Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Естественные монополии – отрасль, в которой средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек (издержки на единицу выпуска продукта).

Содержание работы

1. Раскройте содержание вопроса. Естественные монополии и их регулирование.......................................................................................................3
2. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура дисконтирования?................................................................................................ 8
3. Практическое задание..........................................................................10
4. Список используемой литературы..................................................... 11

Файлы: 1 файл

tim.docx

— 29.53 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

1. Раскройте содержание  вопроса. Естественные монополии  и их регулирование.......................................................................................................3

2. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура  дисконтирования?................................................................................................ 8

3. Практическое задание..........................................................................10

4. Список используемой  литературы..................................................... 11

 

 

  1. Раскройте содержание вопроса. Естественные монополии и их регулирование.

Естественные  монополии – отрасль, в которой средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек (издержки на единицу выпуска продукта).

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от Правительства).

Естественная монополия  отличается большой возрастающей отдачей  от масштаба, а производственные затраты  ниже по сравнению с совершенной  конкуренцией.

Естественная монополия  основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или  государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на несколько фирм неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Сферы деятельности естественных монополий:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  по трубопроводам;

- услуги по передаче  электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных  терминалов, портов и аэропортов;

- услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

В реальной практике применение регулирования цен на продукцию  естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность  представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может способствовать росту Х-неэффективности.

Регулирование естественных монополий

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные  органы исполнительной власти в порядке, установленном для федеральных  органов исполнительной власти. Для  осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные  органы, наделяя их полномочиями в  пределах своей компетенции. Эти  органы регулирования могут применять  следующие методы регулирования субъектов естественной монополии:

- целевое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в  товаре, производимом субъектом  естественной монополии, с учетом  необходимости защиты прав и  охраны природы и культурных  ценностей.

Субъекты естественных монополий  не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями  на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется  регулирование государством, при  наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны  предоставить текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, установленные для него органом, регулирующим естественные монополии, проекты и планы капитальных вложений.

Руководят органами регулирования  естественных монополий лица, назначаемые  на должность и освобождаемые  от нее Президентом Российской Федерации. Они выполняют следующие функции:

- формируют и ведут  реестр субъектов естественных  монополий, в отношении которых  осуществляется государственное  регулирование и контроль;

- определяют методы регулирования,  применительно к конкретному  субъекту естественной монополии;

- контролируют в пределах  своей компетенции соблюдение  требований, предъявленных к субъекту  естественной монополии;

- вносят в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательства о естественных  монополиях.

Органы регулирования  естественных монополий вправе:

- принимать обязательные  для субъектов естественных монополий  решения о введении, об изменении  или о прекращении регулирования,  о применении методов регулирования;

- принимать в соответствии  со своей компетенцией решения  по фактам Закона о естественной  монополии;

- направлять субъектам  естественных монополий предписания  о прекращении нарушений упомянутого  Закона, в том числе об устранении  их последствий, заключении договоров  с потребителями, подлежащими  обязательному обслуживанию, внесении  изменений в заключенные договора;

- принимать решения о  внесении в реестр субъектов  естественных монополий либо  об исключении из него;

- осуществлять динамичный  контроль нормативно-правовых актов  по данному аспекту;

- принимать решения о  наложении штрафа на субъект  естественной монополии;

- привлекать к административной  ответственности в виде предупреждений  или штрафов руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц, органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  в случаях, предусмотренных Федеральным  законом;

- обращаться в суд с  иском, а также участвовать  в рассмотрении в суде дел,  связанных с применением или  с нарушением действующего законодательства  о естественных монополиях;

- осуществлять иные полномочия, установленные законами.

Государство проводит широкий комплекс мер противодействия монопольным устремлениям рыночных субъектов, которые осуществляются через монопольное законодательство. Первый общегосударственный законодательный акт антимонопольного характера был принят около 100 лет назад в США. Этот закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий, известен больше как закон Шермана. Практически во всех странах прослеживаются его основные принципы. С тех пор в США накоплен большой опыт антимонопольного правового регулирования.

Какие же меры следует принять, чтобы выполнить условия антимонопольного законодательства? Наряду с развитием  инфраструктуры действенной мерой  является ликвидация монопольных промышленных министерств в их нынешнем виде, в первую очередь упразднение  их командных функций и преобразование структуры предприятия. Иначе вследствие неразумно организованной системы  специализации конкуренции не получится. Такое преобразование можно осуществить с помощью нескольких методов.

Первый метод  — «разделение» (применяется в практике американского антимонопольного законодательства): крупное предприятие, занимающее монопольное положение в своей сфере, подразделяется на несколько частей — независимых фирм, способных конкурировать друг с другом.

Второй метод  — «пересадка» (для не очень крупных предприятий): допустим, два специализированных предприятия заняты разработкой и выпуском продукции (условно А и Б), но имеющей некоторую общую научно-техническую основу. Тогда определенная часть разработок типа А передается с одного предприятия на другое, занимавшееся разработками типа Б, и наоборот. В результате у предприятий появляется возможность конкурировать между собой без увеличения общего числа работников и существенных финансовых затрат.

Третий метод  — «диверсификация»: при благотворном влиянии конкуренции некоторые предприятия по своей инициативе сами начнут заниматься разработками новой для них продукции, вступая в конкуренцию с традиционными ее производителями.

Для проведения государственной  политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической  деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции при Правительстве  РФ функционирует Федеральный антимонопольный  орган. В его функции входят: контроль над соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; дача рекомендаций органам власти и управления по проведению мероприятий по содействию развития товарных рынков и конкуренции; разработка и осуществление мер демонополизации производства и обращения; контроль приобретения акций с долей, с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынке РФ хозяйствующих субъектов, либо к ограничению конкуренции.

Основными задачами Федерального антимонопольного органа Российской Федерации являются: контроль над соблюдением антимонопольного законодательства; содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации антимонопольный орган может направлять соответствующим органам власти и управления сведения: о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов.

 

 

  1. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура дисконтирования?

 

Дисконтирование - процедура приведения экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности. Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. Это один из способов оценки эффективности инвестиционного проекта. На его основе осуществляется расчет дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле:

, где

PDV — сегодняшняя ценность;

FVn — будущая стоимость сегодняшней суммы денег;

i n — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования  может служить ставка банковского  процента или другой показатель.

Сущность процедуры дисконтирования заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов должен учитываться фактор времени, т. е. необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов. Денежная единица сегодня стоит больше, чем денежная единица завтра. Дисконтирование помогает определить сегодняшнюю стоимость будущих благ.

Промышленные и другие инвестиции имеют экономический  смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем  процент по вкладам, а тем более  по всем другим активам, инвестирование которых связано с риском.

Цены на такие инвестиционные товары, как оборудование, сырье, материалы  и т.п., устанавливаются в зависимости  от будущих доходов от их производительного  использования, вычисляемых с помощью  дисконтирования.

Формула дисконтирования  показывает, что чем ниже ставка процента и меньше период времени (величина n), тем выше дисконтированная величина будущих доходов. Дисконтирование применяется в сферах предпринимательской деятельности, требующих времени. Процедура дисконтирования применяется не только бизнесменами. Ею пользуются и домохозяйства, например, при получении денежных сумм по завещанию. Процедура дисконтирования помогает реализовывать эффективные экономические проекты.

 

3. Практическое  задание. Указать, какое утверждение  является правильным и почему:

а) бухгалтерские издержки больше экономических;

б) экономические издержки больше бухгалтерских;

в) они равны.

Утверждение «экономические издержки больше бухгалтерских» является правильным. (Вариант под буквой Б)

Экономические издержки – это сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек.

Явные, бухгалтерские (внешние) издержки – это плата за то, что фирма сама не производит, но использует в процессе создания своего товара. Это оплата труда работников, сырья, материалов, топлива и т.д. Оплата получаемых со стороны транспортных, юридических, финансовых услуг. Они показывают расходы фирмы на создание товара и реализацию.

Неявные (внутренние) издержки – издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов (помещение фирмы, собственное сырье, свой капитал и т.д.) К таким издержкам относятся не оплаченные, но затраченные ресурсы, которые являются собственностью самой фирмы.

Из вышеизложенного следует, что экономические издержки больше бухгалтерских издержек.

Информация о работе Естественные монополии