Фирмы и организационно-правовые формы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

 Актуальность исследования.В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Основные понятия и определенияфирм и предприятий
1.1. Сущность категории «предприятие»…………………………….5
1.2.. Отношения между предприятием и фирмой……………………….10
2. Организационно-правовые формы предприятия
2.1.Хозяйственные товарищества и общества……………………………12
2.2.Другие организационно-правовые формы……………………………20
3.Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России………………………………………………………24
4.Основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

Цель деятельности некоммерческой организации определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может  получать прибыль, однако расходовать  полученные средства может только в  соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.

Из существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с  точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.

Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее  время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная действующим  законодательством РФ, не может полностью  заменить бюджетное учреждение.

Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения  организационно-правового статуса  предприятия является изменение  его типа с бюджетного на автономное.

Схематично типы учреждений и законодательные акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Схема 1):

 

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ)




Частное учреждение, созданное  гражданином или юридическим  лицом


(ГК РФ, Закон «О некоммерческих организациях)

Государственное или муниципальное  учреждение, созданное Российской Федерации, субъектом РФ, муниципальным образованием (ГК РФ).



 


Бюджетное учреждение


(ГК РФ, БК РФ)

Автономное учреждение


(ГК РФ, БК РФ, ФЗ «Об автономных  учреждениях»)


 

 

Схема 1.Типы организационно-правовой формы предприятий

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика двух типов государственных (муниципальных) учреждений

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное Учреждение (АУ)

Определение

Организация, созданная органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).

Некоммерческая организация, созданная  Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным  образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления  предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Право на имущество

Имущество закреплено за бюджетным  учреждением на праве оперативного управления.

БУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (согласно новой редакции п.1 ст. 298 ГК).

Имущество АУ закрепляется за ним  на праве оперативного управления в  соответствии с ГК РФ. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником  или приобретенным автономным учреждением  за счет средств, выделенных ему собственником  на приобретение такого имущества (с  учетом поправок п.1 ст. 298 ГК РФ). Остальным  закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (за исключением внесения имущества  в складочный капитал других юридических  лиц) (ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено  право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст. 298 ГК РФ).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное  распоряжение и используются им для  достижения целей, ради которых оно  создано, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом (п.8 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Собственник имущества, закрепленного  за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в  редакции до внесения изменений редакции)

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением  либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия  или учреждения, собственник этого  имущества вправе распорядиться  по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в  новой редакции)

Деятельность и финансирование

БУ финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы  доходов и расходов. Также учредительными документами учреждению может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы от которой являются дополнительным источником финансирования и направляются на финансирование расходов данных бюджетных  учреждений (ст.232 БК РФ).

Основной деятельностью автономного  учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. В соответствии с заданиями  учредителя и обязательствами перед  страховщиком по обязательному социальному  страхованию АУ осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием потребителю услуг  за плату или бесплатно.

При недостатке средств бюджета  для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. (Ст. 254 БК)

Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников. Также АУ праве по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях гражданам и юридическим лицам в порядке, установленным федеральными законами. Помимо указанных видов АУ вправе осуществлять иные виды деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности определены его уставом (ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях)

Ответственность

Бюджетное учреждение отвечает по своим  обязательствам находящимися в его  распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных  денежных средств субсидиарную ответственность  по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (новая редакция ст.120 ГК РФ). Бюджетное  учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 161 БК РФ).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных  автономным учреждением за средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества

(ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях».)


 

На настоящий момент реформа  организационно-правовой формы учреждений не затрагивает бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ  в целях осуществления предусмотренных  законодательством Российской Федерации  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Хозяйственная самостоятельность  автономных учреждений требует обеспечения  платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности  финансирования из государственных  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате выполненной  работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены  основные понятия и определения  по теме исследования; проанализированы преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий  в России; выделены основные направления  изменения организационно-правовых форм предприятий.

Приведем основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:

1. Сравнительный анализ организационно-правовых форм предприятий по российскому законодательству показывает, что преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества – цель, определяемая учредителем, имущественная и организационная обособленность, способы формирования имущественной базы, особенности взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности их ответственности.

2. В настоящее время в сфере государственных и муниципальных предприятий возникли проблемы, требующие изменения организационно-правового статуса предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.

3. Юридические неопределенности и противоречия в практике функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных предприятий свидетельствуют о необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию и распоряжению средствами, получаемыми из разных источников; характера ответственности организации и ее учредителей за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.

4. Среди предложений касательно изменения правого статуса и экономического положения предприятий можно выделить два основных направления: первое направление – это использование предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых форм юридических лиц (автономная некоммерческая организация, унитарные предприятия, хозяйственные общества и др.); второе направление – это введение в гражданский оборот новых организационно-правовых форм (государственная (муниципальная) специализированная некоммерческая организация, государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация, автономное учреждение). Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятий является изменение его типа с бюджетного на автономное.

Таким образом цель работы достигнута, задачи выполнены. 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ: Текст.- М.: Статут, 2007.- 960 с.
  2. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 2006.
  3. Камаев В.Д. Экономическая теория – М.: 2004 – 384 с.
  4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов – на – Дону: 2007.
  5. Морковкина В.В. Словарь терминов современного предпринимательства, 2005.
  6. Спиридонова И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – Воронеж.: 2005 – 520 с.
  8. Экономическая теория. Под ред. Базылёва Н.И. – М.: 2006 – 507 с.
  9. Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 2006. 304 с.
  10. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л.И. – М.: 2007 – 1054 с.

 

 


Информация о работе Фирмы и организационно-правовые формы предприятия