Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 17:44, контрольная работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.
Введение 3
Внутренняя среда организации 4
Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетания и развитие 16
Заключение 27
Список использованных источников 28
1.2 Анализ внутренней среды ГБУЗ РМ «Поликлиника №8».
Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
1. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Возрастной и образовательный уровень работников предприятия.
На сегодняшний день штат сотрудников компании составляет около 160 человек.
Средний возраст и образование: 35 лет, высшее.
Коллектив компании довольно молод. Среди сотрудников сложилось такое мнение, что устроиться на работу в ГБУЗ РМ «ПОЛИКЛИНИКА №8»— только полдела: главное — удержаться в компании, потому что от сотрудников здесь требуют полной самоотдачи.
Умение работников работать в команде.
Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Именно согласованные действия всех сотрудников обеспечивают достижение предприятием своих целей.
Следует отметить, что путь к нынешнему успеху предприятия проложен трудом, интеллектом, терпением, смекалкой и сплочённостью коллектива высококвалифицированных специалистов. Это главная гордость фирмы и основной ее потенциал. Коллектив компании – это одна команда. В своих сотрудниках компания в лице её главный врач ценит в первую очередь творческий потенциал, неординарность мышления и инициативность, а также именно умение работать в команде.
Степень допуска исполнителей к принятию решений.
Любое решение, принимаемое сотрудниками того или иного отдела, согласуется с его руководителем. Также и решения руководителей отделов должны быть согласованы с высшим руководством.
Однако важным критерием эффективности деятельности персонала и продвижения по служебной лестнице является умение сотрудников самостоятельно принимать решения.
Наличие системы мотивации кадров.
Основу системы мотивации на предприятии составляет выплата премий. Это предусматривает единовременную выдачу работнику определенной денежной суммы в связи с достижением им более высоких успехов в труде по сравнению с другими работниками.
Мотивация (побуждение к трудовой деятельности, стимулирование определенного поведения работника) также обусловлена самими условиями труда, его организацией, уровнем управления предприятием и другими факторами.
Эти механизмы на предприятии не сводятся только к материальным поощрениям: их применение предусматривает создание такой атмосферы, такого морального климата, при котором в коллективе хорошо знают, кто и как работает и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд работника всегда получит признание и положительную оценку в коллективе, поднимет его авторитет и принесет заслуженное уважение коллег. Поэтому в компании развита, помимо материальных поощрений, система поощрений моральных – объявление благодарности за успешное выполнение сотрудником поставленных перед ним задач.
Наличие системы аттестации кадров.
Функции по проведению аттестации в компании распределяются между линейными руководителями. Они, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их исполнение на практике.
Очередная аттестация на ГБУЗ РМ «ПОЛИКЛИНИКА №8» проводится ежегодно и является обязательной для всех сотрудников. Основа аттестации – описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.
Проведению аттестации предшествует подготовительная работа:
Организация аттестации в подразделениях возлагается на их руководителей.
Руководитель (специалист), подлежащий аттестации, самостоятельно заполняет соответствующий раздел оценочного листа, который вносится вся информация по аттестации, описывает основную, проделанную за аттестационный период работу: повышение квалификации, степень реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации и т.д.
Оценка деятельности работника осуществляется непосредственным руководителем на основе описания проделанной за аттестуемый период работы, документов о повышении квалификации и степени реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации аттестуемым работником. По этим вопросам с ним проводится беседа. Следует отметить, что именно непосредственному начальнику отводится решающая роль в оценке персонала, поскольку он лучше других знает своих подчинённых, несет полную ответственность за результаты их деятельности, правильное применение мер поощрения и наказания, за их обучение и развитие. Оценки, которые выставляет руководитель, обобщают представления, полученные им при постоянном общении с подчинёнными. В то же время необходимость участия в оценке побуждает руководителя уделять больше времени подчиненным, взвешивать сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, анализировать деловые и личные качества, увереннее контролировать их работу.
Материалы по аттестации работника подготовленные аттестуемым и его непосредственным руководителем, рассматривает вышестоящий руководитель. При этом он обсуждает представленные материалы с непосредственным руководителем аттестуемого, а при необходимости и с самим аттестуемым работником.
Аттестация является основой для принятия решения о дальнейшем пребывании сотрудника в компании.
2. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. (рис.1.)
Такая структура является оптимальной с точки зрения масштабов компании и специфики основной деятельности, что обусловлено постоянным стремлением руководства организации использовать высокие управленческие и лидерские качества и в то же время принимать грамотные, обоснованные решения на основе мнения профессионалов (сотрудников функциональных подразделений) в узкоспециализированных областях, требующих специального образования, знаний и навыков.
Рис. 1. Организационная структура ГБУЗ РМ «ПОЛИКЛИНИКА №8»
2.3. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования.
В силу отсутствия в составе предприятия маркетинговой службы исследования и работы в данном направлении не проводятся.
Вывод:
Проведенный анализ показывает, что внутренний потенциал ГБУЗ РМ «ПОЛИКЛИНИКА №8» довольно высок. Сильны позиции предприятия в кадрах, хотя недостаточна мотивация сотрудников, имеет место текучесть кадров.
Особенно высок уровень руководства компанией.
В настоящий момент предприятие использует современные информационные технологии, вся документация и учёт ведутся автоматизировано. Слабой стороной деятельности организации являются финансы.
2.1 Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетания и развитие.
Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества. [5, с.30].
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.
Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:
- использование
- жесткий контроль исполнения,
- учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.
Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:
- слабые и сильные стороны
человеческой натуры (уважение, авторитет,
самолюбие, психологическая
- система индивидуальных или коллективных ценностей;
- лидерство.
Функции неформального управления:
- реализация общих материальных
и социальных интересов. Это может
быть заинтересованность в
- защита от чрезмерного
- получение и передача
- облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
- сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
- удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
- создание благоприятной среды
деятельности и
- адаптация и интеграция новых
и молодых сотрудников. Принятие
их в коллектив помогает им
быстрее адаптироваться к
Функции формального управления:
- установление статусов, прав и обязанностей членов группы;
- жесткое определение и
- обеспечение единства всех составных частей организации;
- связь различных подразделений с ее общими целями;
- целесообразное общественное разделение труда;
- обеспечение повышения
Виды структур организации осуществляющих формальное управление:
1. Административная структура
2. Оперативная структура включает рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
1. Структуры по интересам. Отдельные
лица, которые могут не быть
членами одной и той же
2. Группы на основе дружбы. Многие
группы формируются на
Информация о работе Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетания и развитие