Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:14, контрольная работа
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтан¬ный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано иг¬рать государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше пра¬вительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль – то «ночного сто¬рожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Кар¬лейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон).
1 Государственное регулирование экономики (ГРЭ) 3
1.1 Причины государственного вмешательства в экономику 3
1.2 Роль государственного регулирования экономики 4
1.3 Функции государственного регулирования экономики 5
1.4 Методы государственного регулирования экономики
8
2 Практическая часть 11
2.1 Задание №1 11
2.2 Задание №2 11
Список использованной литературы 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономики
Контрольная работа
по дисциплине "Основы экономической теории"
на тему "Государственное регулирование экономики"
Оценка: |
Выполнил:
|
| |
Подпись: |
Проверил: |
Павлодар, 2011
Содержание
1 |
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) |
3 |
Причины государственного вмешательства в экономику |
3 | |
1.2 |
Роль государственного регулирования экономики |
4 |
1.3 |
Функции государственного регулирования экономики |
5 |
1.4 |
Методы государственного регулирования экономики |
8 |
2 |
Практическая часть |
11 |
2.1 |
Задание №1 |
11 |
2.2 |
Задание №2 |
11 |
Список использованной литературы |
12 |
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль – то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.
Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.
Еще в 18 в. А. Смит определил
следующие функции
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка – процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться».
Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.
Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.
В плановой экономике государство
играет решающую роль в определении
всех экономических пропорций. При
построении системы государственного
регулирования экономики здесь
господствует принцип «максимальной
возможности»: все экономические
процессы, которые в принципе поддаются
централизованному
В рыночной экономике основным
регулятором экономических
Разумеется, представления
различных экономистов и
Изменение основополагающего
принципа формирования системы государственного
регулирования – одно из главных
стартовых условий перехода к
рыночной экономике. На переходном этапе
эта система характеризуется
двумя определяющими
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во – первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во – вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во–первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во–вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.
Правовая основа хозяйствования
должна быть стабильной. Постоянные и
существенные изменения в хозяйственном
законодательстве оказывают дестабилизирующее
воздействие на экономику, формируя
у хозяйственных субъектов
Отметим только, что в
связи с неразвитостью
Переход от плановой экономики
к рыночной объективно сопровождается
резким увеличением дифференциации
доходов населения. Причем в начале
перехода этот процесс происходит на
фоне экономического спада и высоких
темпов инфляции, которые обостряют
проблему неравенства, вызывая значительное
снижение уровня жизни основной массы
населения. В этих условиях, чтобы
сгладить остроту социально –
экономических противоречий и не
допустить обнищания отдельных
социальных слоев, государство вынуждено
более интенсивно участвовать в перераспределени
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Возможности использования
трансфертных платежей как канала перераспределения
доходов также не беспредельны.
Значительное увеличение размеров и
продолжительности выплаты
Политика перераспределения
доходов призвана сократить разрыв
в условиях жизни высоко – и
низкодоходных групп населения,
но лишь в той мере, которая не
угрожает подавлением деловой
Известно, что рыночные механизмы
не обеспечивают рационального с
общественной точки зрения распределения
ресурсов в тех случаях, когда
речь идет о производстве, сопровождающемся
внешними эффектами, или о создании
общественных благ. В этих условиях
государство берет на себя функцию корректировки распределения
ресурсов. Такая корректировка и в
переходной, и в рыночной экономике осуществляется
традиционными методами. К их числу относятся установление
административных ограничений и стандартов, препятствующих
загрязнению окружающей среды, система
специальных налогов и дотаций, финансирование
производства общественных благ или непосредственное
управление их производством, когда оно
сосредоточено на государственных предприятиях.
Спецификой переходной экономики является
наличие особых проблем, усложняющих реализацию
рассматриваемой функции государственного
регулирования.