Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:18, реферат
Результатом факторного анализа является модель, в явном виде описывающая зависимость наблюдаемых переменных от скрытых факторов.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. Когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализа наиболее распространён, поскольку, будучи достаточно простым в применении ( по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.
1. Сформулируйте определение факторного анализа и назовите его виды
2. Раскройте сущность моделирования факторных систем
3. Назовите виды факторных систем. Влияние изменения выручки от продажи двух видов продукции на рентабельность продаж
Заключение
Список использованной литературы
1. Сформулируйте определение факторного анализа и назовите его виды
2. Раскройте сущность моделирования факторных систем
3. Назовите виды факторных систем. Влияние изменения выручки от продажи двух видов продукции на рентабельность продаж
Заключение
Список использованной литературы
1. Определение факторного анализа и его виды
В настоящее время анализ
финансово-хозяйственной
Только раскрыв причинно-
Такую возможность даёт системный
подход к анализу деятельности предприятия
с применением факторных
В настоящее время множество современных рынков характеризуются как конкурентные. Следовательно, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, её уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и её перспективы.
Предварительным, но обязательным этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой, и в конечном итоге, для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяет эффективность дальнейшего анализа.
Факторный анализ своими корнями
связан с научным мировоззрением первой
половины XIX столетия. Но началом современного
этапа в развитии факторного анализа принято
считать статью Спирмэна, опубликованную
в 1904 г. под названием: «General intelligence objectively
determined and measured».
Спирмэн исходил из того, что один генеральный
фактор, обозначенный им буквой g, и один
характерный фактор оказывают решающее
влияние на все интеллектуальные возможности.
Он пытался проверить эту психологическую
теорию с помощью своей простой факторной
модели. Корреляции между различными психологическими
тестами, с помощью которых контролировать
интеллектуальные возможности, он объяснял
генеральным фактором g и для каждого
теста выделял один дополнительный характерный
фактор. Эта так называемая двухфакторная
теория через некоторое время, когда психологи
начали работать с большими наборами психологических
тестов, оказалась несовершенной.
В первые десятилетия XX столетия на развитие
факторного анализа оказали влияние работы
С. Барта, К. Пирсона, Г. Томсона, Д. Гарнетта
и К. Хользингера. Хользингер в своей бифакторной
теории пытался преодолеть недостатки,
присущие двухфакторной теории. В свою
модель кроме генерального и характерных
факторов он включил групповые.
Однако концепция одного генерального
фактора оказалась
В последние десятилетия на развитие факторного анализа оказывает сильное влияние математическая статистика и применение ЭВМ. Современный этап развития факторного анализа характеризуется исследованием многих частных проблем с различными моделями.
Целью факторного анализа является выявление общих факторов и матрицы факторных нагрузок( т. е. чтобы суммарная общность переменных была максимальна, а, соответственно, специфичность- минимальна).
Факторный анализ опирается на гипотезу
о том, что наблюдаемые переменные
являются косвенными проявления относительно
небольшого числа неких скрытых
факторов. Факторный анализ, таким
образом, это совокупность моделей
и методов ориентированных на выявление
и анализ скрытых (латентных) зависимостей
между наблюдаемыми переменными.
Основными задачами факторного анализа являются:
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа – детерминированный (представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер) и стохастический ( представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной)).
Выделяют также:
- прямой факторный анализ - исследование ведётся от общего к частному (дедуктивный способ).
- обратный факторный анализ – исследование ведётся от частного к общему (индуктивный способ).
- одноступенчатый факторный анализ – исследуются факторы одного уровня (ступени) подчинённости, без их детализации на составные части.
- многоступенчатый факторный анализ – исследование проводится с детализацией факторов, таким образом, изучается влияние факторов различных уровней соподчинённости.
- статистический факторный анализ – применяется при анализе на соответствующую дату.
- динамический факторный анализ – методика исследования причинно- следственных связей в динамике.
- ретроспективный факторный анализ – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые года.
- перспективный факторный анализ – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
2. Сущность моделирования факторных систем
Одним из основных моментов взаимосвязанного изучения факторов является создание факторной системы.
Создать факторную систему – значит, представить результативный показатель в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления нескольких факторов, которые оказывают на результативный показатель непосредственного влияния и находятся с ним в функциональной зависимости.
Моделирование факторных систем должно основываться на следующих экономических принципах:
С формальной точки зрения факторы,
включенные в модель или систему,
должны быть количественно измеренными,
т.е. количественно выраженными
Факторные системы, факторные модели всегда представляются в виде каких-либо математических моделей, а влияние факторов на результативный показатель определяется исходя из факторов и показателей, входящих в ту или иную форму.
Во время моделирования детерми
1) аддитивные модели, которые можно выразить алгоритмом:
Примерами таких моделей является сведены затраты на производство по сумме элементов этих расходов, баланс продажи продукции, баланс рабочего времени работника;
2) мультипликативные модели, отражает алгоритм:
Примерами таких моделей является зависимость выпуска продукции от количества работников и производительности их труда, объема продаж от количества проданной продукции и ее цены, объема незавершенного производства от единовременных затрат, длительности производственного цикла и коэффициента нарастания затрат
3) кратные модели, для которых характерны алгоритмы:
Примерами кратных моделей является алгоритм функциональной зависимости рентабельности производственных средств, отдача основных средств, материалоемкость, оборачиваемость капитала.
4) смешанные модели, которые могут иметь алгоритм:
Примерами смешанных моделей имеется функциональная зависимость продажи продукции от объема продаж, ассортимента продукции и ее цены, зависимость прибыли от продажи продукции к объему, ассортименту и цены ее продажи.
Во время моделирования
а) удлинение факторной системы, когда совокупность частных факторов воздействия увеличивается
б) расширение факторной системы, когда в факторную систему вводят ее промежуточные функциональные связи. Например, если
то можно модифицировать на
в) сокращение факторной системы, когда достигается требуемая степень агрегирования параметров функциональной связи
Построение детерминированных факторных систем позволяет оценивать количественное влияние каждого фактора по динамике изменения обобщающих параметров.
Стохастический анализ выступает как инструмент углубления детерминированного анализа
Стохастическое моделирование факторных систем основывается на обобщении закономерностей колебания значений экономических параметров и факторов, влияющих на них, то есть на количественном измерении вероятность повторения параметров того же явления в разных условиях качественно однородной среды. Главная цель стохастического моделирования факторных систем заключается в выборе достаточно коррелированных факторов и количественного измерения вероятности функциональной связи.
Совокупность методов, приемов и отдельных способов, которые определяют алгоритм решения аналитической задачи или их комплекса, называют методикой экономического анализа.
3. Виды факторных систем
Следующие виды факторных систем или типов:
1. В случае, если влияние факторов на результативный показатель определяется суммой отдельных факторов, факторные системы будут иметь следующий вид:
y = x1 + x2 +x3 + ……+ xn
?y = ?x1 + ?x2 +?x3 + ……+ ?xn
2. В случае, если влияние факторов на результативный показатель определяется умножением одних факторов на другие, факторные системы будут иметь следующий вид:
y = x1 * x2 *x3 * ……* xn
?y = ?x1 * ?x2 *?x3 * ……* ?xn
y = Пxi,
где П – произведение кратных факторных систем.
3. В случае, если влияние факторов на результативный показатель определяется путем деления одних факторов на другие, факторные системы будут иметь следующий вид:
y = x1/x2;
4. Комбинированные факторные системы:
y = ?x + Пxi
y = Пxi + x1/x2
Влияние изменения выручки от продажи двух видов продукции на рентабельность продаж.
Если выручка увеличится от продажи продукции, то рентабельность продаж увеличится, а если выручка уменьшится, то следовательно, и рентабельность продаж уменьшится.
Объём реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельности продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.
Повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.
Увеличение рентабельности продаж.
Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат. Возможные причины:
- рост объёмов продаж;
- изменение ассортимента продаж.
При увеличении количества проданной продукции (в натуральном выражении) выручка возрастает быстрее затрат.
Кроме простого повышения цен на уже существующий ассортимент товаров, компания может добиться роста выручки за счёт изменения ассортимента продаваемой продукции. Данная тенденция развития предприятия является благоприятной.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальней рассматривается влияние факторов на величину показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества принимаемого решения. В некоторых ситуациях, без глубокого и всестороннего изучения прямого влияния факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности компании.