа­тель объема и структуры потребления важнейших материальных .благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем поддержа­ние активного физического состояния различных социально-демографи­ческих групп населения. Категория прожиточного минимума предназна­чена для ограниченного периода преодоления кризисного состояния эко­номики.

Главной целью политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, по­зволяющих своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни.

«В 2010 году ожидается снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2009 году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%», – говорится в материалах.
При этом, прогноз численности по занятости населения в экономике уменьшен в 2010 году до 67,2 миллиона человек.

В связи с сокращением численности занятых в экономике общая безработица увеличится до 6 миллионов человек в 2010 году, а уровень безработицы составит 8,2%.

«Вследствие складывающейся в 2010 году ситуации на рынке труда произойдет увеличение численности официально зарегистрированных безработных до 2,8 миллиона человек», – говорится в сообщении.

В прогнозе подчеркивается, что несмотря на изменение экономической ситуации, государство будет выполнять свои обязательства по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы, социальных и трудовых пенсий.

 


Список  использованной литературы

 

1.      Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.3-15

2.      Погосян Г.Р.,Жукова Л.И. Экономическая теория. М.:Экономика,2007.-340 c.

3.       Заславский И.О пользе среднего класса для экономики//Вопросы экономики, 2008.-№5.-C.11-19

4.       Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.7-13

5.      Макашева Н. Неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки.// Вопросы экономики, №3.- 2008.- C.4-16.

6.       Матыцина Н. Н. Банковские услуги населению//Банковское дело, 2008.- №5.-C.23-30

7.      Плышевский Б. Дифференциация  доходов населения//Экономист, №4-2009.- C.3-15.

8.      Радыгин А. Россия в 2000-2008 гг: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики, №3.- 2010.- C.42-65.

9.      Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М. 2003. – 304 с.

10. Тавадов Э.А.Потребление в России//Экономист, №3.-2009.- C.12-22.

 

 

 

 



[1] Плышевский Б. Дифференциация  доходов населения//Экономист, №4-2009.- C.8.

 

[2] Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.-М.. 2003. – с.102.

 

[3] Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.9.

[4] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.5.

 

[5] Тавадов Э.А.Потребление в России//Экономист, №3.-2009.- C.14.

[6] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2008.-№2.- C.6-7.

[7] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2008.-№2.- C.9-10

[8] Заславский И.О пользе среднего класса для экономики//Вопросы экономики, 2008.-№5.-C.11

 

[9] Карташева А., Кубишин Е.Ситуация на потребительском рынке: направления развития//Экономист, 2008.-№4.- C.7-8

[10] Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Проблемы благосостояния в современной России.// Экономист, 2010.-№2.- C.4-5


Информация о работе Доходы и благосостояние