Финансы и Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Прошлые годы показали всю сложность развития экономических событий и хода бюджетного процесса в России. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, а также под влиянием отдельных комитетов, Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя финансовую политику, Министерство финансов ,а так же финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств. Несмотря на приложенные усилия, получая бюджетные средства, во многом приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение
Глава1. Возникновение финансов .
А)Предпосылки возникновения финансов
Глава2.Функции, признаки и особенности финансов
А) Функции финансов
Б) Признаки финансов
В) Особенности финансов
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
А) Структура финансовой системы
Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов
Глава 4. Современная финансовая система Российской Федерации.
1) Государственная финансовая политика
А) Бюджетная политика
Б) Налоговая политика
В) Таможенная политика
Г) Финансовая политика предприятий
2) Общие понятия управления финансами
А) Объект и субъект управления
Б) Методы управления
В) Цели управления
3) Финансовый контроль
А) Инициативный контроль
Б) Предварительный контроль
В) Текущий контроль
Г) Последующий контроль
Д) Государственный контроль
Е) Внутриведомственный контроль
Ж) Внутрихозяйственный контроль
З) Муниципальный контроль
И) Общественный контроль
К) Независимый (аудиторский) контроль
Л) Ревизия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.24 Кб (Скачать файл)

 

Налоговую реформу намечено проводить по следующим  трем направлениям:

 

• во-первых, совершенствование налогового законодательства;

 

• во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

 

• в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и  гражданского законодательства.

 

В ходе проведения налоговой реформы предусматривается  проведение конкретных мероприятий, направленных на:

 

• сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих  негативное влияние на экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов  налогов, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;

 

• повышение значения налогов, связанных  с использованием природных ресурсов;

 

• переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);

 

• введение системы экологических  платежей, охватывающей все виды негативного  воздействия на окружающую среду;

 

• расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

 

• унификация ставок налогов и принципов  налогообложения в отношении  инструментов финансового рынка  и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;

 

• изменение организационной структуры  налоговых органов – создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие организации, ведущие хозяйственную  деятельность на территории России;

 

• ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование  центров обработки данных, где  предусматривается создание информационного  массива на основе слияния потоков  информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных  и негосударственных структур).

Реализация  указанных мер должна позволить  привести налоговую систему в  соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно  повысить собираемость налогов.

 

 

В) Ценовая политика

 

Ценовая политика государства выражается в регулировании цен и тарифов на ограниченный перечень товаров, работ и услуг – в основном только на продукцию естественных монополий.

В России со 2 января 1992 г. применяются на внутреннем рынке по большинству товаров (работ, услуг)свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

На  налоговые органы возложена обязанность  при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен:

 

• по сделкам между взаимозависимыми лицами;

 

• по товарообменным (бартерным) операциям;

 

• при совершении внешнеторговых сделок;

 

• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в  сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

 

Регулируемые государством цены и  тарифы установлены лишь на ограниченный перечень товаров, утверждаемый Правительством РФ либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Административное регулирование цен и тарифов на товары, не включенные в указанный перечень, запрещено.

Минэкономразвития России определяет порядок установления регулируемых тарифов; изменяет по мере необходимости номенклатуру и уровень  цен и тарифов; определяет перечень товаров, дотируемых из федерального бюджета, и порядок их дотирования.

Минфин  России (по согласованию с Минэкономразвития  России) устанавливает: расчетные и  отпускные цены на драгметаллы; цены на алмазы и драгоценные камни  в сырье, принимаемые в Государственном  Фонде и выдаваемые из него для  промышленности и на экспорт; цены на предварительно обработанные алмазы и  технические изделия из них.

К основным методам государственного регулирования  цен относятся: установление фиксированных  цен; установление предельных цен; установление предельного размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавок; установление предельного коэффициента изменения  цен; установление предельного уровня рентабельности к себестоимости  продукции (работ, услуг); введение обязательного  предварительного декларирования цен.

 

 

Г) Таможенная политика

 

Таможенная  политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 

Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

 

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

 

Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

 

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются:

 

• таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование);

 

• процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные  таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового  лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

 

В России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ.

 

Цели таможенной политики определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным кодексом и другими источниками таможенного права.Целями таможенной политики РФ являются:

 

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;

 

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной  перестройки и других задач экономической  политики РФ. Основные направления таможенной политики:

 

• совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

 

• совершенствование таможенного  дела с учетом перспектив вступления РФ во Всемирную торговую организацию;

 

• применение мер защиты российского  рынка от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции, от импорта  недоброкачественных и опасных  товаров;

 

• содействие привлечению иностранных  капиталовложений;

 

• совершенствование валютного контроля;

 

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.

 

Российская  Федерация стремится к активному  участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В  целом таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении  гармонизации и унификации с общепринятыми  международными нормами и практикой.

 

Наряду  с государственной политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.

Целями  финансовой политики предприятия могут  быть: максимизация рыночной стоимости  предприятия; достижение прозрачности финансово-экономического состояния  предприятия для его собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение  инвестиционной привлекательности  предприятия; максимизация доходов  собственников капитала в долгосрочной перспективе; возможность получения  сверхприбыли как отдельного события; максимизация собственного капитала; наращивание объемов производства и др.

2) Общие  понятия об управлении финансами

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата (цели).

 

Управление применяется  во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно  воздействует на самые различные  предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и т.д. Понятие управления финансами нужно  выводить из общей теории управления, основное содержание которой представлено на рисунке

 

 

 

 

 

А) Объект и субъект управления

 

Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и др.

Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то – главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым аппаратом.

 

Б) Методы управления

 

Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы нередко называют элементами либо рычагами, приемами, формами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и др.); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение.

 

В теории управления относительно новым является понятие «финансовый  инструмент», под которым понимается любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у  одного контрагента и финансовое обязательство долгового или  долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные.

 

К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

 

 

 

В) Цели управления

 

Цели управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций – максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности.

 

3) Финансовый  контроль

Финансовый контроль – совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и  права как государства, так и всех других экономических субъектов. Финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

 

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

 

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, прибыль, доходы субъектов хозяйствования, рентабельность, себестоимость и др.

 

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.

На Руси первым специальным  органом финансового контроля был Счетный приказ(создан в 1655 г.), куда воеводы (управляли уездами, в то время насчитывалось более 250 уездов) должны были представлять сметный список (отчет). В отчете указывались: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. За непредставление отчетов предусматривался штраф или иное наказание.

Информация о работе Финансы и Финансовая система Российской Федерации