Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Государственное регулирование Российской экономики имеет долгую историю, которая подвергалась резким сменам экономического строя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……………………………………………………..5.
Теории рыночного регулирования
Неоклассическая теория……………………….7.
Неокейнсианская теория……………………..11.
2. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки…………………… 15.
3. Особенности государственного регулирования в России………………………………………………………..23.
Заключение……………………………………….………….32.
Список использованной литературы………………………34.

Файлы: 1 файл

CURS.DOC

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых  льгот  отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры).  На  основе  субсидий  может сказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении  социальных программ.  Существуют также и специальные, или целевые  субсидии,  которые  предусматривают  расхо-дование средств  бюджета по строго определенным прог-раммам.  Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 %*. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, госу-дарство тем самым изменяет распределение ресурсов,  и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки,  которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная   цель   государственного   предпринимательства состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-


*  “Путь в XXI век², 1999г. под рук. академика Д.С.Львова.

 

мулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика,  транспорт,  связь).  К  проблемам,  решаемым государственным  предпринимательством,  относятся  также  предоставление  населению  льгот  в различных областях социальной инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,  проведение  региональной  политики – строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест,  охрана окружающей среды, путем внедрения безотходных технологий,  строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющехся по закону государственной монополи-ей.

Я считаю,  что государственное предпринимательство должно развиваться  только  в тех сферах,  где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными, государственные предприятия являются менее эффективными.  Государственное предприятие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и ответственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хозяйственной  самостоятельности.  В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной обстановке,  предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цены  гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет,  желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило,  государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У государственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Если экономика обременена  избыточным  количеством  государственных  предприятий,  в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в государственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от Государственного давления,  они сумеют в полной мере использовать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами частных предприятий.

 

 

Особенности государственного регулирования в России

 

 

Резкое падение эффективности советской экономики, а затем её развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. В нашей стране уже не раз предпринимались попытки рыночных реформ, и ни одна из них не была доведена до конца. Однако в очередной раз правительство прибегает к попытке рыночного реформирования экономики.

Ещё при Горбачёве, в декабре 1990 года в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал учреждать различные формы частных, корпоративных и паевых предприятий.

Реформы, начавшиеся в 1992 году не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. В январе были либерализированы  цены. Результат не замедлил ска-заться. Цены подскочили в 2000* раз, а зарплата выросла не больше, чем в 20 раз. В России появился новый враг №1 – инфляция. Начался длительный и непреодолённый  до 1998 года процесс неплатежей. Егор Гайдар конфисковал «лиш-ние деньги» у населения с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, находящиеся «на руках» мгновенно обес-ценились.

С началом реформ в 1992 г. произошел резкий переход от постоянного и гарантированного дохода для большин-ства работников  к уровню дохода, постоянно меняющемуся и трудно предсказуемому.

Что до российской экономики, инфляцию удалось в 4-5* раз снизить по сравнению с пороговым значением 20-30% в год, а спад производства продолжается (считается, что в нормальной рыночной экономике снижение инфляции обычно сопровождается оживлением производства, ростом

___________________________________________________*См.:Рифат  Гусейнов “История экономики России”1999г. инвистиционной активности). Промышленное производство составляет в настоящее время примерно 40% от уровня 1991 г., средняя заработная плата – примерно 30%*.

Норма сбережений в условиях спада не сократилась, а резко выросла (что связано с углублением дифференциации доходов, ростом неуверенности в завтрашнем дне).

В июле 1992 года ЦБ РФ распорядился предоставить госпредприятиям льготные кредиты на погашение задолженности. Но через несколько месяцев неплатежи возникли вновь. И  одновременно, происходили резкие, постоянные скачки нормы процента. В считанные недели норма процента могла вырасти или снизиться в 1,5-2 раза*. Между уровнем процента и рентабельностью гипотетических массированных инвестиций  образовался трудно преодолимый разрыв. В этих условиях спад инвестиций оказался не умеренным, ограниченным, обратимым, а резким, нарастающим, практически перманентным.

Борьба с инфляцией велась и ведётся сейчас самым простым способом – ограничением денежной массы в обращении. Это привело к падению темпов инфляции, но с другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.

В российской экономике мы имеем процесс длительного, однонаправленного снижения рентабельности реального сектора, который вызван рядом факторов, в частности динамикой цен на первичные ресурсы.

Я считаю, что в Российской экономике не сформировался механизм выхода из кризиса и нет предпосылок – экономических и психологических - для быстрого формирования этого механизма.

Очевидно, что практически все факторы, парализующие действие мультипликатора инвестиций, присутствуют в Российской   экономике.   Хотя   в  отдельные   отрасли


*См.:Рифат Гусейнов “История  экономики россии”, 1999г.

 

 

 экономики делались  крупные инвестиции (энергетика, нефтедобыча, металлургия ), в связи с общим  снижением потребления и мультипликативного  воздействия на рост доходов  и инвестиций в экономике в целом. Вторичным инвестициям препятствует также высокая норма процента. Импорт покрывает не менее 50 % потребительского спроса. Такая доля импорта потребительских товаров способна полностью парализовать действие мультипликатора инвестиций. Поэтому наблюдавшиеся в 1993 и 1995 гг. подъёмы в отдельных отраслях промышленности не могли перерасти в общеэкономический подъём и неизбежно затухали.

В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной    приватизации,  её   идеолог   и   реализатор А.Б.Чубайс.   В   результате   этого   государственная


*См.: Рифат Гусейнов “История  экономики России” 1999г.

 

собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги, либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. Но мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации и начал осуществлять производственные инвестиции. В результате произошёл обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Теперь уже более 2/3* продукции производится на негосударственных предприятиях, а её сбыт сокращается, рентабельность падает, производительность труда на треть упала по сравнению с дореформенным уровнем. Технического перевооружения предприятий не происходит, новые технологии не внедряются, иностранный капитал не идёт в обрабатываемый сектор промышленности.

Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли – нет накоплений – нет инвес-тиций.

Благодаря приватизации государственного жилищного фонда был создан рынок жилья (владельцы комфортабель-ных квартир, стали их  собственниками, у кого были «раз-валюхи», тот их и присвоил, а у кого ничего не было, тот с тем и остался).

С самого начала Российских экономических реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на раздачу имущества.

Осталась неразрешенной самая загадочная проблема Российской экономики - земельная. Весной 1998 года Государственная Дума приняла закон, который фактически запрещает свободную продажу и куплю


См.: “Путь в XXI век” под  Рук. Академика РАН Д.С.Львова

 

 

 сельскохозяйственных  угодий. Что касается фермерских  хозяйств, то они во второй  раз  в ХХ веке не оправдались: сельское хозяйство продолжает  оставаться в глубоком кризисе.

Спад производства, привёл к явной и скрытой безработице, к падению жизненного уровня народа и к обострению борьбы трудящихся за свои права (1998г.: голодовки, блокирование железных и шоссейных дорог, марши и демонстрации). Августовский кризис обнажил всю глубину катастрофы. Он поставил страну, её народ на грань не только экономического, но и физического выживания. Пока борьба трудящихся направлена преимущественно против государства, но что будет дальше?

Задачи реформирования должны быть радикально изменены. Экономика должна служить не обогащению отдельных лиц, а благосостоянию всех людей. Прежде всего нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, тобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно.

Формирование общих принципов хзозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполительной власти, -  основа всей законотворческой деятельности в области экономики.

Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении ряда следующих фундаментальных условий:

  1. Наличие законодательства, гарантирующего кождому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом вфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;
  2. Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;
  3. Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своитх обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
  4. Полная и открытая информация о размерах и источникмах доходов в первую очередь высши чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля монгут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);
  5. Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, обрзование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;
  6. Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.
  7. Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.
  8. Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.
  9. Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики