Структура рынка - это внутреннее строение,
расположение, порядок отдельных элементов рынка, их
удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
- тесная связь между ее элементами;
- определенная устойчивость этих связей;
- целостность, совокупность данных элементов.
- Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе
самых разнообразных критериев, образует
систему рынков.
- Рынок в целом характеризуется весьма
богатой и сложной структурой. Описание
его структуры зависит от выбранных критериев.
- Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы
рынка.
- Структура рынка:
- По объектам рынка
- Потребительский рынок. Рынок потребительских
товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает
удовлетворение потребностей различных
социальных групп, каждой семьи, каждого
человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания
спроса и предложения, инфляции, денежного
обращения. Данный рынок оказывает непосредственное
воздействие на благосостояние нации.
Здесь происходит купля-продажа предметов
потребления. В качестве продавцов на
этом рынке выступает производитель, поставляющий
на рынок товары, в качестве потребителя
- домашние хозяйства. В свою очередь этот
рынок подразделяется на:
- рынок продовольственных товаров (продукты
питания, продовольствие);
- рынок непродовольственных товаров,
предназначен для продажи обширной группы
товаров народного потребления, включая
одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии,
бытовые товары, лекарства, отдельные
виды строительных материалов и многое
другое;
- рынок услуг охватывает платные услуги
по бытовому обслуживанию населения, коммунальные
услуги и на информационные услуги (справки,
реклама, нотариат) и другие.
- рынок недвижимости представлен, прежде
всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет свои действия
на жилые помещения;
- особой категорией рынка недвижимости выступает
земля; под землей в данном случае понимаются
не только земельные участки для сельскохозяйственного
производства, строительства или других
нужд, но и недра земли, полезные ископаемые.
Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства,
и строительной индустрии, и промышленности,
прежде всего добывающих отраслей, и государственных
структур. Большинство сделок на данном
рынке связано не с куплей - продажей земли,
а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
- рынок факторов производства предполагает
куплю-продажу экономических ресурсов
или факторов производства, которые делятся
на первичные производственные факторы,
представляемые домашними хозяйствами,
такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями
другим предприятиям. Субъектами рынка
факторов производства выступают производители,
являющиеся покупателями факторов производства,
и домохозяйства, выступающие продавцами.
- рынок труда, или рабочей силы (входит
в рынок факторов производства) это свободная
продажа каждым трудоспособным человекам
своих трудовых возможностей и свободный
наем работников.
- важнейшим механизмом этого рынка является
биржа труда, где формируется спрос и предложение
рабочей силы.
- рынок реального капитала (входит в рынок факторов
производства) - к нему следует отнести,
прежде всего, товары и услуги производственного
назначения или те товары и услуги, которые
непосредственно не предназначены для
удовлетворения потребностей населения,
но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный
характер отношений между партнерами.
К разновидности данного типа рынка можно
отнести продукцию научного производства,
которая определяет совершенствование
технологий, техники, систем организации
и управления хозяйственными и социально - экономическими
процессами. Это тот рынок, для которого
характерны самый высокоинтеллектуальный
и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные
товары и материалы, а также с которым
связана высокая степень риска, особенно
в области фундаментальных и прикладных исследований.
Объекты купли - продажи - патенты, лицензии.
- денежный рынок - это рынок купли-продажи
краткосрочных взаимных ссуд финансовых
учреждений. На этом рынке деньги становятся
полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается
на основе спроса и предложения. Она принимает
форму процента, т.е. дохода, получаемого
за предоставленные в ссуду деньги.
- рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан
с рынком капитала, ибо он представляет
реально существующий капитал в титулах собственности
- акциях, облигациях, векселях. На рынке
ценных бумаг существует две организационные
формы торговли ценными бумагами: фондовые
биржи, где обращаются ценные бумаги (в
основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой
оборот, в процессе которого происходит первичное
размещение новых эмиссий (выпусков) акций
и облигаций, а также продаются и покупаются
акции и облигации прошлых выпусков не
самых крупных корпораций. Движение ценных
бумаг вызывает перелив капиталов из одних
производств и отраслей в другие на основе
более выгодного их вложения и, следовательно,
структурные сдвиги в экономике.
- рынок информации. Товаром на подобном
рынке выступает специфический продукт
- информация, значение которой в производстве
и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние
десятилетия. Информационный продукт,
понимаемый в широком смысле слова, включает
в себя массивы деловой, коммерческой,
научной, культурной и иной информации.
- рынок инноваций - это специфическая
область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли - продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных
секретов, использование товарных знаков).
По субъектам:
- рынок покупателей - предложение должно
превышать спрос, тогда покупатель сравнивает
между собой разные сорта товаров, их цены
и отдает предпочтение тому или иному
товару.
- рынок продавцов - значительное превышение
спроса над предложением. Главную роль
играет количество товаров и услуг, качеству
уделяется минимальное внимание
- рынок государственных учреждений - совокупность
актов купли - продажи государственных
организаций, федерального правительства, штатов,
местных органов власти, закупающих или
арендующих товары, необходимые им для
выполнения своих основных функций по
отправлению власти.
- рынок промежуточных продавцов - совокупность
экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи
или сдачи их в аренду другим потребителям
с выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
- Местный (локальный) рынок, который ограничивается
одним или несколькими районами страны;
- Региональный рынок
- Национальный рынок, который охватывает всю
национальную территорию;
- Мировой рынок, охватывающий все страны
мира
По уровню насыщения:
- Равновесный рынок - спрос и предложение
примерно совпадают;
- Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
- Избыточный рынок - предложение превышает спрос;
По степени зрелости:
- Неразвитый рынок;
- Развитый рынок;
- Формирующийся рынок;
По степени ограниченности конкуренции:
- Свободный рынок - регулируется на основе
свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
- Монополистический рынок - условия производства и обращений
определяет группа монополий, между которыми
сохраняется монополистическая конкуренция;
- Олигополистический рынок - это такой
рынок, на котором большая часть выпускаемой
продукции производится горсткой крупных
фирм, каждая из которых достаточно велика для
того, чтобы оказывать влияние на весь
рынок своими собственными действиями;
- Смешанный рынок;
По соответствию действующему законодательству:
- Легальный рынок (открытый, узаконенный);
- Нелегальный рынок ("черный" и "серый") - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате
сборов, налогов, пошлин).
По организации рыночного обмена:
- Оптовый рынок;
- Розничный рынок;
- Экспортный рынок;
- Импортный рынок;
С учетом ассортимента товаров:
- Замкнутый рынок, где товары только первого
производителя;
- Насыщенный рынок, где множество сходных
товаров многих производителей;
- Рынок широкого ассортимента, где есть
ряд видов товаров, связанных между собой
и направленных на удовлетворение одной
или нескольких связанных между собой
потребностей;
- Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой;
По отраслям
- Автомобильный
- Нефтяной
- И др.
По характеру продаж
3.Государственное регулирование
рыночной экономики.
- Обеспечение социальной защиты
- Преодоление перекосов рынка
- Установление правил игры
- Обеспечение пропорциональности развития
экономики
С давних времен ведется спор между двумя
крупнейшими течениями: монетаризм и государственники
о направлениях и формах государственного
управления.
Либералы сотворили миф о неэффективности гос. вмешательства
в экономику, об эффективной неконтролируемой
экономике и необходимости предоставления
рынка самому себе. Рынку приписали чудодейственное
качество: невидимая рука рынка, которая
расставит все по своим местам, обеспечит
равновесие и создаст свободные отношения
товаропроизводителей на эквивалентной
основе.
Либералам противостоят государственники,
которые обосновывают необходимость вмешательства
в рынка, уделяя серьёзное внимание потерям
экономики за счет кризисов и обосновывают необходимость социальной политики.
В обстановке стихии рынку не удаётся
решить ни одной стратегической задачи.
На базе этих двух концепций сложились
различные научные школы, положения которых
в той или иной мере реализуются в различных
моделях эк. развития. В полной мере ни одна из научных
школ не отрицает необходимость государственного
вмешательства, но все школы по-разному
представляют цели и методы государственного
регулирования.
Форма государственного вмешательства
варьируется от увеличения масштабов гос. собственности и зависимости субъектов
рынка от бюджетных средств до защиты
лишь эк. свободы. Монетаризм адекватно
характеризует поведение экономики, когда
спрос повышает предложение, а темпы роста
высоки. Естественно, что государству
в этом случае нет надобности вмешиваться
до тех пор, пока экономика этого не потребует.
Такая позиция возможна, если абстрагироваться
от социальной составляющей, что и свойственно
монетаристам. Они считают, что источник
соц. выплат (высокие налоги) сокращают
инвестиции и тормозят развитие экономики
и под натиском монополии государства
зачастую сокращают соц. программы.
Согласно монетаризму эк. свобода – абсолютная
ценность и предлагается в качестве блага
всем, кто ищет пути более эффективного
развития, в т.ч. эти постулаты были предложены и России. В период
1992-1997 Правительство России консультировала
группа сотрудников из Гарварда по вопросам
внедрения либеральной модели в соответствии
с концепцией МВФ.
Международные исследовательские центры
разработали 17 показателей эк. свободы, которые можно объединить
в 4 группы:
- Государственное регулирование рынков
(защита частного сектора от чрезмерного
регулирования)
- Государственное финансовое изъятие
(защита от тяжести налогов)
- Инфляция (защита денег, как средство
обмена и сбережения)
- Международные отношения (свобода контактов
с зарубежными странами)
- С развитием рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху в своей
деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма,
которые впервые наиболее полно обосновал
А. Смит в своем “Исследовании о природе
и причинах богатства народов”, нашли
большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он
выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее,
если исключить ее регулирование государством.
А. Смит считал, что, поскольку главным
регулятором выступает рынок, следовательно,
рынку должна быть предоставлена полная
свобода.
При этом последователи А Смита, которых
относят к так называемой классической
школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения
государством традиционных функций, понимая,
что есть сферы, которые находятся вне
пределов досягаемости рыночного конкурентного
механизма. Это прежде всего касается
так называемых общественных товаров
т.е. товаров и услуг, которые потребляются
коллективно (национальная оборона, образование,
транспортная система, здравоохранение
и т.д.) Очевидно, что государство должно
брать на себя заботу об их производстве
и организовывать совместную оплату гражданами
этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный
конкурентный механизм, относятся внешние,
или побочные эффекты. Механизм рынка
часто не реагирует на явления, которые
стали настоящей бедой для человечества.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать
опираясь на прямой контроль государства,
т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных
перспектив.
Экономическая практика подтвердила,
что существуют ситуации, так называемое
фиаско рынка, когда рыночная координация
не обеспечивает эффективного использования
ресурсов. Фиаско рынка проявляется не
только в ситуациях, связанных с внешними
эффектами и общественными благами. Важнейшая
причина - это свойственная рынку тенденция
к монополизации. В этих условиях для обеспечения
конкуренции, как условия наиболее полного
выявления регулирующих функций рынка,
стали жизненно необходимыми выработка
антимонопольного законодательства и
его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования
находятся проблемы справедливости и
равенства. Рыночное распределение, справедливое
с точки зрения законов рынка, приводит
к неравенству доходов и социальной незащищенности.
При этом следует иметь ввиду, что когда
рыночное распределение не устраивает
большинство населения, это чревато серьезными
социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании
роли государства в рыночной экономике
был связан с именем выдающегося английского
экономиста
Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе
“кейнсианской революции” доказали невозможность
самоисцеления экономического спада, необходимость
государственной политики как средства,
способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить
экономику из кризисного состояния, способствовать
ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира после
второй мировой войны. Считается, что она
во многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной экономики во второй
половине XX века выявило четко обозначившуюся
тенденцию расширения масштабов деятельности
государства и усиления его роли в экономике.
При этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается
в условиях действия конкурентного рыночного
механизма. Цель государства в рыночной
экономике не корректировать рыночный
механизм, а создавать условия его свободного
функционирования: конкуренция должна
обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее
воздействие государства - везде где необходимо.