Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В своей работе я попыталась дать анализ финансовой политике исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики.

Содержание работы

Введение 3

1 Финансы: сущность, функции, механизм 5
1.1 Финансы современного общества 5
1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой системы 7
1.3 Финансовые связи и отношения 18
2 Финансовая политика государства 29
2.1 Сущность и цели финансовой политики 29
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 32
3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 40
Заключение 43
Литература 44

Файлы: 1 файл

1 курс.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Избрав  либеральную  или  протекционистскую  внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественныx товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмен пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток:

возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.[14,c.188]

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

 

 

 

3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы.

 

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

• догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

• отсутствие стратегических разработок;

• проведение   частичных,   малообоснованных   тактические мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

• отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

• нарушение  сбалансированности государственного  бюджета Российской Федерации;

• остаточный  подход  при  определении  финансовой  базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости  бюджетном системы и финансовой политики страны. Так, отчетные данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что намеченные в 2012 году цели не реализованы, а важнейшие экономические показатели положенные в основу формирования бюджетной системы не достигнуты.

 

2012 г. (трлн. руб.)

Отчет

Прогноз

в 2013

в % к прогнозу

Валовый внутренний продукт

2675

3070

86,9

Объем промышленной продукции

1576

2462

64,8

Прибыль народного хозяйства (всего)

722

1440

50

в том числе промышленности

460

1070

42,7


 

Таким образом, анализ показывает, что в 2012 году продолжалась сложившаяся в последнее время негативная тенденция низкого  уровня   прогнозирования   важнейших  показателей формирующих бюджетную систему. В результате процент исполнения федерального бюджета проходил в сложных условиях и, в значительной мере, отличался от показателей установленных законом о федеральном бюджете на 2012 год.

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:

— ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

— рост неплатежей в народном хозяйстве;

— прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

• ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

• упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);

• внедрение принципов налогового федерализма;

• налоговое   стимулирование   торговли   и   производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо дня естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).

Несмотря на проводящиеся сейчас меры по стабилизации ситуации, уровень исполняемости бюджета 2013 года оценивается значительно ниже 100%. Например, дефицит бюджета, очевидно будет выше, чем это зафиксировано в проекте по той причине, что собираемость налогов по-прежнему оставляет желать лучшего.

То же можно сказать и о решении правительства увеличить поступления в бюджет от продажи государственного имущества. В связи с увеличением цены земли до 200-кратной ставки земельного налога и разрешением увеличить ее до 400-кратной более 90 % заявок на выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями  были отозваны  заявителями,  следовательно дальнейшее повышение цены земли может привести только к уменьшению спроса и вместе с ним общих поступлений от продажи земельных участков.

Что касается внешнего заимствования, то сегодня нет схемы выплаты по внешнему долгу на 5-7 лет, потому не ясно как внешние займы будут возвращаться.

Таким  образом,  настоящая  ситуация  с  бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов и трансферты), крайне неэффективен. Ему присущи два коренных недостатка:

во-первых, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единиц бюджетной системы бывшего Советского Союза; в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

во-вторых, основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавил инициативу   нижестоящих   органов   власти   к   изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Однако положение не безнадежно. При последовательном осуществлении реформ в обоих элементах финансовой политики положение  может  быть  исправлено.  Правительством  уже разработаны такие позитивные проекты, как переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему. Что сократит численность органов по контролю за использованием бюджетных средств, ввиду их объединения и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Это новация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияние политики в области расходов на экономику.

Через органы федерального казначейства финансируются расходы 62 министерств и ведомств Российской Федерации.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных   получателей   на   местах.   При   этом   объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

Территории же с началом реальной работы органон казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития как государственного, так и частного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в России в условиях кризиса.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В заключении особое внимание уделяется перечисленным проблемам в России, так как для нашей страны они являются одними из наиболее важных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Нормативные документы.

 

1. Заключение контрольно-бюджетного  комитета при Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации на итоги исполнения  федерального бюджета за 9 месяцев 22 февраля 2012 г.

2. Заключение контрольно-бюджетного  комитета при Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации на предварительные  итоги исполнения федерального бюджета в 2012 году. 22 февраля 2012 г.

3. Проект федерального бюджета  Российской Федерации на 2012 г. Москва 28 октября 2012 г. №2121п-П13.

4. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации о проекте федерального  закона «О федеральном бюджете на 2010 год».

5. Сведения Государственной Налоговой  Службы России о поступлении государственных налогов и других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные государственные фонды о недоимке по платежам в бюджет за январь 2012г. 13 февраля 2010 г.

6. Пояснительная записка к прогнозу  поступлений в федеральный бюджет от продажи и использования принадлежащего государству имущества в 2012 году. М.: Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 14 февраля 1998 г.

 

 

 

 

 

 

Основная литература.

 

1. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.:Бек.1994 г.

2. Курс экономической теории /Под  ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Киров, «АСА», 1999 г.

3. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

4. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 г.

5. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь  и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 1998 г.

6. Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995 г.

7. Финансы: Учебное пособие /Под  ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы  и статистика, 1997 г.

8. Экономическая теория: Учебник. 2е-изд. Перераб. и доп. /Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.- Мн.: БГДУ, 1997 г.

9. Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. акад.  Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой.- М.: Инфра-М, 1999 г.

10. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы 1998 г. № 4.

11. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факты развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ №3067-В97 от 15.10.1998 г.

12. Макконнелл К., Брюс С. Экономикс. Т.1,2. М.: «Республика», 1996 г.

13. Носова С.Г. Экономическая теория. М.: «Владос», 1999 г.

Информация о работе Финансы и финансовая политика