Факторы производства: классификация, определение и распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Главной сферой экономики является производство. Для того чтобы что то производить, необходимы соответствующие факторы. Работа и функционирования предприятий(фирм) и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства подразумеваются особо важные элементы, которые оказывают решающее воздействие на работу и результативность хозяйственной деятельности. Таких факторов, использующихся в производстве продукта, большое количество. Все эти факторы производства в экономике классифицированы и выделены в отдельные группы.

Содержание работы

Введение
1.Что такое производство? с.3
2.Что такое факторы производства? С.4
3.Труд как фактор производства с.6
4.Земля как фактор производства с.8
5.Капитал как фактор производства с.10
6.Предпринемательская способность c.12
7.Информация с.13
8.Классификация факторов производства с.14
9. Факторные доходы с.15
10.Рынок труда с.16
11.Рынок капитала с.17
12.Рынок земли с.18
Заключение с.19
Список литературы с.20

Файлы: 1 файл

Zhukov 15 IPF.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Предпринимательство как фактор производства.

Под предпринимательской  способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся  в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможности понести убытки. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убыток или он получит доход.

В состав данного ресурса принято включать: во-первых, предпринимателей, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих; во-вторых, всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы; в-третьих, предпринимательскую этику и культуру, а также предпринимательский дух общества.

В целом  предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Всё выше сказанное даёт основание для определения  предпринимательства как фактора производства.

 

 

 

 

 

 

 

Информация как  фактор производства

Информация представляет собой поток тех или иных значений, сведений и различных сигналов. В современном производстве она играет значимую и разнообразную роль.

В частности информация обеспечивает:

1)функционирование  техники (особенно с программным  управлением)

2)оптимальную организацию  самого производства и контроль  за его ходом

3)возможность быстрой  перестройки производства

4)повышения уровня  знаний и квалификации работников

5)быстрое распространение передовых идей и технологий.

По мере развития НТР  поток информации все более увеличивается. Так, сегодня этот поток удваивается  уже каждые 20 месяцев против примерно 50 лет в ХIХ в. При этом роль информации во всей жизни общества неуклонно растет. Это позволило ученым говорить о так называемой «информационной революции» и переходе развитых стран от «индустриального» к «информационному обществу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация факторов производства

                   Факторы, которые исследуются  в анализе, могут быть классифицированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности они делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.

 

Факторы современного производства



 

 

Объективные и субъективные


Внутренние и внешние


Основные, второстепенные



 

Общие и специфические


Экстенсивные и интенсивные



Постоянные и переменные



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторные доходы.

Предпринимательство представляет собой совокупность способностей человека  использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать разумные и последовательные решения, применять новшества и идти на оправданный риск.

Автором теории факторов производства является Жан-Батист Сэй. Опираясь на «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита, он показал, что в повседневном процессе производства товаров взаимодействуют владельцы факторов производства, которые в зависимости от собственной значимости получают тот или иной доход.

Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. В наиболее развитых странах заработная плата образует большую часть доходов потребителей и оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены.

Рента - это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого фиксировано. Ограниченность предложения земли является главной причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве.

Процент - это факторный доход, который получает собственник капитала. Процент является платой за то, что владелец капитала предоставляет другим субъектам возможность сегодняшнего, текущего использования капитала.

Прибыль - является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфичность его состоит в том, что предпринимательство, в отличие от капитала и земли, неосязаемо, а прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными издержками.

П = В - З

Однако для установления целесообразности дальнейшей предпринимательской деятельности вводят в рассмотрение экономическую прибыль. В этом случае в полные издержки включают не только бухгалтерские, а также и альтернативные или неявные издержки. «Мотивированная прибылью деятельность предпринимателя - основа экономического роста и развития».

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок труда

На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и др. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием "труд". В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, субъектами предложения - домашние хозяйства.

Рыночный спрос  на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы . Если заработная плата растет, а все остальные условия не изменяются, то предприниматель в целях равновесия должен соответственно сократить применение труда и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда, также зависящей, но прямо пропорционально, от величины заработной платы. При повышении заработной платы возрастает величина предложения труда и наоборот.

Предложение труда характеризуется двумя важными явлениями: эффект замещения и эффект дохода. Эти эффекты проявляются в случае исследования влияния повышения ставок заработной платы на предложение труда отдельного индивидуума. В результате действия этих эффектов кривая предложения видоизменяется. До определенного момента повышение зарплаты (точка С) ведет к росту предложения, но затем, несмотря на рост заработной платы, происходит сокращение предложения труда. Здесь на отрезке АС проявляется эффект замещения, на отрезке ВС - эффект дохода. Эффект замещения связан с тем, что работник в условиях повышения заработной платы, каждый свободный час своего времени расценивает как потерю потенциального дохода. Поэтому он стремится заместить досуг работой. Эффект дохода связан с получением работником высокого дохода. Досуг перестает ему казаться вычетом из доходов, а становится благом. Возникает желание купить не только больше товаров, но и иметь большее коли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок капитала

Рынок капитала – это рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача  денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На  рынке капитала существует цена, которая  показывает, сколько нужно заплатить  за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На  рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок земли

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).

На рынке земли действует  тот же, что и на всех прочих рынках, механизм Спроса и предложения. Субъектами экономических отношений на рынке земли выступают два типа собственников — полный собственник и собственник по пользованию. Полный собственник (землевладелец) обладает всеми правами собственности на земельный участок и определяет его дальнейшее использование. После заключения сделки по аренде определяется конкретный пользователь земли — землепользователь. Землевладение — владение землей на правах собственности и отдача ее в пользование предпринимателям. Землепользование — пользование землей в установленном законом порядке. Землевладелец может сам заниматься производительным использованием земли, тогда землевладелец и землепользователь едины в одном лице. Пользователь же земли не обязательно является ее собственником.

Особенностью механизма  ценообразования на рынке земли  является необходимость различать  земельный участок как таковой и производственную функцию земли. У землевладельца существует три варианта использования своей собственности: земельный участок можно продать, выручив за него соответствующую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибыли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.

 


Информация о работе Факторы производства: классификация, определение и распределение