Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:14, курсовая работа
Цель данной работы – изучение сущности и целей кредитно-денежной сферы, а также методы и инструменты государственного регулирования данной сферы.
Введение 3
1. Кредитно-денежная сфера современной экономики 4
1.1. Сущность кредитно-денежной системы 4
1.2. Цели кредитно-денежной системы 5
1.3. Центральный Банк как основной субъект кредитной политики 7
1.4. Сильные и слабые стороны кредитно-денежной политики 8
2. Принципы государственного регулирования денежно-кредитной системы 13
2.1. Государство и экономическая жизнь общества 13
2.2. Методы государственного регулирования денежного оборота 13
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики 15
2.4. Особенности экономических методов регулирования 18
2.5. Инфляция и кредитно-денежная политика 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования
государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать рост
инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
Нужно отметить, что денежно-кредитная
политика осуществляется как косвенными
(экономическими), так и прямыми (административными)
методами воздействия. Различие между
ними состоит в том, что Центральный
Банк либо оказывает косвенное
Таким образом, денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом [3, с. 67].
Государство как политическая
организация господствующего
Как известно, совокупный платежеспособный спрос формируется и реализуется в денежной форме в процессе создания, распределения и использования национального дохода. Следовательно, путем государственного регулирования денежного оборота, отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости обращения денег и других явлений имеется возможность влиять не только на изменение спроса, но и на изменение предложения на товарных рынках. Например, дополнительная эмиссия денег снижает уровень процента, что стимулирует рост инвестиций и расширение производства. Этому содействует и снижение налогового бремени (гнета).
В зависимости от способа и характера влияния на поведение экономических субъектов можно выделить три группы методов государственного регулирования денежного оборота [8, с. 110]:
• административные (прямые);
• экономические (косвенные);
• смешанные.
Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством для субъектов экономических отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером таких норм в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить: предельные величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, ежеквартальные определения для юридических лиц предельной суммы (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня, таргетирование денежной массы и др.
Таким образом, административные (прямые)
методы регулирования базируются на
некотором принуждении
Административные методы зачастую обеспечивают достижение отличных результатов. Например, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров (таргет) денежной массы способствует повышению эффективности и надежности денежного оборота. Вместе с тем следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение административных методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики. Для рыночных взаимоотношений более приемлемы экономические (косвенные) методы государственного регулирования денежного оборота, которые базируются не на принуждении, а на выгоде. Например, использование безналичных расчетов значительно дешевле, чем использование расчетов наличными деньгами, и это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей [8, с. 112].
Смешанные методы регулирования предусматривают
сочетание административных и экономических
подходов. Они очень часто применяются
в процессах интервального
В настоящие время
во всех индустриально развитых странах
предпочитают экономические методы
регулирования денежно-
Во-первых, в основу государственного экономического регулирования денежным оборотом заложена денежно-кредитная политика центрального банка, призванная способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения.
Во-вторых, многократно возросла интернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран. В этих условиях прямое административное вмешательство нарушает сложившиеся связи.
В-третьих, на базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций на финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ и др.).
В-четвертых, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками. Это значительно ограничивает сферу применения административных методов регулирования.
В-пятых, политики стали
осознавать недостатки административных
мер и отрицательные
Основными экономическими
(косвенными) инструментами денежно-
• установление минимальных резервных требований;
• регулирование официальной учетной ставки;
• операции на открытом рынке.
Приоритетность инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития экономики страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится главное место, а операции на открытом рынке только начинают осваиваться.
Одним из инструментов проведения кредитно-денежной политики является проведение операций на открытом рынке. Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым структурам и населению, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране.
Коммерческие банки, покупая ценные бумаги центрального банка, уменьшают свои резервы, что сокращает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг центральному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Нефинансовые структуры, покупая ценные бумаги центрального банка, сокращают свои депозиты (средства на банковских счетах) в коммерческих банках. Таким образом, центральный банк получает возможность непосредственно влиять на эти структуры, уменьшая роль в этом деле коммерческих банков.
Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом кредитной политики. Операции на открытом рынке ценных бумаг по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным «правилам игры». В то же время позволяет центральному банку выходить на нефинансовый сектор экономики.
Обладая несомненными достоинствами, данный инструмент имеет недостатки. К ним, в частности, относятся ограниченные временные рамки. Время действия тут определено сроками: чем длиннее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее период использования данного инструмента кредитной политики. Другим фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, сужающим возможности рестрективной (сдерживающей) политики, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется (смягчается) обычно двумя способами: либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно.
Другим инструментом денежной кредитной политики является учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика. При их применении центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Средства, полученные таким образом в центральном банке, называются ломбардным кредитом. Ставка, определяемая центральным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике называется официальной учетной (дисконтной, или ломбардной) ставкой [7, с. 49].
Центральный банк имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он увеличивает «цену» кредита, чем ограничивает спрос со стороны коммерческих банков на заемные средства, или же, наоборот, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, ссужают эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам экономики. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» кредита, ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит «дешевле», доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям. Практически это выражается в расширении покупок акций, производственного оборудования, в строительстве новых производственных помещений и т.д.
Установление минимальных резервных требований призвано поддерживать объем денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и уровня инфляции. С этой целью практикуют изменение норм обязательных резервов коммерческих банков (КБ), находящихся на счетах в ЦБ (центральном банке) в качестве обеспечения обязательств по депозитам.
Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных экономических (косвенных) методов регулирования денежного оборота. Впервые он был применен в США в 1913 г. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков на корреспондентские счета в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы обязательств КБ. Норма минимальных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения) и других факторов [4, с. 86].
Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном отношении. Как правило, они устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи, например депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов и другим статьям пассива баланса.
Информация о работе Государственное регулирование денежно- кредитной системы