Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 02:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных моделей рыночной экономики - американской, японской, немецкой и южнокорейской.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие рыночной экономики с позиции различных школ;
определить и проанализировать основные принципы государственного регулирования рыночной экономики в современных условиях;
проанализировать типы и модели современной рыночной экономики, а именно американскую, японскую, немецкую и южнокорейскую модели.
На сегодняшний день в Японии рост производительности труда обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в данной стране выше, чем во многих других странах Запада. Так же следует отличную дисциплинированность японских рабочих, так потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях гораздо ниже, чем в США и странах Западной Европы, отпуска значительно короче, и при всём при этом затраты на социальное обеспечение также ниже. Японские рабочие и служащие к порученному делу относятся более ответственно, они заинтересованы в процветании «своего» предприятия или фирмы. Следует отметить, что вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Необходимо подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа «экономическое чудо» вряд ли бы произошло.8
Объем промышленного производства в Японии на сентябрь 2011 года составил 90,5%, а в октябре он увеличился до 92,7%. Что касается ВВП, по оценкам Международного валютного фонда он составил в 2010 году 5,39 трлн долларов, однако безработица в стране по-прежнему высокая.
В течение 70 лет японцы изучали и пересматривали все иностранные разработки и технологии. Данные технологии направлялись, прежде всего, на техническое обновление тяжёлой промышленности, а именно электротехнического и транспортного машиностроения, химической промышленности и чёрной металлургии. При этом у них весьма успешно и эффективно получалось использовать иностранные патенты и лицензии, незамедлительно внедрявшие их, и тут же осваивая. Одним из примеров подобного подхода, является случай, когда выпущенные благодаря ввезённым из-за рубежа оборудованиям и технологиям первые образцы продукции нефтехимической промышленности в 1958, а к концу уже 1963 году Япония смогла догнать по производственным мощностям в данной отрасли ФРГ и уступала на тот момент только США.
А благодаря внедрению передовых советских технологий, Япония смогла добиться впечатляющих успехов в развитии своей чёрной металлургии. Хотя в советской металлургии данные разработки практически не применялись, в отличие от японской.
Суровый климат Японии, является серьёзной жизненной школой для японцев, которая сделала их не только трудолюбивыми, а так же и очень бережливыми людьми. Японцы не накопители вещей, они в большей части привыкли откладывать свои сбережения на так называемый «чёрный день», который может наступить в любое время в виде природных катаклизмов. Именно поэтому японцы предпочитают хранить свои сбережения в банках, в ценных бумагах и страховых полисах, в виде земельной собственности и недвижимости.
Таким образом, японская модель рыночной экономики носит характер отставания уровня жизни населения, в том числе и уровня заработной платы от роста производительности труда. И вследствие этого значительно снижается себестоимость продукции и резкое повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Так же как и в американской модели, препятствия для имущественного расслоения специально не создаются. Применение подобной модели возможно только при высоком уровне развития национального самосознания, приоритете интересов всей нации над интересами отдельного индивида, и при необходимости готовность населения идти на определённые материальные жертвы ради процветания страны в целом.
Под немецкой моделью принято понимать такую модель социального рыночного хозяйства, которая увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, которая направлена на смягчение недостатков рынка и капитала, благодаря формированию многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономических целей, потому что, как правило, это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а в функции государства входит создание надежных правовых и социальных условий для возможности реализации экономической инициативы. Подобные рамочные условия воплощаются в гражданском обществе в виде социального равенства индивидов. Фактически они состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой стороны.
Основной задачей государства в данной рыночной модели является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, которые регулируют хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Однако понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях, которые подразумевают более широкое вмешательство государства в экономику.
Германия не является привлекательной страной для зарубежного капитала, потому что на её территории установлен высокий уровень налогов, а так же отсутствуют программы по стимулированию иностранных инвестиций. Несмотря на то, что за последние 10 лет в Германии происходит утроение объёма иностранных инвестиций в экономику страны до величины 60 млрд долларов, доля иностранных инвесторов в общем объёме инвестиций не велика, и составляет на 2010 год примерно 8%. Также следует отметить, что доля государственных расходов в экономике Германии очень большая и составляет практически 50%, а, как правило, рост государственных расходов может привести к дефициту бюджета и, соответственно, государственным долгам.
Объем экспорта Германии в октябре 2011г. составил 88,1 млрд евро, понизившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 3,6%. Объем импорта сократился на 1,0% - до 75,5 млрд евро.9
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие характерные черты немецкой модели:
Таким образом, перечисленные особенности немецкой модели представляют собой производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в южнокорейской модели. В первую очередь необходимо отметить, что данная модель имеет много схожих моментов с японской моделью рыночной экономики. Это, в частности, связано с общими особенностями психологического склада населения стран, их высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, которые базируются в Южной Кореи на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. Для того, чтобы ускорить её модернизацию они широко используют налоговую, тарифную и валютную политику. К тому же достаточно длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке способствует сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики.
Так же одной из особенностей страны является наличие такого инструмента экономики как возможность пожизненного найма. Количество постоянных работников на предприятиях составляет практически 30%. Другая особенность – это достаточно большое количество часов в одном рабочем дне, в среднем 57,7 часов в неделю. Плюс ко всему для Южной Кореи, как и для Японии, характерна низкая зарплата, из чего следует высокая конкурентоспособность продукции их производителей. Так же у них существует разница в оплате труда примерно в 2 раза у мужчин и у женщин. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. 10 Ещё одной особенностью этих моделей является протекционистская политика государства, которую вели Япония и Южная Корея продолжительный период времени.
Одним из факторов, который объясняет стремительный рост экономики Южной Кореи, является сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, которые пошли по пути экономического развития, а не по пути демократических и политических преобразований. Правительство пересматривало существующие законы и, если это было необходимо, принимало новые законы, к тому же, принимали множество мер по способствованию увеличению количества накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Было положено масса усилий для того, чтобы обеспечить условия для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги, школы и тому подобное. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях широкого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. Именно поэтому в Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Из-под контроля государства даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежного обращения, не выходили ни уровень инфляции, ни уровень дефицитность государственного бюджета. государственная монополия в кредитно-финансовой системе играла в этом определяющую роль. Другое важное направление в Южной Кореи является государственное регулирование валютной сферы. В Корее с 1949 года действует принуждения, в разных её вариантах к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в центральном банке. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствует формированию основных пропорций общественного производства, при этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.
Превышение доходов над расходами в Республике Корея продолжает расти, это связано, в основном, с постоянным ростом экспорта. Многие эксперты полагают, что зависимость южнокорейской экономики от экспорта чрезмерно велика. К примеру, в 2010 году индекс зависимости от экспорта составил 87,9 процента, а профицит торгового баланса в апреле 2011 года составил 3,93 млрд долларов.11
По данным ВТО, в первые четыре месяца 2011 год объем экспорта Южной Кореи составил 179,6 млрд долларов, увеличившись на 27,9% в годовом выражении.12
Таким образом, как видно из практики экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание плановых и рыночных способов ведения хозяйств.
В данной работе были раскрыты особенности современной системы рыночной экономики, а так же было показано как она функционирует в некоторых странах мира.
В своей работе я попыталась раскрыть особенности современной системы рыночного хозяйства, показать, как она функционирует в некоторых странах мира.
В ходе данной работы были решены все поставленные задачи. В первую очередь, были рассмотрены основные моменты рыночной экономики с позиции различных современных школ. Далее были определены способы государственного регулирования рыночной экономики. Тем самым были определены основополагающие моменты рыночных отношений, Далее была приведена классификация моделей современной рыночной экономики. В результате чего было выяснено, что для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, например, американская модель представляет собой модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. Немецкая же модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Для японской модели, в свою очередь, характерно определенное отставание уровня жизни населения от роста производительности труда. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания.
А экономика южнокорейской модели представляет собой наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.
Однако, можно сказать, что современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей таких как: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования.
Следует отметить, что ни одна из экономических систем не существует в чистом идеальном виде. Страны связаны между собой экономическими отношениями. В стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Современная рыночная экономика на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.
Таким образом, современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, так как. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и многое другое. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его собственных механизмов регулирования достаточно.
Информация о работе Формирование и развитие моделей рыночной экономики