Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 10:46, реферат
Описание работы
Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 Домохозяйство, как субъекты рыночных отношений………………….5 Фирма, как субъект рыночной экономики…………………………..........8 Государство, как субъект рыночной экономики………………………12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………19
В современных условиях предпринимательская
деятельность – это средство не только
дохода, заработка, но и самовыражения.
Функционирование современного предпринимательства
невозможно без благоприятного социально-экономического
климата, который формируется в результате
целенаправленных усилий государства.
В условиях благоприятного
социально-экономического климата, поддерживаемого
государством, предприниматель не рассматривает
в качестве первоочередной задачи мгновенное
увеличение прибыли, а намечает путь к
будущим структурным сдвигам и дальнейшему
расширению производства. Предпринимательские
инициативы деловых людей при поддержке
государства способствуют эффективному
функционированию современной рыночной
экономики.
Цели деятельности фирмы
Всякая предпринимательская
деятельность имеет своей целью получение
прибыли. Поэтому поведение фирмы можно
описать с помощью производственной функции,
которая определяет нацеленность фирмы
на максимизацию прибыли.
Существуют два подхода к внутрифирменной
эффективности:
деятельность фирмы описывается
ее производственной функцией, так что
при всех возможных комбинациях факторов
производства обеспечивается максимальный
выпуск продукции;
фирма выбирает комбинацию
факторов с наименьшими издержками для
каждого возможного объема выпуска продукции.
Это дает возможность вывести кривые средних
и предельных издержек.
Многообразием возможных положений
отдельных фирм в конкретной экономической
ситуации на рынке определяется различная
нацеленность их функционирования. Это
может быть желание выжить при определенном
конкретном условии, предполагающем получение
минимума прибыли; увеличение доли участия
на рынке или захват нового рынка; повышение
качества продукции и т.п.
Предполагается, что фирма стремится
функционировать на каком-то удовлетворительном
уровне эффективности, поскольку не располагает
возможностями максимизации. При характеристике
целевой нормы эффективности предусматривается
механизм, обеспечивающий достижение
желательного уровня.
Конкретно сформулированная
цель деятельности фирмы может включать
разнообразные аспекты. Например, в Японии
многие всемирно известные фирмы придерживаются
концепции, отражающей еще более широкие
цели деятельности, содержащие стремление
"...к производству продукции наивысшего
качества при наименьших ценах посредством
наиболее полного использования производственного
потенциала в соответствии с общими интересами
экономики и в целях повышения благосостояния
всего общества".
3. Государство, как субъект
рыночной экономики
Государство как субъект экономических
отношений - это совокупность организаций,
наделенных правом и обязанностью устанавливать
и защищать обязательные для других субъектов
рынка условия экономической деятельности
и перераспределять результаты их деятельности.
Под совокупностью организаций понимается
взаимосвязанная и иерархическая система
управления обществом и экономикой: глава
государства, правительство, парламент,
центральный банк, государственные органы
управления всех уровней. Их важнейшая
особенность в том, что они в принудительном
порядке устанавливают условия экономической
деятельности и контролируют их исполнение.
Государство является неотъемлемым
субъектом экономики в любой экономической
системе. Во всех экономических системах
государство выполняет функции по поддержанию
общественного порядка, законности, организации
национальной обороны, денежного обращения,
осуществляет сбор налогов, строительство
дорог, мостов, учебных, медицинских организаций
и т. д.
Несмотря на схожесть некоторых
задач, место и роль государства в экономике
различаются в зависимости от того или
иного вида экономической системы.
Существенные позиции государство
занимает в традиционной экономике. В
условиях отсталой, примитивной техники,
не позволяющей обеспечить экономический
рост, государство выполняет важные распределительные
функции, осуществляя перераспределение
значительной части национального дохода.
Эти средства направляются государством
на оказание материальной поддержки беднейшим
слоям населения.
В рыночной экономике государство
освобождается от несвойственных ему
функций (удовлетворение полностью совокупного
спроса, директивное планирование и др.).
Оно занимается тем, без чего обществу
существовать в современных условиях
нельзя и чего избегает частный сектор
экономики.2
Установленные государством
условия носят обязательный характер,
хотя различные из них по-разному влияют
на экономические процессы - жестко регламентируют
или же просто ограничивают сферу применения.
Второе важное свойство - государство
защищает установленные им условия. Причем
это не только право, но и обязанность
государства.
Особенность государства как экономического
субъекта - это то, что оно не руководствуется
рыночными принципами максимализации
прибыли и эквивалентности обмена, так
как в своей законодательной и экономической
деятельности, оно руководствуется целями
согласования интересов различных слоев
общества, поддержания социальной справедливости,
обеспечения экономического роста и другими,
которые выходят за рамки рыночных принципов.
Существование государства, как субъекта
рыночной экономики, привело к крайней
необходимости государственного регулирования
- государство как самый крупный инвестор,
владелец материальных и нематериальных
средств, основной потребитель промышленной
продукции специфического назначения
(вооружение, оборудование для ядерной
энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие
технологии) играет самую значительную
роль на рынке. В тоже время государство
обладает субъективизмом по причине субъективной
природы составляющих его элементов -
людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует
основное противоречие - существование
государства определяет необходимость
государственного регулирования, из чего
вытекает - существование классической
рыночной экономики в масштабах государства
не возможно.
Развитие рыночной экономики
приводит к появлению ряда негативных
последствий, которые обостряют ее внутренние
противоречия, замедляют темпы экономического
роста. Возникновение крупных предприятий,
новых отраслей, потребность в строительстве
дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют
больших затрат. В то же время возврат
этих средств, получение по ним прибыли
характеризуются большим риском. Поэтому
бизнес остерегается вкладывать свои
средства в эти сферы экономики. Однако
без них дальнейшее социально-экономическое
развитие общества, включая частный бизнес,
крайне затруднительно.
В этих условиях рынок вынужден
несколько сократить свои масштабы и предоставить
возможность государству участвовать
в экономической деятельности наряду
с частным бизнесом.
Усиление роли государства
в экономике происходит также в результате
обострения международной конкуренции.
Сложности сбыта продукции на внутреннем
рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам
все более затрудняется. Для укрепления
своих позиций на мировом рынке, защиты
национальных производителей от иностранной
конкуренции предприниматели вынуждены
прибегать к защите государства.
Таким образом, на определенном
этапе развития рыночной экономики появляются
объективные предпосылки для достаточно
широкого вмешательства государства в
экономику. Увеличиваются государственные
расходы на образование, социальное обеспечение,
научные исследования, делаются попытки
ограничить стихийное развитие рынка,
усилить элементы планирования.
По мере развития рыночной экономики,
ее трансформации в социально ориентированную
рыночную экономику значение государства
в развитии общества усиливается. Активное
участие государства в экономике — характерный
признак социальной рыночной экономики.3
Основная цель деятельности
государства в социальной рыночной экономике
состоит в поддержании социально-экономической
стабильности, в обеспечении максимально
высокого уровня благосостояния, социального
прогресса, в сохранении общественных
ценностей, окружающей природной среды
на основе экономической свободы, конкуренции,
частной инициативы.
Потребность выражает состояние
зависимости субъекта (домохозяйства,
фирмы и государства (общества)) от тех
объективных условий, которые необходимы
для его жизнедеятельности в соответствии
с достигнутым уровнем развития общества.
Потребности имеют объективный характер.
Не свободный выбор, а необходимость определяет
как сами потребности, так и способы их
удовлетворения. Они зависят от уровня
развития общественного производства
и от положения субъектов в системе экономических
отношений.
В потребностях отражается
социальное положение субъектов. В связи
с этим потребности человека определяются
не только необходимостью воспроизводить
его положение как субъекта экономических
отношений. Именно на удовлетворение такого
рода потребностей направлены экономические
интересы. Экономические потребности
включают не только личные потребности
в предметах потребления, но и производственные
потребности в средствах производства.
Последние персонифицируются теми участниками
экономико-производственных отношений,
которые являются хозяйствующими субъектами
– собственниками факторов производства.
Экономические интересы и потребности
тесно связаны друг с другом. Потребности,
вызывают, обусловливают интересы. Тем
не менее, нельзя сводить содержание интересов
непосредственно к потребностям. Потребности
выражают следующее: что необходимо потреблять
для существования и развития субъектов,
сколько и какие материальные блага должны
быть потреблены. Экономические же интересы
выражают то направление экономической
деятельности, которое приведет к удовлетворению
субъектов и улучшению их положения. Если
объектами потребностей непосредственно
являются материальные блага, то непосредственными
объектами экономических интересов –
экономические формы присвоения этих
благ.
Таким образом, экономический
интерес есть не сама потребность, а форма
проявления объективной необходимости
удовлетворения потребностей в сфере
экономических отношений.
Согласование экономических
интересов не устраняет противоречий
между ними. Субъекты, занимающие различное
положение в системе экономических отношений,
имеют в определенной мере различную направленность
экономической деятельности, то есть различные
экономические интересы. Противоречия
экономических интересов – это внутренний
источник движения и развития экономических
отношений, а сами экономические интересы
– движущие силы развития.
Между интересами различных
субъектов экономики пролегают весьма
подвижные, динамические грани, которые
очень важно познавать в условиях переходного
периода. Например, соответствует интересам
общества закрытие предприятия (фирмы),
если отпала необходимость в его дальнейшей
деятельности и оно не может быть реорганизовано
(при длительной убыточности и неплатежеспособности,
отсутствии спроса на его продукцию и
в случае, когда принятые предприятием
и вышестоящим органом меры по обеспечению
рентабельности работы не дали результатов).
Такая акция, однако, противоречит интересам
данного коллектива и его членов, так как
ведет к увольнению работников, по меньшей
мере – к усложнению их положения, связанному
с переподготовкой, переводом на другую
работу и т. д. Все это необходимо осуществлять
на основе принципов социальной защищенности
работников, то есть, при наличии системы
льгот, финансовой помощи со стороны государства.
Однако и при этом полностью избежать
негативных моментов при ликвидации предприятия
или значительном уменьшении численности
занятых на нем работников практически
не удается. Вместе с тем, закрытие нерентабельного,
неплатежеспособного предприятия в конечном
счете улучшает состояние общественного
производства, а это закономерно ведет
к улучшению положения работников в обществе
в целом.
В развитии предприятия или
фирмы и его коллектива могут возникнуть
противоречия между долговременными и
текущими интересами, которые по существу
отражают интерес и государства (общества)
и коллектива, и отдельного индивида. Конкретно
это может проявиться при решении вопроса
об использовании на предприятии фонда
развития производства, науки и техники.
Текущий интерес толкает работников на
такое использование фонда развития производства,
науки и техники, которое быстрее реализуется
в удовлетворении разнообразных интересов
и потребностей конкретного коллектива
и его работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все участники рыночных отношений
являются реальными собственниками и
имеют свои экономические интересы, которые
могут совпадать или противоречить интересам
других субъектов. Домашние хозяйства
стараются максимально удовлетворить
свои желания и потребности; фирмы – получить
максимальную прибыль, государство –
достигнуть максимального благосостояния
общества.
Каждый из них занимает определенное
место в системе общественного разделения
труда и, чтобы реализовать свои экономические
интересы, должен предложить то, что необходимо
другим субъектам – носителям рыночных
отношений. Благополучное финансовое
состояние предприятия это важное условие
его непрерывного и эффективного функционирования
в условиях рынка.
В настоящих условиях складывается
структура рыночных интересов собственников
факторов производства. Медленные процессы
образования новых форм хозяйствования
обусловлены не только противодействием
старых структур, но и естественным консерватизмом
трудовых коллективов государственных
предприятий. На этом уровне, как правило,
и преобладают краткосрочные интересы,
связанные лишь с уровнем оплаты труда,
получением дополнительных благ безотносительно
к серьезной мотивации конечных результатов
деятельности предприятия.
Таким образом, экономика выдвигает
нового субъекта экономического, предпринимательского
интереса, сферу же реализации подобных
интересов образует рынок, ориентирующий
на поиск новых возможностей, на риск,
инновацию, заботу о долгосрочном устойчивом
положении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гальперин В.М. и др. Учебник:
Микроэкономика. – СПб.: Экономическая
школа, 1994.
2. Гребнев Л.С., Нуреев
Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник.
– М.: Вита- Пресс, 2000.