Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы исследовать значение и содержание государственного предпринимательства как метода регулирования экономики Республики Молдова.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть функции государства как субъекта экономики;
- рассмотреть государство как предприниматель;
- рассмотреть формы государственного предпринимательства;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

 
 
 

 

 

 

 

                               Введение 
   Государственное предпринимательство- деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг необходимых для развития национальной экономики. 
     На современном рынке Республики Молдова государственное предпринимательство играет важную роль , так как государство выступает активным участником рыночных отношений. 
   Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: почты, железных дорог и т.д. 
   В условиях монополистической конкуренции ,когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоёмкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. На сегодняшний день усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с наукой, обороной ,воспроизводством рабочей силы, экологией. 
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нём заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и, прежде всего, рабочей силы. 
      Говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве. 
      Актуальность заключается в том, что государственный сектор является важным и объективно необходимым элементом структуры любой социально-экономической системы, которая способствует обеспечению стабильности и устойчивости её развития. 
     Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы исследовать значение и содержание государственного предпринимательства как метода регулирования экономики Республики Молдова. 
     Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 
- рассмотреть функции государства как субъекта экономики; 
- рассмотреть государство как предприниматель; 
- рассмотреть формы государственного предпринимательства; 
Так же немаловажно – изучить проблемы экономики, решаемые  государственным предпринимательством Республики Молдова. 
    
    
 
 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы  к государственному предпринимательству. 
 
1.1. Государство как субъект экономики .Функции государства в рыночной экономике. 
 
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддерживания порядка,  законности , организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. 
    Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономическом развитии. ХХ век ознаменовался возрастанием роли государства в экономике всех стран мира. Это связанно с ростом масштабов и усложнением процессов и связей в рыночном хозяйстве, 
появлением глобальных проблем общемирового  масштаба. 
    Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах: 
       - во-первых, как собственник и “главный предприниматель”; 
       - во-вторых, как крупный потребитель, то есть участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг. 
  В первом случае государство, являясь предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (т.е. преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной собственности. В реальной экономике предпринимательскую деятельность осуществляют – казенные и унитарные предприятия, государственные корпорации. 
     Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как налоги, бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. 
      В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. 
      Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. 
       Функции государства развивались в двух направлениях:  
- поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; 
- усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития. 
Функции государства по поддержании рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики, ( защита прав собственности, предпринимательства, кредитной сферы, налогообложения и д.р) и защита от конкуренции ( антимонопольная деятельность, защита прав потребителя). 
   Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются: 
а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи ( бедным, безработным) и модификацию цен (гарантирование цены фермерам, минимум заработной платы).Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство больниц, школ), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самих предприятий (например: химических); 
Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются так же:  
б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С целью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост; 
в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики. 
г) важнейшей функцией государственного предпринимательства является – ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности , в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффектно потреблять все виды ресурсов. Разумеется предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании . 
  Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно остоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. 
Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. 
Государство интегрируются в рыночное хозяйство. Появляется смешная система , характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальной ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран  - это смешанная экономика. 
 
 
 
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в экономике развитых стран. 
 
Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30%  (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. 
Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3  (Франция) и даже ½ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства. 
Государство в современной рыночной экономике- это и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно учавствует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. 
     Государственное предпринимательство – это   деятельность государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой или некоммерческой основе для решения социально-экономических задач. 
  Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (таковы , например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). 
В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Путь первый, когда государство строит новые предприятия за счёт средств бюджета ; 
второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. 
  Государственная собственность реализуется по следующим каналам: 
1) создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, энергетика). 
2)развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (авиация, электроника). 
3) национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности). 
    Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства , ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий ( директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии , а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах  Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации. 
  Государственная предпринимательская деятельность обладает рядом особенностей. 
Государства непосредственно коммерческой деятельностью не занимается.  Она либо утверждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает но определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом. 
Получение прибыли не является главным критерием успешности государственного предпринимательства. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономически в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса , обеспечение экономической безопасности, сохранение и увеличение числа рабочих мест, развитие отсталых регионов страны и др). 
Государство включено в систему экономических отношений и как крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки и заказы на товары ( промышленные и сельскохозяйственные), военную продукцию, различные услуги (образовательные, научно-исследовательские, медицинские). 
Государство , как субъект экономических отношений , на основании своей власти связывает между собой интересы различных социальных групп и индивидов, побуждает их к действию для достижения общезначимых целей. 
Образующие всякое общество индивиды  разобщены по многим признакам: физическим, социальным, культурным, психологическим, религиозным, профессиональным, национально-этническим. Именно поэтому они преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство. 
  Государство следит за тем , чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов , отраслей, монополий, социальных групп, предпринимателей, частных лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его защитником и гарантом. 
 

 
1.3. Формы государственного предпринимательства. 
 
Государственное предпринимательство осуществляется через следующие формы хозяйствования: 
а)коммерческие предприятия госсектора; 
б) хозяйственные субъекты основанные на смешанной форме собственности; 
в) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала;  
   Коммерческие государственные предприятия могут функционировать как в рамках публичного , так и частного права. Уровень экономической самостоятельности вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр  прав: от выбора покупателей и поставщиков до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключается оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это – дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал – то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер. 
  Ныне в развитых странах апробируются различные пути развития этой формы предпринимательства: расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров  капиталовложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; изменяются правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий (увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств компаний на  
государственных банковских счетах); осуществляется перевод предприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права. 
   Важным инструментом обеспечения самостоятельности госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с правительством. Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидентов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию. 
  Перспективной формой государственного предпринимательства является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании.  
  Акционерные общества со смешанным капиталом позволяют государству использовать частный капитал для достижения различных целей, то есть обеспечение конкурентоспособности предприятий, экономии бюджетных средств и др. 
Особенно широко акционерные смешанные предприятия распространены в Италии, Австрии, Испании, Франции. 
Предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий: 
  - отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях ( наукоемкое производство , производство, подлежащее конверсии, или ее уже осуществляющее); 
  - важнейшие импортозанимающие производства; рыночная инфраструктура ( предприятия, оказывающие разнообразные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др. ), отрасли дающие основные валютные поступления. . 
Развитие смешанного предпринимательства позволяет существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подключением частного бизнеса к среднесрочному и долгосрочному макроэкономическому маневрированию (например, к выполнению общенациональных, региональных программ); обеспечивать известную «прозрачность» организационных связей государства и частного бизнеса, а следовательно, снижать в определенной степени риски совместно производимых финансовых операций. 
Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, то есть – это передача объектов государственной собственности в доверительное управление частным предпринимателям. Потребность в такой передаче может определяться неспособностью собственника эффективно использовать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием использовать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием использовать для этого профессионалов. При этом собственником определяются условия и параметры хозяйственного использования этих объектов ,выполнение которых необходимо для реализации интересов государства ( сохранение профиля деятельности, обеспечение определенного технического уровня производства, темпов обновления основного капитала, поддержание заданно числа рабочих мест и др.  
Другим инструментом становится контрактная система размещения государственного заказа. Она предполагает конкурентную борьбу между соискателями госзаказа. Предмет конкуренции – минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Госзаказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм госзаказа встроен принцип «поощрения – санкции», связанный с выполнением содержащихся в договоре условий. 
  Развитие предпринимательского потенциала достигается так же применением механизма франчайзинга, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берут на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при выплатах в него больших доходов. 
Обратим внимание на выгоды , получаемые франшизодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника .Финансирование эксплуатационных расходов , а так же издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило , за счет частной фирмы. Во-вторых, повышается степень использования производственных мощностей госпредприятия, ускоряется оборот основного капитала. В-третьих, частный бизнес начинает «питать» государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж). 
Параллельное функционирование в рамках одного предприятия различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных структур способно оказать существенное влияние на ценностные ориентации и мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем , что позволяет апробировать механизм интеграции интересов его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах. 
 

 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 
 
 
 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
Глава 2. Роль государственного предпринимательства в современной  экономике  Республики Молдова. 
 
2.1. Проблемы экономики Республики Молдова решаемые государственным предпринимательством. 

Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики является фундаментом развития, занимаясь  производством товаров, услуг, предоставляя рабочие места и пополняя государственный  бюджет налогами. Для успешного развития предпринимательская деятельность нуждается в определенной доле свободы, которая, в свою очередь приводит к экономическому росту. «Экономическая свобода» подразумевает степень  невмешательства государства в  инвестиции, производство, реализацию и использование товаров и  услуг. 
    Начиная с 1999 года международные организации финансируют проведение в Молдова исследования «Оценка государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Молдова».

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.

 Основное отличие от частного  предпринимательства состоит в  том, что первоочередная цель  государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач, таких как:

'• обеспечение необходимых темпов роста,

  • сглаживание циклических колебаний,
  • поддержание занятости,
  • стимулирование научно-технического прогресса,

Данная форма  регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

  • энергетика,
  • транспорт,
  • связь.

Располагая финансами, государство  выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика  на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.  К проблемам, решаемым государственным предпринимательством в Республики Молдова, относятся также:

• предоставление населению льгот в различных областях социальной

инфраструктуры;

• помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям

экономики в целях ускорения  научно-технического прогресса и  укрепления на этой основе позиций  страны в мировом хозяйстве;

  • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий;

  • увеличение числа рабочих мест;

  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

  • строительство очистных сооружений;

 

     • развитие фундаментальных научных исследований;

  • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и  должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,

металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического  прогресса с общенациональных  позиций.

3. Координация усилий общества  по охране и оздоровлению окружающей  среды.

4. Создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп  населения, которые не могут  в полной мере заниматься общественнополезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы.



 Ни одна  из перечисленных задач не  может быть решена на уровне.

предприятия, корпорации, отрасли  хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

же как  когда-то национализации, рост эффективности  происходит не столько за счет перехода имущественных прав, сколько сопровождающей его рационализации производства. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           
 
                                                     

 
 
 
                                                  Заключение

 
Из изложенного материала можно  сделать однозначный вывод о  том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование  превратилось в важнейший элемент  хозяйственного механизма современной  рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена – потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию ПТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

В заключении данной работы мы пришли к однозначному выводу - государственное  предпринимательство необходимо в  условиях современной экономики, по следующим причинам:

Во- первых, государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, у Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и

оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься . общественно- полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

 

 

 
 

 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное предпринимательство