Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель данной работы — выяснить причины возникновения и сущность самых важных и основных экономических глобальных проблем современности, обозначить пути их международного решения.
Задачами исследования являются изучение путей выхода из созданных проблем мировой экономики. Проявление и последующее обострение этих проблем в планетарном масштабе настоятельно требуют их тщательного рассмотрения и поиска путей их решения также на глобальном уровне.
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с основными глобальными экономическими проблемами современности. Это такие глобальные проблемы современной мировой экономики, как: разоружение, проблема нищеты, продовольственное обеспечение населения планеты, отсталость и задолженность развивающихся стран. Представленные здесь глобальные проблемы представляют собой систему, т.е. все они взаимосвязаны, взаимозависимы и самостоятельны лишь относительно.
3. Проблемы, связанные с
социально-экономическими
Данная классификация
выделяет только первоочередные задачи,
стоящие перед мировым
Сущность глобальных проблем
можно определить как комплекс связей
и отношений между
Если тенденция развития
этих проблем будет сохраняться,
то в течение следующего столетия
человечество подойдёт к пределам своего
роста. Наиболее вероятным будет
довольно резкое и неуправляемое
падение, как численности населения,
так и промышленного
В противном случае человечеству
угрожают: межнациональные и
Не случайно, в XXI веке всё более важное значение придаётся изучению проблем демографии; продовольственного обеспечения населения планеты; ресурсов и их восполнения; обеспечения безопасности и мира; охраны окружающей среды. Проявление и обострение этих проблем в планетарном масштабе настоятельно требует их тщательного рассмотрения и поиска путей их решения также на глобальном уровне.
Глобальные проблемы очень остры и сложны, поэтому они находятся в центре внимания политических и общественных деятелей, литераторов и учёных-социологов, юристов, географов, медиков, физиков. Вместе с тем у этих проблем есть и ярко выраженный экономический аспект. Они воздействуют на структуру воспроизводства, на динамику экономических процессов, на поиск эффективных форм и методов управления. Последовательное изучение глобальных проблем возможно лишь в рамках анализа системы мирового хозяйства.
2.1. Разоружение ради развития
Наиболее острой проблемой
современности является проблема войны
и мира, милитаризации и
Широкое применение оружия массового поражения приведет, в первую очередь, к уничтожению городов, в которых сконцентрировано 40 % населения планеты и почти все промышленное производство, основной экономический потенциал человечества. Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется. А если кто-то и уцелеет, то вряд ли сможет выжить в условиях радиации, уровень которой будет в пять раз выше той дозы, которую получили жители Хиросимы и Нагасаки. Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Это означает, что оно не может быть локализованным границами одной страны, и, следовательно, регионы и районы нашей планеты, где не будет использоваться термоядерное оружие, также будут обречены.
Гонка вооружений обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 80-х гг. нашего столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн человек. Военным производством заняты 60 млн. человек. Наличие у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.
Как известно, растущие военные расходы оказывают негативное воздействие на государственный бюджет. Очевидно, что именно на рост военных расходов ложится ответственность за возрастание бюджетных дефицитов, что затем вызывает усиление инфляции, приводящей к тяжёлым экономическим и социальным осложнениям. В связи с тем, что в некоторых развивающихся странах госбюджет не выдерживает тяжести военных расходов, предпринимаются попытки перевести вооружённые силы на «самофинансирование» (использование доходов от продажи старого снаряжения, техники и оборудования), создающее иллюзию независимости увеличения реальных военных расходов от состояния экономики страны.
На современном этапе экономике многих развивающихся стран приходится расплачиваться за чрезмерные военные расходы прошлых лет. Неизбежный спутник милитаризации – государственный долг – остаётся в наследство на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники. Нынешнее поколение людей страдает не только от текущих военных трат, но и от тех, которые производили прежние власти. А, продолжая наращивать военный сектор, правительства обрекают на экономические действия будущие поколения населения.
Рост милитаризации экономики
углубляет и обостряет
Важным промежуточным звеном в предотвращении угрозы термоядерной войны является конверсия, то есть переход от процесса милитаризации экономики к экономике разоружения, перевод военного производства на выпуск мирной продукции. Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти процессы крайне трудно.
В экономическом плане конверсия на первых этапах требует определенных затрат на переоснащение специфической военной техники на производство товаров и услуг гражданского назначения. Кроме того, она требует специфических структурных сдвигов в рамках каждой из них. В социальном аспекте конверсия касается лиц, занятых военным производством, и членов их семей. Поскольку заработная плата работников в военных отраслях в США в среднем на 40% выше, чем в гражданской сфере, они боятся значительного снижения своего жизненного уровня. Политический аспект конверсии обусловлен тем, что ее проведение, прежде всего, политическая проблема, с которой связана качественная смена внешней политики государства. Комплексный характер проблемы конверсии означает, что для ее осуществления необходима помощь правительства. С экономической точки зрения это обусловлено тем, что прекращение гонки вооружений в конечном счете будет содействовать расширению занятости, преодолению острых диспропорций в народном хозяйстве, ослаблению дефицита государственного бюджета, инфляционных тенденций, будет стимулировать использование науки в производстве. В широком плане конверсия будет способствовать преодолению всех негативных тенденций, связанных с милитаризацией экономики. Это потребует значительных расходов на переквалификацию рабочих и инженерно-технических работников, занятых в военном производстве. Частичную потерю ими заработной платы можно компенсировать социальными выплатами государства, источником которых станет экономия, полученная за счет конверсии. Конверсия военного производства будет содействовать расширению процесса диверсификации, проникновению военных концернов в производство товаров и услуг гражданского назначения.
Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР теоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится за в 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличить национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г. Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.
Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов. Такие республики, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь стали правопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусская экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Беларусь – одно из четырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского континента на стратегических ракетах мобильного базирования. Беларусь отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа.
Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).
Сложно отрицать, что разработка военной техники привела к появлению ряда технологичес-ких новшеств в авиации и других сферах жизни общества. Тем не менее, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике. Если при этом учесть, что такими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех учёных и инженеров, то становится очевидным, что военные программы тормозят НТП. Таким образом, становится очевидным, что переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам всех стран.
Специалисты считают, что использование лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организацию совместных международных действий положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете. Тем не менее, осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку конверсия связана со структурной перестройкой экономики.
С точки зрения решения важнейшей глобальной проблемы современности — предотвращения термоядерной войны — конверсия военного производства придает ослаблению гонки вооружений необратимый характер, укрепляет международное сотрудничество, содействует разрешению других глобальных проблем.
2.2. Отсталость и задолженность развивающихся стран
Одной из глобальных проблем является преодоление отсталости развивающимися странами. Эти страны образовались вследствие распада колониальной системы. К ним относятся бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время их насчитывается около 150 из 230 стран мира. В этих странах проживает более 50 % населения планеты.
К общим экономическим чертам их народного хозяйства относятся, во-первых, низкий уровень развития производительных сил; во-вторых, монокультурный характер сельского хозяйства и гипертрофированное развитие отдельных отраслей, работающих на экспорт; в-третьих, многоукладность экономики с преобладанием тех укладов, которые основываются на натуральной форме хозяйствования; в-четвертых, господство докапиталистических форм собственности; в-пятых, наличие отдельных форм государственного вмешательства в экономику; в-шестых, чрезвычайно низкий жизненный уровень большинства населения.
Основными социально-экономическими укладами в развивающихся странах являются государственный, капиталистический, кооперативный, мелкотоварный, а также натуральные формы хозяйства. Социально-экономические уклады — это особенные типы производственных отношений со свойственными им специфическими законами развития.
Ведущую роль среди социально-экономических укладов в этих странах играет государственный уклад. Это обусловлено низким развитием экономической и социальной инфраструктуры, решающую роль в формировании которых принадлежит государству. Именно государство и государственный сектор экономики осуществляет борьбу за экономическую независимость. В условиях отсутствия многочисленного и опытного класса предпринимателей, низкого жизненного уровня населения оно берет на себя функции накопления капитала, инвестора и играет доминирующую роль в проведении аграрной реформы, осуществлении структурных преобразований в экономике, развитии базовых отраслей промышленности. Государственный уклад является интегрирующим фактором во взаимодействии других укладов и превращении дезинтегрированной системы в единую целостность. Государству принадлежит решающая роль в противостоянии иностранному капиталу, в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику, оно в наибольшей мере способно развивать науку, овладевать достижениями НТП. Ведь государству во все времена отводилась ведущая роль в обеспечении народного хозяйства деньгами, в проведении денежных реформ, в процессе регулирования денежно-кредитной системы.