Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение
1. Бюджетное устройство
1.1 Бюджетная система
1.2 Федеральный бюджет
2. Проблема бюджетного дефицита
2.1 Понятие дефицита бюджета, его виды
2.2 Способы финансирования дефицита бюджета
Заключение
Список использованной литературы:
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть только внутренние источники. Для субъектов РФ они выступают в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления
от продажи имущества, находящегося
в государственной
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации. [2, ст.95]
А для местного бюджета:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. [2, ст.96]
Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:
за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);
займов у населения страны (внутренний долг);
займа у других
стран или международных
Первый способ называют эмиссионным или денежным способом, второй и третий - долговыми способами. [3, с.382]
Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.
При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег.
Монетизация
дефицита госбюджета может не сопровождаться
непосредственно эмиссией наличных
денег, а осуществляется в других
формах. Например, в виде расширения
кредитов Центрального банка государственным
предприятиям по льготным ставкам или
в форме отсроченных платежей.
В последнем случае Правительство
покупает товары и услуги, не оплачивая
их в срок. Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении
Монетизация
оказывается достаточно рискованным
способом финансирования дефицита бюджета,
поскольку может оказывать
Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшается. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.
Негативные
инфляционные последствия монетизации
бюджетного дефицита могут быть смягчены
мерами жестокой кредитно-денежной политики.
Если Центральный банк сокращает
кредитные возможности
Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.
В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасные для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:
1) имеется
значительный внешний долг, что
исключает льготное
2) возможности
внутреннего долгового
3) валютные
резервы Центрального банка
4) экономика
способна выдержать высокую
Если же правительство все-таки избирает эмиссионный способ финансирования, то Центральному банку необходимо в первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных предприятий и организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса.
Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
В разных направлениях
экономической мысли по-
Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.
Представители
кейнсианского направления, напротив,
считают, что в государственных
заимствованиях нет ничего страшного.
Благодаря им осуществляется распределение
налогового бремени во времени, что
не так уж плохо, поскольку результатами
таких заимствований могут
Объективная
необходимость использования
Применение
государственных займов для финансирования
дополнительных государственных расходов
определяется также значительно
меньшими их негативными последствиями
для экономики по сравнению, например,
с дополнительной эмиссией. С другой
стороны, практика долгового финансирования
является политически более
Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее воздействие на другие отрасли хозяйства и занятость.
Вместе с
тем надо иметь в виду, что совокупный
объем государственной
В последние
годы в сфере государственного долга
Российской Федерации произошли
значительные изменения. Прежде всего
значительно изменилась структура
государственного долга, в которой
практически до 50% возросла доля внутреннего
долга. В первую очередь это связано
с тем, что замещение государственных
внешних заимствований
Такой рост государственных внутренних заимствований ведет к тому, что государственный внутренний долг страны начинает играть активную роль в макроэкономическом регулировании, то есть выполнять функции, приписываемые ему "новой ортодоксальной теорией", которая основывается на выкладках, сделанных еще в прошлом веке Джоном Мейнардом Кейнсом в "Общей теории процента, занятости и денег".
В противовес
классическим представлениям о нежелательности
финансирования дефицита бюджета, связанного
с военными расходами или экономическим
спадом за счет кредитно-денежной эмиссии
и выпуска государственных
В российской практике необходимо учитывать зарубежный теоретический опыт, поскольку в условиях сохраняющейся высокой инфляции, которая по своей сути является скрытым налогом, который платят все экономические субъекты и, прежде всего, наиболее социально незащищенные слои населения, рост именно государственных внутренних заимствований является одним действенных инструментов сдерживания инфляции и поддержания, таким образом, макроэкономической стабильности. С другой стороны, оттягивая с финансового рынка избыточную ликвидность, государство должно осуществлять этот процесс достаточно аккуратно, чтобы он не привел к сокращению частных инвестиций. [4]
Информация о работе Госбюджет и проблема бюджетного дефицита