Европейская и американская системы антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Американский тип антимонопольного законодательства………………………………………………………….4
Западноевропейский тип антимонопольного законодательства………………………………………………………….7
заключение………………………………………………...……….…..11
Список ЛИТЕРАТУРы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 3.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Калмыцкий государственный  университет

 

 

 

 

 

 

реферат

на тему: “Европейская и американская системы антимонопольного законодательства”

Дисциплина: “Государственное регулирование экономики”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элиста, 2012г.

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Американский тип антимонопольного законодательства………………………………………………………….4

Западноевропейский тип антимонопольного законодательства………………………………………………………….7

заключение………………………………………………...……….…..11

Список ЛИТЕРАТУРы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровая рыночная экономика  основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство. Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Традиционно различают  американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и является более мягкой. Общее и особенное в этих двух типах выделить не очень просто, поскольку европейские страны по-прежнему не имеют полноценного единого антимонопольного законодательства. Поэтому, например, у США много общего с Великобританией, Германией, но это общее также дифференцировано.

Американский тип антимонопольного законодательства

Американский  тип антимонопольного законодательства, начиная с «Закона Шермана», основывается на преобладании так называемого  принципа запрета. Он отвергает любую  форму монополистического сговора  или союза. Данный тип антимонопольного законодательства называется антитрестовским, поскольку его положения направлены против любых форм союзов субъектов предпринимательского бизнеса, непосредственно направленных на приобретение ими доминирующего или монопольного положения. Указанный тип законодательства применяется в США, Канаде, Японии и в числе его жертв числятся такие всемирно известные компании, как ИБМ, АТТ, «Дюпон де Немур», «Стандард ойл», «Пан-Америкэн». Некоторые их этих компаний были разукрупнены, другие - распущены. В то же время многим компаниям, на которые время от времени падало подозрение в монополизации рынка, удавалось разными способами уйти от ответственности. Надо понимать, что наличие в стране антимонопольного законодательства, пусть даже весьма жесткого, вовсе не означает, что все без исключения субъекты бизнеса с большой готовностью кидаются его выполнять.

Объектом  внимания со стороны уполномоченных органов власти выступает, прежде всего, размер рыночной доли подозреваемой  в совершении правонарушения предпринимательской  фирмы. В США, к примеру, конкурентная позиция компании, контролирующей 40% национального рынка однородных товаров, объявляется доминирующей и попадает в «черный список» Федеральной торговой комиссии. Ей, в частности, запрещается участвовать в слияниях и поглощениях компаний. Если же какой-либо субъект предпринимательской деятельности приобретает 60% национального рынка однородной продукции, он тут же объявляется монополистом, хотя, строго говоря, монополистом можно сделаться, лишь обеспечив себе 100% рынка.

Институциональная структура системы антимонопольной защиты общества США включает следующие элементы:

    •  Конгресс и правовая база антимонополизма;

    • Федеральные и местные суды различных инстанций (в том числе антитрестовский отдел Министерства юстиции);

    • Органы исполнительной власти;

    • Антимонопольная составляющая экономической и общественно-политической мысли.

В США главную  работу по государственному контролю над монополистической деятельностью  проводит антитрестовский отдел  Министерства юстиции, который наделен  полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия.

Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Во время правления  администрации Клинтона Конгресс США  принял Закон о международном  содействии в применении антимонопольных  законов (1994 г.), предоставляющий сотрудникам  регулятивных органов механизмы  получения доказательств по антимонопольным делам, которые ведутся за пределами Соединенных Штатов. Этот закон помогает Министерству юстиции и Федеральной торговой комиссии (ФТК) получать помощь от иностранных структур, работающих в сфере применения антимонопольного законодательства, что способствует получению доказательств, имеющих решающее значение, и позволяет сотрудникам регулятивных органов США предоставлять свою помощь для иностранных разбирательств по применению антимонопольного законодательства на взаимной основе.

В настоящее время Соединенные Штаты имеют двусторонние договора по сотрудничеству в деле применения антимонопольного законодательства с Австралией, Канадой, Германией и Европейским союзом. Кроме того, в 1998 г. Соединенные Штаты подписали ряд коммюнике с Аргентиной, Бразилией, Канадой, Колумбией, Ямайкой, Мексикой, Панамой, Перу и Венесуэлой, которые призывают к расширенному сотрудничеству с их уполномоченными структурами по применению антимонопольного законодательства в отношении деятельности картелей и фактов поведения, противоречащего правилам отношений с конкурентами. Соединенные Штаты ведут переговоры с Японией по согласованию правил отношений с конкурентами.

Современное антитрестовское  законодательство США имеет ряд  особенностей. Главная особенность  антитрестовского законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Что касается второй особенности, то в современный период антитрестовское  законодательство в значительной степени  основывается на принципах, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских позиций можно трактовать как монополистическую, оценивается с точки зрения воздействия на эффективность экономики. Если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, то она не подвергается антимонопольным санкциям.

Третья особенность  антитрестовского законодательства - это существование двух путей  его реализации - судебно-законодательного и административного. Законодательное  регулирование возложено на Министерство юстиции и суды; оно предусматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитрестовского закона, причем истцом и ответчиком может быть любое физическое или юридическое лицо - отдельный гражданин, частная компания или государственная организация.

 Западноевропейский тип антимонопольного  законодательства

Западноевропейский  тип антимонопольного законодательства применяется в Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР (другими словами, не только в европейских странах) и отличается более либеральной позицией по отношению к конкурентному доминированию и монополизации рынков. Этот тип законодательства обычно называется антикартельным - в нем объектом противодействия выступают не всякие союзы предпринимателей, а лишь те из них, которые выступают в форме картелей и существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. Тресты и холдинги, к примеру, не включаются в состав объектов противодействия, так как за ними порой сохраняется право на “заслуженное доминирование”, что абсолютно невозможно в американском законодательстве.

В европейских странах  антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели  его у себя после второй мировой  войны. В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.

Указанный тип  антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа контроля действий подозрительных субъектов предпринимательского бизнеса, особенно в период слияния и присоединения компаний, а также текущей купли-продажи акцией и долей в их уставном капитале. Закон борется лишь против злоупотребления со стороны подозрительных компаний, но не против самого факта наличия у них доминирующих позиций. Выделить же злоупотребления из деловой практики тех или иных конкурентов бывает порой практически невозможно. Как справедливо замечает С. А. Паращук, «особенностью европейской системы антимонопольного законодательства является… то, что последнее сформировалось значительно позже американского. Это объясняется более поздней монополизацией экономики западноевропейских стран».

Другой важной особенностью рассматриваемого типа антимонопольного законодательства является то, что  именно нормы антимонопольного права  чаще всего обходятся различными претендентами на роль монополистов. Искусство нарушения «мягкого»  закона субъектами современного предпринимательского бизнеса, а также порой очевидное стремление отдельных чиновников выступить на стороне одного из конкурентов, является печальной, но часто наблюдаемой реальностью. И с этим должны считаться другие субъекты бизнеса, если они желают преуспеть на реальном, а не на выдуманном, абстрактном рынке.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием  в 70-х гг. XX в. ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 гг., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.

В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции - осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах. Т.е. в Великобритании сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

Во Франции  антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной промышленности. В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Информация о работе Европейская и американская системы антимонопольного законодательства