Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:06, реферат
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.
Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
Финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
1. Финансовая система и её структура.
2. Государственный бюджет, его основные статьи и функции.
3. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов.
4. Фискальная политика государства.
5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступившие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налог на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).
С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).
Основную часть взимаемых
Система подоходного налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Американский экономист Лаффер разработал корреляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). Он установил, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая «запретительная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций. По мнению Лаффера, налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - не сдерживать предпринимательскую активность субъектов хозяйствования.
Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.
Подоходный налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом обложения является личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан на основе общего декларирования доходов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах в бюджет РБ» предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими видами налогов:
Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль и доходы) носит прогрессивный характер и является прямым налогом.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - второй по значимости налог. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизацию, прибыль процент за кредит, расходы на электроэнергию. НДС — косвенный лог, включаемый в оптовую цену, в результате чего носителем его является покупатель. В связи с этим он носит регрессивный характер для конечного потребителя. Ставки НДС колеблются от 10 до 20 %.
Акцизом облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Это косвенный налог, который включается в цену товара, увеличивая ее. Акцизные ставки дифференцируются по видам товаров.
Налог на недвижимость относится к прямым налогам и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами, объектами нового и незавершенного производства. Бюджетные организации данным видом налога не облагаются.
Экологический налог взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Налог дифференцируется в зависимости от размера превышения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в трех- или пятикратном размере.
4. Фискальная политика
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Основными инструментами фискальной политики являются:
-налоговые ставки;
- правительственные расходы.
Правительственные расходы и система налогообложения направлены на ликвидацию возможного разрыва между сбережениями и инвестициями, что должно обеспечить достижение основных целей национальной экономики: стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.
Роль фискальной политики возросла в 30-е гг. XX в.
Кейнс и его последователи считают ее наиболее эффективным инструментом государственного воздействия на экономический рост.
Типы фискальной политики: дискреционная и автоматическая (политика встроенных стабилизаторов).
Дискреционная фискальная политика представляет собой целенаправленное изменение в области государственных расходов и в налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста. Т. е. это- сознательное манипулирование государственными расходами и налогами.
Для того чтобы решить проблемы инфляции и безработицы, необходимо добиться роста национального продукта. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ЧНП через изменение совокупных расходов.
Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные расходы (государственные закупки товаров и услуг и трансферты) и налоги. Изменение их влияния приводит к изменению совокупных расходов, а следовательно, и равновесного ЧНП.
Увеличение государственных
На характер дискреционной фискальной политики оказывает влияние фаза экономического цикла. Она может носить либо сдерживающий, либо стимулирующий характер.
В период спада в экономике фискальная политика носит стимулирующий характер и направлена на развитие производства. При этом правительство увеличивает государственные закупки и трансферты населению, инвестиции и субсидии, а также снижает налоги, косвенным путем стимулируя совокупный спрос. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, но зато сдерживает падение производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика. Суть ее заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдерживание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо.
Под автоматической фискальной политикой (встроенных стабилизаторов) понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относят изменения налоговых поступлений, систему пособий по безработице и социальные выплаты.
Суть ее состоит в автоматическом изменении налоговых поступлений при изменении величины облагаемого дохода. В качестве автоматического стабилизатора здесь выступает изменение налоговых поступлений. Почти все налоги дают рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, и наоборот, налоговые поступления будут снижаться при уменьшении объема национального продукта. Поступления в госбюджет высчитываются автоматически при заданных налоговых ставках.
На практике в период спада в экономике, характеризующегося снижением ЧНП, налоговые поступления автоматически сокращаются, относительно увеличивая долю доходов, остающуюся у предприятий и населения. Это позволяет сдерживать падение совокупного спроса и смягчать экономический спад. В период роста ЧНП при заданных налоговых ставках налоговые поступления автоматически увеличиваются, сдерживая тем самым совокупный спрос и противодействуя инфляции спроса.
Таким образом, прогрессивная налоговая система в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную, а в период инфляционного роста - ощутимую потерю покупательной способности как юридических, так и физических лиц. Кроме того, в период экономического спада автоматическое сокращение налоговых поступлений усиливает бюджетный дефицит, оказывающий стимулирующее воздействие на преодоление спада. В период экономического подъема рост налоговых поступлений приводит к сокращению и ликвидации бюджетного дефицита, а иногда и к появлению «излишка» . Так, система автоматических встроенных стабилизаторов позволяет в немалой степени поддерживать стабильность в экономике без специальных шагов со стороны правительства.
Кроме налоговых поступлений к встроенным стабилизаторам относят трансферты (систему пособий по безработице и социальных выплат). Трансферты также оказывают антициклическое автоматическое действие. Во время экономического спада рост выплат и пособий сдерживает падение совокупного спроса, противодействуя нарастанию кризиса. В период экономического подъема трансферты сокращаются, препятствуя появлению избыточного спроса.
Встроенная стабильность только сглаживает, но не исправляет нежелательных изменений в ЧНП. В связи с этим на практике ее дополняет дискреционная фискальная политика.
Большинство экономистов поддерживают кейнсианскую модель экономического равновесия, так как результаты воздействия государства на совокупный спрос сказываются довольно быстро.
5. Бюджетный дефицит и
Бюджетный дефицит – сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы. В зависимости от пpичины его образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.д.
Реальный
дефицит может превышать
С понятием дефицита гос. бюджета тесно связано понятие гос. долг.
Государственный долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.
В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, инновационные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы.
К причинам, порождающим государственный долг, относят: спады в производстве, милитаризацию экономики и войны.
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям.
Внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным 6анкам, правительственным институтам, иностранным гражданам.
Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Он является важным инструментом макроэкономического регулирования. Государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом. К функциям управления государственным долгом относят определение условий выпуска новых займов, т.е. размера выпуска, срока, курса облигаций, ставки процента.
Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования( продажа новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций; дополнительное налогообложение, увеличение денежной массы в обращении для оплаты суммы долга с процентами).
Однако рост государственного долга все же вызывает отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.