Функции денег. Закон количества денег в обращении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции денег………………………………………………….5
1.1. Сущность денег………………………………………………………....5
1.2. Функции денег………………………………………………………….7
1.3. Виды денег……………………………………………………………...14
2. Закон денежного обращения………………………………………………...17
2.1. Налично-денежный оборот……………………………………………17
2.2. Безналичный денежный оборот……………………………………….18
2.3. Денежная масса и её элементы………………………………………..20
3. Особенности денежного обращения Республики Беларусь……………….25
3.1. Основные проблемы организации денежного обращения…………...25
3.2. Регулирование денежного обращения…………………………………27
3.3. Направления оптимизации денежного обращения…………………....29
Заключение…………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая по эк. теории.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

Наличный оборот также  отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата  специалистов и контролеров.

Для кассового обслуживания юридические лица должны представить  ряд документов (учредительные документы, кассовый план, прогноз кассовых поступлений  и другие) для предотвращения возможных  противоправных действий, но сбор и  регистрация данных документов в  большинстве случаев затягивается, что затрудняет саму организацию  кассового обслуживания. Достаточно значительный документооборот усложняет  процедуру получения – зачисления наличных денежных средств и делает безналичную форму расчетов наиболее привлекательной.

Денежный оборот достаточно в большом объеме проходит через кассу банков - множество видов расчетных операций (оплата коммунальных услуг, взнос наличных денег на открытые счета в банке, денежные переводы, оплата услуг государственных и иных организаций и т.п.), в определенные дни возникают очереди из – за не успевания обслуживания населения, что ведет к усложнению работы расчетно-кассовых служб и росту недовольства клиентов.

Одной из основных проблем организации наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.

Причины углубляющегося кризиса  наличного и безналичного обращения  во многом кроются в сохраняющейся  неблагоприятной общеэкономической  обстановке в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

 

      1. Регулирование денежного обращения

Необходимость регулирования  денежного обращения диктуется прежде всего борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.

Объективным фоном инфляции является возможность получения  огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики  такая возможность подавляется  государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере

обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного  спроса в сфере производства.

К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности  использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для  поддержания воспроизводства, что  и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие  многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя  к конечному потребителю.

Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство  в борьбе с ней вначале избрало  в основном одно направление —  сжатие совокупного спроса за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения вкладов  населения.

Инфляция остается все еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в интересах повышения эффективности производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления производства.

 

3.3 Направления оптимизации денежного обращения

        Дефицит денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для развития денежного оборота в Республике Беларусь. К таким мерам можно отнести:

      • совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;
      • усиление стимулов инвестиционной активности;
      • совершенствование налоговой системы;
      • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
      • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
      • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
      • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Конечно, внедрение таких  мер требует значительных затрат и в России должно проходить поэтапно.

Необходимо более широкое  привлечение ведущих банков РБ к  разработке государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность денежного оборота в РБ.

В результате реализации гибкой инвестиционной политики банков РБ и  осуществления мер по улучшению  инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность  инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения  в инвестиционную сферу средств  частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального  капитала.

Для повышения скорости и  эффективности оборачиваемости  денежных средств в наличной и  безналичной формах очень важно  развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

В связи с этим большое  значение для изменения ситуации в сфере наличного и безналичного обращения (в части предоставления гарантий) имеет проводимая с участием ряда коммерческих банков работа по созданию распределенной по уровням управления системы гарантийно- залоговых фондов. В эти фонды будут привлекаться как средства отечественных и зарубежных коммерческих банков и фирм, так и государственные средства (земля, имущество, отдельные производственные объекты). Работа таких фондов позволит решить вопросы представления гарантий без обращения к федеральному бюджету.

Совместное финансирование государством и банковским сектором важнейших объектов экономики и  другие формы развития наличного  и безналичного оборота очень  важно в условиях жесткой конкуренции. Финансовой основой эффективного роста  экономики является крупный банковский капитал.

Для устранения ряда проблем  в организации денежного оборота  в РБ для юридических лиц и населения можно предложить следующие направления по оптимизации расчетно-оборотных операций:

  • развитие электронных расчетов – перевод наличных денег в «электронные» и обратно. Это позволит снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей;
  • предоставления кассовых операций юридическим лицам через Интернет, что делает операции с наличными денежными средствами более доступными, открытыми и относительно недорогими;
  • введение и распространение автоматизированных кассовых центров (касс перерасчета, обмена валюты, выдачи денег по пластиковым картам, электронные платежи и другие), что позволит работать в круглосуточном режиме, обеспечивается быстрота и надежность кассовых операций, сокращается площадь центра обработки наличности, доступность и т.д.

Об этом заявил начальник Главного управления платежной  системы Национального банка Беларуси Иван Пищик 20.05.2008 г. на семинаре «Системы электронных платежей: перспективы развития в Республике Беларусь».

В связи с планируемым  ростом Нацбанк призывает Министерство торговли активизировать работу по внедрению платежных терминалов в торговой сети. По оценке И.Пищика, для закупки недостающего числа терминалов потребуется примерно 20 млн. долл.

По его словам, в настоящее  время в Беларуси доля безналичного денежного оборота в сфере  торговли и услуг из расчета по объему совершенных безналичных  операций с использованием пластиковых  карточек составляет 6,9 проц., по количеству операций – 36,9 проц.

Представитель Нацбанка подчеркнул, что в Беларуси увеличение доли безналичных расчетов осуществляется крайне медленно. Для улучшения ситуации, по его мнению, необходимо более быстрыми темпами наращивать инфраструктуру обслуживания карточек /банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы/ и повышать эффективность использования уже существующего терминального оборудования.

В частности, число платежных  терминалов за 2008-2009 гг необходимо увеличить как минимум в 3 раза до 30 тыс. штук. Также важно изменить отношение населения к пластиковым карточкам, убедив использовать их не только для снятия наличных денег, но преимущественно для осуществления безналичных расчетов.

По состоянию на 1 января 2008 г в предприятиях торговли Беларуси насчитывалось более 10 тыс. платежных терминалов. Количество пластиковых карт составило примерно 5,1 млн. штук. На долю Беларусбанка приходится 54 проц. от общего объема их эмиссии. Таким образом, по данным на 1 января, в Беларуси на 1 терминал приходится примерно 510 карточек. По прогнозу на 1 января 2009 г этот показатель будет равняться 465 карточкам, в то время как в мировой практике один терминал обслуживает в среднем 160 карточек.

Таким образом, совершенствование  денежного оборота в нашей  республике приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

 

                                            

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, выступающий в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Их эволюция внешне выступает в виде перехода от одного типа всеобщего эквивалента к другому, что предопределено эволюцией рыночных отношений. Элементы информационного общества начинают складываться в высокоразвитых странах на рубеже 70-х-80-х годов. В качестве таковых выступают национальный банк, информационных данных, усилении роли информационных технологий, наличие обратной связи, позволяющей оптимизировать производственный процесс в каждой организационной единице бизнеса. Эти исторические этапы характеризуются тремя ведущими формами собственности: индивидуальной частной собственностью на орудия и условия труда; индивидуальной частной собственностью на средства производства; акционерной собственностью на факторы производства в совокупности с общественной собственностью на знания.

Становление информационного общества вызывает ряд существенных изменений  в обращении кредитных денег. Это проявляется в первую очередь  в расширении роли депозитных денег. Во-первых, всё большее число видов  банковских обязательств начинают выполнять  денежные функции и превращаться в агрегаты денежной массы. Во-вторых, у депозитных денег появляется новый  носитель. Вместе с чеком им становится электронный трансферт – важный составной элемент информационных систем.

Во многих высокоразвитых странах  денежные знаки доживают свои последние  годы. Если в стране хорошо развита  банковская система, правительство  пользуется доверием у населения, нет  никакой необходимости носить с  собой кучи бумажных денег и монет. Можно перейти на безналичный  расчет. Это во много раз удобнее  и практичнее. Люди могут приходить  в магазин с пластиковой пластинкой в кармане, и покупать сколько  угодно товаров, если конечно позволяет  счет, могут позвонить и заказать товары по телефону или через Internet. Почти все крупные сделки проводятся по безналичному расчету.

Но такой вид расчета может  быть перспективным только при стабильной экономике, развитой банковской системе  и абсолютному доверию населения  государству. Если хоть один из этих компонентов  не выполняется, полный переход на безналичную  систему просто невозможен. К сожалению, в нашей стране не выполняется  ни одно условие. Следовательно, пока не будет доверия к правительству, не будет развита банковская система  и не стабилизируется экономика этот вид расчета крайне не перспективен.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много  людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - М., 1997

2.Булатова А.С. Экономика – М.,2002

3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс – М.,1999

Информация о работе Функции денег. Закон количества денег в обращении