Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:32, реферат
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства.
Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотрения и решения.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ–
МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
«ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ»
Выполнил: студентка 204 группы Факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры Шалаева Т.В.. |
Руководитель: Ст.преподаватель кафедры Политической экономии Анисимова О.С. |
Москва, 2014
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства.
Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотрения и решения.
Доходы – средства в денежной или натуральной форме, заработанные или полученные населением в течение определенного периода времени, обычно в течение одного года.
Доходы населения - совокупность денежных и натуральных средств для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей и формируются за счет труда работников и других источников.
Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:
доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.
Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.
У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.
Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части). Располагаемый денежный доход определяется путем вычета из номинальных денежных доходов обязательных платежей и взносов.
При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен.
Хотя рыночный механизм обеспечивает вознаграждение владельцев ресурсов, в соответствии с их производительностью, это отнюдь не означает равенства в доходах. Во-первых, неравномерным может быть само распределение ресурсов среди экономических субъектов. Во-вторых, далеко не равным является положение участников рыночных сделок. В-третьих, ресурсы различаются по уровню производительности. Это приводит к тому, что для рыночной экономики характерно наличие неравенства в распределении доходов. Причём рыночный механизм может способствовать углублению этого неравенства.
Один из наиболее широко применяемых измерителей неравенства в распределении доходов - кривая Лоренца, которая даёт статистическую картину глубины неравенства. Кривая Лоренца показывает долевое распределение дохода среди разных групп населения. При этом в случае абсолютного неравенства (1% населения получает 100% дохода) кривая примет вид прямого угла. При равномерном распределении дохода (каждая группа получает соответствующую её размеру долю дохода) кривая Лоренца будет прямой линией, которая рассечет поле графика пополам, отражая абсолютное равенство. Кривая, отражающая реальное распределение дохода, всегда будет находиться между указанными крайними вариантами распределения. При этом степень ее отклонения от линии абсолютного равенства будет иллюстрировать степень неравенства в распределении доходов, которая может быть измерена как площадь фигуры между этими линиями. Рисунок 1 показывает, что неравенство в России значительно углубилось. Причем его степень продолжает возрастать, о чем свидетельствует прогибание кривой в ее верхней части: разрыв в уровне доходов между группами с низкими доходами и группой, имеющей высокий уровень дохода, нарастает.
Другим статистическим показателем неравенства в распределении доходов является коэффициент Джини, который характеризует степень отклонения линии фактического распределения доходов от линии равномерного распределения. Значения коэффициента могут изменяться от 0 до 1, и чем он больше, тем выше степень расслоения общества. Что касается оценок неравенства в доходах в России, то они существенно различаются. Официально считается, что в 2003 разрыв в уровне доходов между 10% населения с наименьшими доходами и 10% населения с наибольшими доходами составлял 14 раз. Социологическое обследование дало иные оценки. По данным Росстата, в среднем по стране в 2006 г. Доходы 10% самых богатых были выше доходов 10% самых бедных в 25,3 раза. В Москве, по данным Мосгорстата, «децильный коэффициент» колеблется между 50 и 40.
Для сравнения отметим, что в странах Западной Европы такой разрыв в среднем составляет 7-8 раз. Социально безопасным считается разрыв в доходах, не превышающий 10 раз.
Рис. 1 Кривая Лоренца для России
Таблица 1 Значение коэффициента Джини для некоторых стран
Анализ динамики неравенства в распределении доходов по странам позволяет сделать два важных заключения. Первое состоит в том, что степень неравенства в распределении доходов выше в неразвитых странах. Второе сводится к тому, что чем меньше неравенство в распределении доходов, тем выше потенциал экономического роста экономики. Это свидетельствует о том, что неравенство в распределении доходов- не столько вопрос справедливости, сколько проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Во-первых, низкие доходы препятствуют увеличению спроса и наращиванию «человеческого капитала», что приводит к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Во-вторых, высокое неравенство является фактором, который дестабилизирует социально- экономическое положение и тем самым снижает инвестиционную привлекательность экономики. Наконец, высокий уровень дифференциации доходов создает благоприятную почву для распространения популистских доходов (экспроприация собственности, уравнительное распределение) к решению проблемы неравенства, что оборачивается снижением стимулов к накоплению и капиталовложениям. Напротив, как показали исследования, проведенные Всемирным Банком, политика, направленная на сглаживание неравенства в распределении доходов, может приносить двойную выгоду, способствуя сглаживанию неравенства и экономическому росту.
В качестве мер, наиболее способствующих снижению неравенства в распределении доходов, выступают политика заработанной платы и налоговая политика. И если первая определяет уровень индивидуальных доходов, то вторая нацелена на выравнивание уровней потребления за счет перераспределения совокупного дохода. В этой связи уместно отметить, что российская практика перехода к применению плоской шкалы налогообложения (независимость ставки налога от уровня дохода) вряд ли отвечает задачам обеспечения устойчивого роста и тем более создания социально ориентированной экономики. Во-первых, при таком подходе снижается степень социализации общества, то есть взаимной поддержки и взаимной ответственности. Во-вторых, это приводит к углублению неравенства, которое само по себе является дестабилизирующим фактором. То же самое можно сказать и о снижении ставки социального налога, которое теоретически может рассматриваться в качестве стимула экономического роста а на самом деле обернется снижением уровня социальных гарантий, а следовательно, падением уровня потребления и социальной стабильности. В результате потенциал экономического роста сократится. Не случайно высокоразвитые страны, для которых характерен невысокий уровень неравенства в распределении доходов, сохраняют высокий уровень ставки социального налога и практикуют прогрессивные системы налогообложения. В странах же с высоким уровнем неравенства и низкими темпами экономического роста, как правило, социальные налоги низки, а фискальная политика является регрессивной. Из сказанного, однако, не следует, что необходимо стремиться к уравнительному распределению.