Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:00, реферат
Как систематизированное знание, как наука, экономика формируется в XV-XVI вв.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского "мерканте" - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше покупать и больше продавать, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
Обычно выделяют следующие функции:
Познавательная функция заключается во всестороннем исследовании экономических явлений и их внутренней сущности. При изучении экономических процессов и явлений обычно применяют теоретические обобщения, стремятся выявить тенденции и на этой основе формулируют законы хозяйственного развития.
Прогностическая функция представляет собой разработку научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития на отдаленный период, что обусловлено необходимостью составления планов и прогнозов хозяйственного, демографического, научного, образовательного развития.
Практическая функция выступает в виде научного обоснования экономической политики государства, выявления принципов и методов рационального хозяйствования.
Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.
Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.
Выделяют 2 компонента эконом.науки.:
1)Позитивная ЭТ имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику;
2)Нормативная ЭТ наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.
Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий гос-ва в области общественного произ-ва, распределения,обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общ-ва, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной политики.
К оглавлению
5. Предмет и методы экономической теории. Экономические модели и экономические эксперименты.
Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства".
Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:
Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.
Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
Метод научной абстракции. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления.
Метод функционального анализа. Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений.
Метод графических изображений. Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации.
Метод сравнительного анализа. Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата.
Метод Экономико-математического моделирования. Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов.
Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе.
Практические мероприятия. Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы.
Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Экономические модели действуют как система. В этой системе выделяют 3 группы моделей:
специфические – действуют в определенном способе производства. Выражают сущность производственных отношений данного способа производства.
общие – свойственны всем без исключения способам производства. Выражают направление поступательного развития общественного производства.
особые (особенные) – выражают особенности производственных отношений, которые характерны определенному типу хозяйства.
Экономический эксперимент —это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.
По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида:
1.Реальные — опыты в реальной обстановке.
2.Модельные — воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель.
3.Человекомодельные — деловые или хозяйственные игры. Они предназначены для обучения хозяйственных руководителей принятию правильных решений.
По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа:
1.Хозяйственные.
2.Исследовательские.
По характеру исследуемых факторов:
1.Стимулирующие (дестимулирующие).
2.Организационные.
К оглавлению
6. Экономические потребности и экономические блага,их структура и значение в общественном призводстве.Товар и его св-ва.
Экономические потребности - нужда в чем-либо,отсутствие чего-либо,внутренние мотивы, побуждающие к эконом.деятельности. Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.
Потребности делятся на:
1)первичные удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.)
2)вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.)
3)неэластичные(не могут быть заменены)
4)эластичные(могут быть заменены)
5)индивидуальные
6)коллективные
Потребности безграничны. Закон возвышения потребностей:удовлетворив насущные(первичные) потребности появляются потр. более высокого порядка. Средства, удовлетворяющие потребности назыеаются благами. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи и обладающий 2-мя свойствами: потребительной стоимостью (способность товара удовлетворять какую-либо потр-сть чел-ка) и стоимостью (общ. св-во товара, воплощенный в товаре общ. труд (к стоимости подходим ч/з меновый труд - способность товара обмениваться на др. товарв опред. пропорциях)). Двойственность товара обусловлена двойственным хар-ром труда, с одной стороны конкр. труд создает потреб-ую стоимость, с другой – труд это затраты раб. силы. В этом смысле труд абстрактный и создает стоимость. Конкретный труд выступает как частный и лишь на рынке труда проявляется как общ-ный создатель стоимости. Величина стоимости опр-ся кол-вом труда, кот. опр-ся рабочем временем, произ-стью и интенсивностью труда. Разные товаропроизводители затрачивают на производство одинаковых товаров разное кол-во времени из-за различий в орудиях труда, навыков, опыте, т.е. их индив. затраты не одинаковы, но поскольку стоимость есть общ. св-во товара, то ее величина должна опред-ся не индив-ми, а общ-но необходимыми затратами труда. Они отражают время, затраченное на про-во товара при средних условиях. Так действует закон стоимости: про-во и обмен товаров осущ-ся в соответствии с их общ. стоимостью. Недостатки: затратно (производство ради производства), неточное определение стоимости. Субъективный подход к стоимости реализован теорией предел. полезности. Товар рассм-ся с позиции покупателя как экон. благо, обладающее ценностью и пол-тью. Ценность опр-ся редкостью. Различают абстрактную (способность приносить пользу вообще) и конкретную (полезность данного блага для конкр. покупателя) полезность. По мере потребления блага каждая доп. единица приносит потр-ю доп. предел. полезность. Сумма предел. полезностей составляет общую полезность блага. Согласно закону убыв. предел. полезности каждое последующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. Теория стоимости и предел. полезности отражает односторонний подход к товару и его хар-ром. А.Маршал предложил ценовую теорию товара: полезность выступает хар-кой спроса, а затраты хар-ют предложение товара на рынке., к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.)
К оглавлению
7. Экономические ресурсы: сущность, виды, их ограниченность. Понятие факторов производства.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
Виды экономических ресурсов:
природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы);
трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);
капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг);
знания, необходимые для хозяйственной жизни.
«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.
Ресурсы, вовлеченные в производство, называются факторами производства. Факторы производства = экономические ресурсы.
К оглавлению
8. Экономические интересы и цели. Экономическая эффективность. Показатели эффективности. Эффективность по Парето.
Экономический интерес – это реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической выгоды, мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамических систем идеальных потребностей. Он является порождением и социальным проявлением потребности. Интерес возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель (максимизация прибыли, присвоение, пользование или владение определенным благом).
Информация о работе Формирование и эволюция современной экономической мысли