Формы и виды безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности. Так, непоступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность предприятий приобретать необходимые им материальные ресурсы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Основы организации безналичных расчетов………………………………..6
Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Соотношение наличной и безналичной сфер денежного обращения………………………………………………………………………..6
Система безналичного денежного оборота…………………………………...11
Формы безналичных расчетов и их развитие……………………………...18
Развитие форм безналичных расчетов………………………………………...18
Аккредитивы……………………………………………………………………19
Пластиковые карточки………………………………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………………27
Литература………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

безналичные расчеты.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

      Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчётов. Для плательщика и для получателя денежных средств важно знать, как будет осуществлен платеж: в полной сумме или частями. Кроме того, для плательщика имеет большое значение, будет ли совершен платёж из текущих поступлений или за счёт средств депонированных на отдельном счёте. В настоящее время применяются следующие способы платежа:

  • в полной сумме, указанной в расчётном документе (глобальный платеж);
  • в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
  • плановый платеж, т.е перечисление денег со счёта плательщика на счёт получателя исходя из плановой величины стоимости поставляемых товаров или оказываемых услуг;
  • гарантированный платеж с предварительным депонированием денег на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счёт получателя;
  • гарантированный платеж без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика и с последующим списанием денег с расчётного или ссудного счёта плательщика после их зачисления на счёт получателя.

     Источники платежа. 

     Кроме способов платежа, различают источники платежа. Хозяйственные организации и предприятия все платежи осуществляют за счёт следующих источников: собственных средств, кредитов банка, ассигнований из государственного бюджета.  Так, хозрасчётные предприятия и организации используют для платежей  в первую очередь  собственные средства, если они не кредитуются по спецссудному счёту. Бюджетные организации совершают платежи за счет ассигнований из государственного бюджета и внебюджетных средств. Когда бюджетные организации имеют в своем подчинении хозрасчётные подразделения, часть платежей они осуществляют за счёт денежных средств, полученных от хозяйственной деятельности. Источником платежей общественных, профсоюзных политических партий, общественных движений служат собственные средства.

     Очередность платежей.

     Для правильной организации безналичных расчётов большое значение имеет очередность платежей. Все предприятия, организации и учреждения обязаны своевременно погашать свои денежные обязательства, т.е соблюдать платежную дисциплину. Банк следит за тем, чтобы не было не платежей по банковским ссудам, задолженности рабочим и служащим  по заработной плате, по платежам в государственный бюджет, предприятиям и организациям  за поставленные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и по другим обязательствам.  Если возникает одновременно несколько претензий различного характера, то платежи совершаются в определенной очередности.

     К первой группе очередности относятся: выплаты заработной платы и платежи, приравненные к ней; платежи и взносы по государственному и социальному страхованию и социальному обеспечению; платежи в государственный бюджет РФ. Во вторую группу включаются: платежи за товарно-материальные ценности, выполненные работы,  оказанные услуги;  платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований; платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и других собственных средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта. Третью группу очередности составляет уплата неустоек (штрафов, пеней) за невыполнение договорных и иных обязательств. К четвертой группе относятся платежи по банковским ссудам, не вошедшие в первую и вторую группу платежей. Пятая группа включает все другие платежи.  Платежи в пределах  одной группы (в первой группе  -  в указанной в ней последовательности) производятся в порядке календарного поступления расчётных документов или в порядке наступления срока платежа.

     Кроме того  предприятия имеют право использовать  остаток денег на своих счетах  на неотложные нужды в размерах, не превышающих  5%  среднедневных поступлений за предшествующий квартал. По ходатайству клиента, когда деньги на расчётный счет  поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять на неотложные нужды  средства за весь период сразу.

     При полном  отсутствии поступлений в течение какого-либо периода  клиент имеет право использовать неполученные средства на неотложные нужды в следующем периоде. В тоже время по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для использования в последующем.  

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     II.  Формы безналичных расчётов.

     2.1  Развития форм безналичных расчётов.

     Безналичные расчёты  проводятся на основании расчётных  документов установленной формы  и с соблюдением соответствующего  документооборота. В зависимости  от вида расчётных документов, способа платежа и организации документооборота в банке у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчётов: расчёты платежными поручениями, аккредитивную форму расчётов, расчёты чеками, расчёты платёжными требованиями-поручениями, зачёт взаимных требований, расчёты пластиковыми карточками.

      Формы  расчётов между плательщиком  и получателем средств определяются  договором (соглашением, отдельными  договорённостями).

Развитие форм безналичных  расчётов в России.

1921-1930 гг.

1930-1932 гг.

1987-1992 гг.

1992-1999 гг.

1. Расчёты чеками

  1. Акцептная форма расчётов.
 

1. Инкассовая (акцептная)  форма расчётов

1. Расчёты платежными  поручениями

2. Расчёты в порядке  банковских переводов

2. Аккредитивная форма  расчётов

 

2. Аккредитивная форма  расчётов

2. Расчёты плановыми  платежами

3. Расчёты с использованием  векселей

3. Расчёты по особым  счетам

 

3. Расчёты платежными  поручениями

3. Аккредитивная форма  расчётов

 

4. Расчёты чеками

 

4. Расчёты плановыми  платежами

4. Расчёты чеками

 

5. Банковские переводы

 

5. Расчёты чеками

5. Расчёты платежными  требованиями-поручениями

     

6. Расчёты в порядке  зачёта взаимных требований.

6. Расчёты в порядке  зачёта взаимных требований


 

      Разнообразие применяемых форм расчётов и принципы выбора той или иной формы расчётов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной  сфере.

      Выбор  формы расчётов в основном  определяется:

  • характером хозяйственных связей между контрагентами;
  • особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
  • местонахождением сторон сделки;
  • способом транспортировки грузов;
  • финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным  правилам

ведения расчётов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться  при установлении форм расчётов необходимостью максимального их ускорения, упрощения  документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

     2.2 Аккредитивная форма расчётов.

     Сфера применения аккредитивной формы расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

     Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента  по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платёж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

     Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой  банк – банк поставщика, то  для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счёт «Аккредитивы».

     В соответствии  с Положением о безналичных  расчётах в нашей стране могут  открываться следующие виды аккредитивов:  

  • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  • отзывные или безотзывные.

    Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы,  при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка эмитента (рис.1).







 

Рис.1 Аккредитивная форма  расчётов с предварительным депонированием средств.

1 – заключение договора о  расчётах с использованием аккредитивной формы расчётов с предварительным депонированием средств на отдельном счёте в банке; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счёта покупателя; 3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счёт «Аккредитивы»; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива;  5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счёта «Аккредитивы» и зачисление средств на счёт поставщика; 7 – сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива.

При установлении между банками корреспондентских  отношений непокрытый

(гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента (рис.2).






 

   Рис.2 Аккредитивная форма расчётов с использованием банковской гарантии:

1 – заключение договора  о расчётах с использованием  аккредитивной формы расчётов  с предоставлением банком покупателя  гарантии платежа; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту «Гарантии и поручительства банка»; 3 – сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика  и осуществляется зачисление средств на счёт поставщика; 7 – дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счёта покупателя, при отсутствии средств на счёте покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 – сообщение покупателю о списании средств со счёта.

     Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

     В России  аккредитив может быть предназначен  для расчётов только с одним  поставщиком и не может быть  переадресован. Выплата с аккредитива  наличными деньгами не допускается. 

     Использование  аккредитивов в международных  расчётах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

     Срок действия  и порядок расчётов по аккредитиву  устанавливается в договоре между  плательщиком и поставщиком.

     Открытие банком-эмитентом гарантированных  аккредитивов осуществляется по

договоренности с покупателем  и в соответствии с условиями  корреспондентских отношений с  другим банком. Выплаты по аккредитиву  производятся в течение срока  его действия, установленного в договоре сторон.

     При аккредитивной  форме расчётов полностью соблюдаются  все основные правила осуществления  расчётов: продукция оплачивается  после её отгрузки; оплата производится  с согласия плательщика, выраженного  в данном случае самим фактом открытия аккредитива; плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;  аккредитив открывается за счёт средств  покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной  аккредитивной формы расчётов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчётов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несёт дополнительные затраты по хранению.  

Информация о работе Формы и виды безналичных расчетов