Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В национальной экономике государство выступает в качестве регулятора хозяйственных отношений. Современные развитые экономики являются смешанными. Это значит, что саморегулирование в них в той или иной мере дополняется регулированием общественного производства со стороны государства.
Государственное регулирование национальной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие ни экономику через огосударствление, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Направления и инструменты государственного регулирования национальной экономики………………………………………………………...4
1.1 Направления государственного регулирования……………….……………4
1.2 Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики…...........5
1.3 Дефицитное финансирование государственной деятельности………….…6
1.4 Социальная политика как функция государственного регулирования экономики……………………………………….……………………………..…..9
1.5 Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики………………….…………………………………...11
2. Государственное регулирование национальной экономики в России…….13
2.1 Бюджетная политика России…………………...…………………………...13
2.2 Проблемы государственного долга в России…………………….………...14
2.3 Кредитно-денежная политика России…………………………...…............17
2.4 Социальная политика государства в России……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………..….3

 

1. Направления и инструменты  государственного регулирования  национальной экономики………………………………………………………...4

 

1.1 Направления государственного  регулирования……………….……………4

 

1.2 Бюджет и его функциональная  роль в регулировании экономики…...........5

 

1.3 Дефицитное финансирование государственной  деятельности………….…6

 

1.4 Социальная политика как функция  государственного регулирования  экономики……………………………………….……………………………..…..9

 

1.5 Кредитно-денежная политика как  функция государственного регулирования экономики………………….…………………………………...11

 

2. Государственное регулирование  национальной экономики в России…….13

 

2.1 Бюджетная политика России…………………...…………………………...13

 

2.2 Проблемы государственного долга  в России…………………….………...14

 

2.3 Кредитно-денежная политика России…………………………...…............17

 

2.4 Социальная политика государства  в России……………………………….23

 

Заключение……………………………………………………………………….28

 

Список использованных источников…………………………………………...30

 

 

Введение

 

 

В национальной экономике государство выступает в качестве регулятора хозяйственных отношений. Современные развитые экономики являются смешанными. Это значит, что саморегулирование в них в той или иной мере дополняется регулированием общественного производства со стороны государства.

 

Государственное регулирование национальной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие  ни экономику через огосударствление, и косвенное, опосредованное, когда  государство воздействует на воспроизводственный  процесс путем использования финансового механизма.

 

Если прямое воздействие на экономику  реализуется путем участия государства  в национальной экономике в качестве одного из ее субъектов, то косвенное  регулирование означает, что государство  помогает экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на этот механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

 

Макрорегулирование национальной экономики осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством в стране определенной экономической и социальной политики, основные положения которой приведены ниже.

 

 

1. Направления и инструменты  государственного регулирования национальной экономики

 

 

1.1 Направления государственного  регулирования

 

 

Основные направления государственного регулирования: административно-правовое регулирование; создание правовых основ  экономики; обеспечение соблюдения законов; управление важнейшими сферами об щества; государственная программа и госзаказы; социальная политика; денежно-кредитная политика; бюджетная политика.

 

Административно-правовое регулирование  идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики – установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, деятельность монополий, и т.д. Вторая линия – это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.

 

Непосредственное государственное  управление применяется по отношению  к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, защитных дамб и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.

 

Государственные программы и заказы. Такие программы представляют собой  комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение той или иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документы разрабатываются в самых разных областях: в сфере освоения Космоса или Мирового океана, создании новых типов вооружений, проведении широких научных исследований, реконструкции, строительстве крупных сооружений (например, делового центра Москва-Сити в столице России) и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство и поставку определенных видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, железнодорожных вагонов, медицинского оборудования, военной техники, продовольствия и проч.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах, или тендерах, на их получение. Правда, вокруг таких тендеров подчас клубятся густые дымы коррупции.

 

Суть кредитно-денежной, социальной и бюджетной политик раскрыты в следующих главах.

 

 

1.2 Бюджет и его функциональная  роль в регулировании экономики

 

 

Основу финансовой базы государственного регулирования национальной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней

 

Бюджет  – это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов – с другой. Налоги и займы определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Они предопределены законами воспроизводства, т. е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

 

Все экономические  проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращении, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса.

 

Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

 

принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

 

принцип полноты  означает, что по каждой статье бюджет учитываются все затраты и  все поступления;

 

принцип реальности предполагает правдивое  отражение доходов и расходов государства;

 

принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

 

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

 

Исторически структура государственных  расходов определялась потребностями  в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали  увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы.

 

Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах  имеются существенные различия, связанные  масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10 – 20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

 

Функции бюджета. Бюджетная система  выполняет три функции:

 

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

 

функция экономического регулирования  – это использование государством налогов для проведения своей  экономической политики;

 

социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

 

Осуществляя эти функции, государство  не должно ослаблять рыночные стимулы  предпринимательства. Поэтому бюджетная  политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

 

 

1.3 Дефицитное финансирование государственной  деятельности

 

 

Государственный долг. Одним из источников финансирования государственной деятельности являются правительственные займы  и денежные эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами всех стран.

 

Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счет кредитов иностранных государств. Структурно государственный долг включает: а) финансовую задолженность – денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств; б) административную задолженность – долги по платежам (задолженность по выплате заработной платы). Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности). В качестве кредиторов государства выступают банковская система, небанковский сектор (система социального страхования), а также зарубежные государственные и частные организации. В зависимости от происхождения кредитных средств долг государства делится на внутренний и внешний.

 

Внутренний государственный долг – задолженность государства  гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний государственный долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.

 

Государственный долг выступает в двух основных формах – государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записей на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. На эту форму, как правило, приходится незначительная часть государственного долга.

 

Государственный долг как инструмент регулирования экономики. Основное назначение государственного долга  – быть инструментом регулирования  экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной – получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей – использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

 

Стабилизационное воздействие  на экономику осуществляется посредством изменения или объема государственной задолженности или ее структуры, что позволяет влиять на главные макроэкономические показатели. Если основные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе, влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем займов оно мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятия будут стимулировать конъюнктуру. В период подъема государство размещает свои займы в частном секторе путем уменьшения уровня потребления и сбережений.

 

Государственный долг связан с государственным  регулированием экономики, с необходимостью смягчения противоречия между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджетных средств. Государственный долг зависит от состояния экономики. Важным является целевое назначение государственных кредитных ресурсов. Государственные средства идут на удовлетворение экономических и социальных нужд общества или на увеличение административных расходов государства, на обеспечение структурных сдвигов в общественном производстве или на обогащение отдельных групп населения. Государственный долг не является средством государственного регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мер государства.

 

 

1.4 Социальная политика как функция  государственного регулирования  экономики

 

 

В современных условиях в связи  с возрастанием роли нематериальных, в том числе личностных, факторов в экономическом процессе залогом устойчивого развития и поддержания конкурентоспособности экономики становится социальная стабильность и социальное единение общества, создающее благоприятную среду для развития личности. Ведущая роль в обеспечении этих условий принадлежит социальной политике.

 

Социальная политика – совокупность разноуровневых воздействий на жизнедеятельность  различных групп населения в  целях повышения уровня и качества их жизни, создание благоприятных условий для самореализации и развития человека.

 

Ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие организации гражданского общества и бизнес.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики