Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Платона и Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении их экономических взглядов. Тем более, что свойственный этим двум философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами их творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этих двух философов не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Содержание работы

I. Введение 3


II. 1.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей 4

2. Платон 6

2.1.

Жизнь Платона 6

2.2. Платон о государстве 7

2.3. «Государство» и «Законы» 9

3. Аристотель 13

3.1. Жизнь Аристотеля 13

3.2. Аристотель об обществе и государстве 14

3.3. Деньги и торговля в понимании Аристотеля 16


III. Заключение 18


Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

     2) Олигархия. В олигархическом государстве  уже имеется четкое разделение  на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

     3) Демократия. Демократический строй  еще более усиливает разобщенность  бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

     4) Тирания. По мнению Платона,  если некое действие делается  слишком сильно, то это приводит  к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.

     Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

     1. Приемлемые государственные формы

     2. Регрессивные, упадочные формы

     В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где  закон не имеет силы и находится  под чьей-то властью. Там же, где  закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»3. 
 

     «Государство» и «Законы»  

     Ключевое  место концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он строит в своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

     Идеальное государство – то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом»4.

     Есть  люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Этофилософы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

     Другим  свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Этовоины, призвание которых состоит  в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

     Третьи  лишены всех этих качеств – они  должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также  существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим  делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

     Философы  и воины не имеют никакой частной  собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность  – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям. В этом идеальном государстве нет единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство, которому они преданы с малых лет»5. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.

     Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

     Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения "идеального" государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей суть тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда – и на войне, и в мирное время – надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям"6.

     «Законы»  – произведение престарелого Платона, умудренного и разочарованного  жизнью. Перед нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с  повторами, углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

     Проект  наилучшего государства в «Законах»  более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических  кругов античных рабовладельцев. В  своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов. По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16 км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну. В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по своей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым»7, - писал Платон.

     Если  в «Государстве» почти не упоминались  рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства.

     В «Законах» власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых  находятся огромные карательные  возможности вплоть до смертной власти. Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть воля у человека, рассуждал Платон, если все мы куклы, управляемые нитями, которые приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества. Война, которая раньше исключалась Платоном как величайшее зло, теперь выдвигается на первый план и неотделима от действия законов.

     Такие строгие законы в государстве  нужны для регулирования ремесла. Платон допускал существование мелкой торговли, но свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара.

     Вопрос  о том, насколько хорошо государство  Платона, вторичен, важнее то, что это  не существующее государство, но его "идея". В связи с этим возникает еще  одна проблема. Человек, незнакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство", скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение.

     Размышления Платона о государстве, в котором  все равны перед законом, а  больше всего те, кто стоит у  власти, так и остались добрыми  упованиями. Модель идеального государства  – это не описание какого-либо существующего строя, системы, а напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть Платон, говоря об идее государства, создает проект-утопию. Известно, что Платон пытался реализовать на практике свою идею. «Его часто приглашали для составления законодательств в новые города и повсеместно разбросанные греческие колонии. Когда же аркадяне и фиванцы основали свою колонию Мегалополь, город, ставший большим и богатым… по преданию обратился за советом не к кому иному, как к Платону. Философ предложил им свой любимый образец государства. Но когда оказалось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового города не согласны, Платон был вынужден отказаться от своего проекта»8. Платон, в сущности, создал утопию, его проект не имел шансов быть реализованным. 

     Аристотель 

     Жизнь Аристотеля  

     Аристотель  родился в 384г. до н.э. в греческом  городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

     Приехав с севера Греции, Аристотель в самом  раннем возрасте (в 17 лет) вошел в  школу Платона. Первые сочинения  Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью  его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.

     Аристотель  представлялся Платону ретивым  конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники  прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между  двумя философами. Платон не одобрял  свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

     Расхождение во взглядах двух философов позже  привело к созданию в 335 г. Аристотелем  собственной школы – Лекея. С  этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

     Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

     На  многие века имя Аристотеля стало  непререкаемым авторитетом в  науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

Информация о работе Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике