Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Введение……………………………………………………………………………….........2
Глава 1. Понятие инфляции, ее сущность, виды и причины……………………….........4
1.1. Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения…………………......4
1.2. Виды инфляции и ее последствия…………………………….….............................10
Глава 2. Инфляция в России и ее особенности………………………….……………….........14
2.1. Отличительные черты российской инфляции в 90-е годы...........................................14
2.2. Причины инфляции и роста цен в России в настоящее время................................21
2.3. Влияние финансового Мирового кризиса 2008 года для России............................28
Глава 4. Антиинфляционной политики и возможности преодоления инфляции в России………………………………………………………………………………....30
4.1. Антиинфляционная политика. Основные направления……………………….......30
4.2. Перспективные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………….…………………...32
Заключение……..………………………………………………….....................................36
Список литературы
Угроза роста цен в России обусловлена «порочной практикой создания громадных корпораций с госучастием», – подчеркнул профессор ВШЭ. Обилие громоздких концернов вредно с точки зрения прогресса, так как они склонны к консерватизму. «Практика по созданию исторически устаревших монстров» приводит к таким ситуациям, какую в России наблюдали этой осенью. Удешевление нефти не приводило к удешевлению бензина на российских газозаправках в отличие от американских», – заметил Владимир Евстигнеев. «Я настаиваю, что угроза роста цен в России имеет не денежную природу, а структурно институциональную», – подчеркнул наш собеседник. По его словам, в этом смысле мы еще не избавились от олигополистической структуры, унаследованной от СССР.
Однако основной причиной инфляции в России аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал все-таки цену нефти. Чем выше цена нефти, тем меньше перспективы падения рубля. Чем ниже цены на нефть, тем очевиднее, что рубль упадет, подчеркнул Сергей Перминов.
2.3. Влияние Мирового финансового кризиса 2008 года для России.
В первый период кризиса, в частности в 2008 г., темп инфляции возрос прежде всего из-за того, что на борьбу с кризисом бросили дополнительные средства, и сумма денег в обращении увеличилась. В США, например, в течение 2008 г. – кризисного года – инфляция выросла с 1% в 2007 г. до 3,5% в 2008 г. И в России в 2008 г. инфляция тоже выросла и составила 13,3% против 11,9% в 2007-м и 9% в 2006 г.
Рост инфляции в США – с 1% в 2007 г. до 3,5% в 2008 г. В России – в 2008 г. инфляция выросла до 13,3% против 11,9% в 2007 г. и 9% в 2006 г.
В то же время в период кризиса возникают и усиливаются тенденции, вызывающие снижение темпа инфляции. Снижение цен на топливо, сырье, материалы, безусловно, положительно сказывается на общей динамике цен, вызывает их сокращение. Но это происходит в том случае, если монополистические тенденции, имеющие место в отдельных странах с переходной экономикой, не препятствуют тому, что снижающиеся цены, например, на нефть по цепочке вызывают снижение цен и на нефтепродукты, например на бензин, авиационный керосин. Из-за этого становится дешевле эксплуатировать автомобили, должны снизиться цены на авиабилеты и так далее.
Но возьмем Россию. Когда цена на нефть в 2003-2004 гг. была примерно такой же, как сейчас, цены на бензин были вдвое ниже, чем сегодня. Они снизились только на 20%, несмотря на трехкратное снижение базовой цены на нефть по сравнению с ее максимальным значением полгода назад. В Америке, к примеру, цена за галлон бензина переваливала за 4 доллара, а сегодня опустилась до 1,8 доллара. Близкие примеры в России найти трудно. Снижение производства, сокращение спроса на товары и услуги стимулируют снижение и других цен.
В России цена на нефть в 2003–2004 гг. была примерно такой же, как сейчас, а цены на бензин были вдвое ниже, чем сегодня.
В США цена за галлон бензина до кризиса переваливала за 4 доллара, а сегодня опустилась до 1,8 доллара.
Именно в кризисы часто на 20–30% снижаются цены на недвижимость, прежде всего на жилье. И этот кризис, как мы знаем, не исключение. В России опять-таки из-за монополизации, отсутствия равных условий конкуренции цены на недвижимость искусственно поддерживаются на относительно высоком уровне, не соответствующем реальным затратам. Но поскольку девелоперы, строители оказались в период кризиса в полубанкротном состоянии, им нужна наличность, они все же вынуждены снижать реальные цены, устанавливая на них скидки, давая выгодные рассрочки и так далее. Первую брешь в попытке сохранить сверхвысокие цены на жилье в Москве, сокращая объем строительства, искусственно монополизируя эту сферу деятельности, пробила строительная фирма «Донстрой». Она официально объявила о снижении цен на уже построенное жилье на 25%. Наверное, ее примеру постепенно последуют и другие компании.
Поэтому разворот кризиса обычно приводит к снижению инфляции. Так в США в 2009 г. после инфляционного взлета цен в 2008 г. Произошло сокращение инфляции - она составила 2,7%. В России дело обстоит сложнее из-за определенных тенденций повышенной инфляции, традиционном ежегодном повышении цен на электроэнергию, тепло, воду, стационарные телефоны, железнодорожные тарифы и др. Сказывается опять-таки высокая монополизация отдельных отраслей производства.
На наш взгляд, именно в период кризиса в нашей стране можно было сделать решающий шаг к сниженной хотя бы до 5–7% инфляции, что не удалось в предшествующие годы.
Как видно, влияние кризиса на экономическое развитие идет по разным каналам, и оно многообразно.
Глобальный финансово-экономический кризис по-разному поразил разные страны. Неодинаково сказался на их социально-экономическом развитии. Обращает на себя внимание, что последствия кризиса для России оказались очень острыми, глубокими и тяжелыми в сравнении с другими развивающимися странами. В то же время у России намного больше золотовалютных резервов и возможностей для того, чтобы облегчить, по возможности, негативные последствия этого кризиса.
Глава 3. Антиинфляционной политики и возможности преодоления инфляции в России.
3.1. Антиинфляционная политика. Основные направления.
Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.
Дефляционная политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.
Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
Конкурентное стимулирование производства – промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.
3.2. Перспективные направления
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.
В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные меры воздействия на ценообразование – самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.
При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:
- проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;
- снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
- увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
- активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20% 2;
- сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
- дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
- повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
- восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.
В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных людей. И масштабы подкупа и продажности чиновников не уменьшаются. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги.
Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.
Так в феврале 2008 года при кабинете министров была создана специальная рабочая группа во главе с Министром финансов Алексеем Кудриным, главной целью которой должна была стать выработка мер по снижению инфляции. Группе предстояло сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Новый премьер-министр России Владимир Путин в ходе выступления перед депутатами на дополнительном заседании Госдумы 8 мая 2009 г. рассказал о том, какой он видит работу правительства и борьбу с инфляцией назвал одной из приоритетнейших задач.
Однако все это похоже на борьбу со стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Очень хочется чтобы, правительство наше усердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобы обещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами.
Информация о работе Формы, виды инфляции, причины ее возникновения