Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:24, реферат
Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия».
1. Формирование и эволюция современной экономической мысли:
маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое
направление, кейнсианство, монетаризм, институциона-лизм…............................3
2. Государственный бюджет: понятие, состояние. Концепции
государственного бюдже-та………………………………………………………...16
3. Зада-ча……………………………………………………………………………..22
Список литерату-ры……………………………………………………………...….24
Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа (такого, как Дума в России). В него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджет утверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства.
После того как госбюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в централизованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов госбюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям. То есть происходит исполнение статей расходов госбюджета.
Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства.
Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов.
Единство предполагает учет единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов.
Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.
При выполнении своих функций государство
несет многочисленные расходы. По целям
расходы государства могут быть разделены
на расходы:
• на политические цели:
1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;
2) расходы на содержание аппарата управления
государством.
• на экономические цели:
1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
2) расходы на помощь (субсидирование) частному
сектору экономики.
• на социальные цели:
1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
2) расходы
на образование, здравоохранение, развитие
фундаментальной науки, охрану окружающей
среды.
С макроэкономической точки зрения
все государственные расходы делятся
на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование);
- прибыль государственных предприятий;
- сеньораж (доход от эмиссии денег);
- доходы от приватизации.
Таким образом, в качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов.
Виды состояний государственного бюджета.
Разница между доходами и расходами государства
составляет сальдо (состояние) государственного
бюджета. Государственный бюджет может
находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают
расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное,
что соответствует излишку (или профициту)
государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам
(G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет
сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше,
чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное,
т.е. имеет место дефицит государственного
бюджета.
На разных фазах
экономического цикла состояние государственного
бюджета разное. При спаде доходы бюджета
сокращаются (так как сокращается деловая
активность и, следовательно, налогооблагаемая
база), поэтому дефицит бюджета (если он
существовал изначально) увеличивается,
а профицит (если наблюдался он) сокращается.
При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается
(поскольку увеличиваются налоговые поступления,
т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны.
Обычно дефицит закладывается уже при составлении государственного
бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньоражем.
Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя дать без рассмотрения структуры, определяемой в первую очередь статьями его расходов.
Концепции государственного бюджета.
Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:
1) идея
ежегодно сбалансированного
2) идея
бюджета, сбалансированного по
фазам экономического цикла (
3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
Концепция государственного бюджета,
балансируемого на циклической основе
заключается в том, что иметь сбалансированный
бюджет ежегодно необязательно. Важно,
чтобы бюджет был сбалансирован в целом
в течение экономического цикла: бюджетный
излишек, увеличивающийся в период бума
(наиболее высокой деловой активности),
когда доходы бюджета максимальны, должен
использоваться для финансирования дефицита
бюджета, имеющего место в период рецессии
(минимальной деловой активности), когда
резко сокращаются доходы бюджета. Эта
концепция также имеет существенный недостаток.
Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются
по продолжительности и глубине, поэтому
суммы бюджетного излишка, который можно
накопить в период бума, и дефицита, который
накапливается в период спада, как правило,
не совпадают, поэтому сбалансированный
бюджет обеспечить не удается.
Наибольшее распространение
получила концепция, согласно которой
целью государства должна быть не сбалансированность
бюджета, а стабильность экономики. Эта
идея была выдвинута Кейнсом в его работе
«Общая теория занятости, процента и денег»
(1936 г.) и активно использовалась в экономиках
развитых стран до середины 70-х годов.
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты
государственного бюджета (государственные
закупки, налоги и трансферты) должны использоваться
в качестве антициклических регуляторов,
стабилизирующих экономику на разных
фазах цикла. Если в экономике спад, то
государство в целях стимулирования деловой
активности и обеспечения экономического
подъема должно увеличивать свои расходы
(государственные закупки и трансферты)
и уменьшать налоги, что приведет к росту
совокупного спроса. И, наоборот, если
в экономике бум (перегрев), то государство
должно сокращать расходы и увеличивать
налоги (доходы), что сдерживает деловую
активность и «остужает» экономику, ведет
к ее стабилизации. Состояние государственного
бюджета при этом значения не имеет. Поскольку
теория Кейнса была направлена на разработку
рецептов борьбы с рецессией, со спадом
в экономике, что предлагалось осуществлять,
используя, в первую очередь, инструменты
бюджетного регулирования (увеличение
государственных закупок и трансфертов,
т.е. расходов бюджета и снижение налогов,
т.е. доходов бюджета), то эта теория основана
на идее «дефицитного финансирования».
В результате использования в большинстве
развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских
рецептов регулирования экономики проблема
хронического дефицита государственного
бюджета к середине 70-х годов стала одной
из основных макроэкономических проблем,
что послужило одной из причин усиления
инфляционных процессов.
3. Задача.
Спрос студентов на абонементы
в плавательный бассейн
1. Какую цену на абонементы следует установить администрации бассейна на каждом рыночном сегменте?
2. Какое количество абонементов будет продано в случае правильной ценовой политики?
3. Какую общую выручку получит бассейн?
4. Чему
будет равна величина прибыли?
Решение.
1. Найдем цену на абонемент. Если Q = 0, то
Рс = 180 / 2 = 90 (руб.) – цена на абонемент для студентов
Рп = 150 / 1 = 150 (руб.) – цена на абонемент для преподавателей
Ответ: 90 руб.
на абонемент следует установить администрации
бассейна для
студентов и 150 руб. – для преподавателей.
2. Найдем количество абонементов. Если Р = 0, то
Qc = 180 (шт.) – количество абонементов для студентов
Qп = 150 (шт.) – количество абонементов для преподавателей
Q = 180 + 150 = 330 (шт.) – общее количество абонементов
Ответ: 330 шт. абонементов будет продано в случае правильной ценовой
политики.
3. Найдем выручку бассейна. TR = Q * P, где
TR – выручка,
Q – количество,
P – цена.
TRс = 180 * 90 = 16200 (руб.) – выручка от продажи абонементов для студентов
TRп = 150 * 150 = 22500 (руб.) – выручка от продажи абонементов для преподавателей
TR = 16200 + 22500 = 38700 (руб.) – общая выручка бассейна
Ответ: 38700
руб. – общая выручка бассейна.
4. Найдем прибыль бассейна. PF = TR – TC, где
PF – прибыль,
TR – общая выручка,
TC – общие издержки.
ТС = 60 * 330 = 19800 (руб.)
PF = 38700 – 19800 = 18900 (руб.)
Ответ: 18900
руб. – прибыль бассейна.
Список литературы.
1. Гребенников П.И. «Микроэкономика». Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича. – М.: Юрайт-Издат, 2006г. – 374 с.
2. Корниенко О.В. «Экономическая теория». Учебное пособие (высшее образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008г. – 410 с.
3. Симкина
Л.Г.«Экономическая теория».
4. Тарасевич Л.С.,
Гребенников П.И., Леусский А.И. «Макроэкономика».
Учебник. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее
образование, 2006. — 654 с.
Информация о работе Формирование и эволюция современной экономической мысли