Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
| |Введение |3 |
|1.1. |Рынок труда: занятость, безработица и экономические |4 |
| |циклы | |
|1.2. |Занятость населения - как один из наиболее важных |13 |
| |элементов рынка труда | |
|1.3. |Формы безработицы |18 |
|1.4. |Российский рынок труда: |21 |
| |особенности формирования, перспективы | |
|1.5. |Основные задачи государственного регулирования на |26 |
| |рынке труда. | |
|2.1. |Политика занятости и регулирования рынка труда |28 |
|2.2. |Инструменты государственного регулирования. |37 |
|2.3. |Деятельность профсоюзов. |39 |
|2.4. |Основные факторы и тенденции формирования рынков |41 |
| |труда Российской Федерации | |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |44 |
Существенные изменения в области занятости, вызванные прежде всего тем, что важнейшее "достижение" плановой экономики "сверхзанятость", гарантированная государством, себя исчерпала. Теперь занятость становится таким же динамичным показателем, как и другие свойственные рынку, критерии.
Появилась устойчивая резервная армия труда, которая отражает реальную картину в экономике, чередование избытка рабочей силы и её нехватки. Причём динамика этих процессов имеет противоречивый характер.
Одним из новых явлений в сфере занятости является усиливающаяся иммиграция населения из стран "ближнего" зарубежья в Россию. Активизируется и обратный процесс - иммиграции из России [8].
Мировая практика показала, что временный аспект оказывает существенное влияние на колебание спроса на рабочую силу и её предложение. Это связанно, как с динамикой фаз промышленного цикла в краткосрочном периоде, так и с долговременными структурными сдвигами в экономике, предъявляющими новые требования к рабочей силе. Спрос на неё определяется в основном состоянием промышленного производства. Экономика России не является исключением из общей закономерности. Спад промышленного производства ведёт к падению спроса на рабочую силу. Причём высвобождение работников из производственной сферы включает те же четыре момента, которые свойственны развитым странам: спад производства - снижение спроса на рабочую силу, уменьшение числа занятых - увеличение безработицы.
Однако то обстоятельство, что рыночная экономика в России только зарождается, накладывает свой отпечаток на стиль и формы проявления общей закономерности. Речь идёт прежде всего, об относительно медленном росте безработицы при быстром сокращении объёмов производства. Но если высвобождение рабочей силы происходит медленнее, чем сокращение производства, то падение спроса на рабочую силу было вполне ощутимо.
В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятости потребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. В конце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось пять безработных.
Уменьшение числа занятых в регистрируемой сфере общественного производства сопровождается увеличением занятых вне его. Это обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что источники жизнеобеспечения, расположенные вне легального производства, приобретают всё большее значение: происходит разрушение официального рынка труда, всё большее число работников вынуждено трудится не по основной профессии, в теневой экономике, на чёрном рынке. Ликвидация монополизма государственных предприятий на рынке труда также создаёт новую ситуацию, частично это повышает гибкость и эффективность использования рабочей силы, а частично социально - трудовые отношения принимают криминальный характер.
Официально признанная в начале безработица 90-х годов стала реальностью нынешней России. Её рост может усилится в связи с новыми процессами высвобождения "излишней" рабочей силы из производственной сферы, используемой там формально и неэффективно. Эти работники имеют наибольшие шансы попасть под увольнение по экономическим причинам.
Мировая практика показывает, что спад производства сопровождается адекватными ему размерами высвобождающейся рабочей силы. В России, напротив, как уже отмечалось выше, занятость и безработица менее эластичны по отношению к спаду производства. Отсюда следует, что если факт наблюдаемой в России эластичности занятости по спаду производства выступают как сугубо рыночное явление, то её размеры назвать рыночными нельзя.
Более быстрое сокращение объёмов производства, чем занятости, связанно с одной стороны с тем, что государство сдерживало массовые увольнения граждан во избежание роста социальной напряжённости. С другой стороны, ряд законов, принятие которых привело бы к резкому повышению безработицы
(например, закон о банкротстве), так и остались на бумаге. Результатом этих мер явилась получившая широкое распространение неполная занятость.
Широкое использование неполной занятости в экономике России вызвано двумя объективными причинами: нехваткой финансовых средств на предприятиях, которые дали бы возможность осуществить дорогостоящее высвобождение рабочей силы. По этой причине работники отправляются в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы. Многие из них, лишившись источников существования, увольняются по собственному желанию.
Складывающийся в настоящее время российский рынок имеет специфические черты, которые делают его отличным от рыночной экономики, свойственной промышленно развитым странам. Их опыт показывает, в частности, что люди с высшем образованием имеют самый высокий уровень доходов, и это оправдано. В
России же самый высокий уровень доходов имеют следующие группы населения : занятые в теневой экономике; работающие в банковской сфере и торговле; номенклатурные работники, имеющие возможность использовать государственную собственность в собственных интересах.
В переходной экономике России из множества нерешённых проблем необходимо выделить те, которые в настоящий момент являются наиболее актуальными. Среди них особое место занимает социальная переориентация всей экономической политики. Какие бы действия не предпринимались правительством для роста экономической эффективности производства, они должны соответствовать критерию повышения жизненного уровня населения. Необходимо создать надёжные механизмы защиты доходов от обесценивания.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно - технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.
В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен в отраслевой структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами.
Увеличится занятость в "экологических" отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля "домашних" рабочих мест, основанных на компьютерных технологиях и соответствующих средствах связи. Будет сокращаться продолжительность рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и ряде других мест. Возрастёт общий уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится к показателям наиболее развитых стран.
Приведённый выше прогноз на долгосрочную перспективу не является экстраполяцией наблюдаемых сейчас процессов - в этом случае он был бы гораздо более пессимистическим. Это скорее нормативный прогноз, перечень целей, к достижению которых следует стремиться. Для достижения указанных целей необходимо вывести экономику из состояния депрессии и перейти к политике осмысленного государственного регулирования трудовой сферы [20].
1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во- вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспасобных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процессс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обуусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударсвенных предприятиях путем предоставления государственного заказа.
Интенсивное развитите предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основныз типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном чсекторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионаз, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.[2]
2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда
Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.
До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда