Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономической теории.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным  правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в  государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных  предприятий является их обычно невысокая  рентабельность, хотя в отдельных  фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные  предприятия, которые в состоянии  действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном  государственном или местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку  производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном  финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с  целью финансирования выполнения возникающих  задач. Поскольку каждая страна имеет  свои специфические задачи, постольку  нет единой классификации правительственных  фондов. К тому же их количество и  назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды  отличаются друг от друга в зависимости  от срока действия, цели использования, правового положения. Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

-         научно-исследовательские;

-         экономические;

-         социальные фонды;

-         фонды личного и имущественного страхования;

-         военные фонды;

-         инвестиционные фонды.

Основная часть специальных  фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1          ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. 
Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика как  специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Политические решения  должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных  условиях, является достижение более  высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения  эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе  к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема  экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет  привлечение в ее экономику иностранных  инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или  иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при  увеличении финансовых ресурсов. При  этом акцент с субсидирования потребления  смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической  и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению  повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий  для развития предпринимательской  деятельности - с другой. В соответствии с кардинальными изменениями  финансовой политики перестраивается  финансовый механизм. Цель перестройки  финансового механизма - усилить  его воздействие на эффективность  общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования  финансовых ресурсов. В основу перестройки  финансового механизма положены принципиально новые подходы  к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной  инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения  заинтересованности предприятий в  лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция  заставляет предприятия постоянно  заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового  планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

Коренные изменения внесены  в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую  основу; принципиально изменилась структура  расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение  получила система внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам  в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые  общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела. 

2.2    ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ

В последней четверти XX века четко проявилась тенденция «финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные черты. Доля финансового сектора в мировом ВВП резко возросла. В развитых странах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так и по своей роли в экономике. Финансовые рынки значительно превзошли реальные по объемам, а цены на деривативные инструменты (часто спекулятивные) стали оказывать сильное, иногда доминирующее воздействие на рынки реальных товаров. Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран преобладает в структуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место в структуре их доходов.

Население развитых стран  все большую часть своих свободных  средств переводит в форму  различных финансовых инструментов, а доля депозитов банков сокращается. Значительная часть населения в  решающей степени связывает свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45% американцев являются держателями акций.

В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой.

Парадоксально, но очень  похожее превращение произошло  и в советской плановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил процесс индустриализации. Финансы при этом играли вспомогательную роль, а основное внимание было уделено росту промышленности. Постепенно индустриализация вышла из-под контроля общества и так же, как и «финансизация» в рыночной экономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности - обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она все больше начинала работать сама на себя: новые станки делали для того, чтобы произвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых для изготовления новых станков. 
 
Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики и современная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ее следует искать в теории экономической власти.

Информация о работе Финансовая система