Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
1.Введение………………………………………………………………………..2
2.Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы………………………………………………………………………….4
3.Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик………………………………………………………………………...11
4.Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик…………………………………………………………...16
5.Заключение……………………………………………………………………19
6.Контрольные Тестовые задания…………………………………….………21
7.Список литературы…………………………………………………………..22
Рассмотренные
причины вмешательства
Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.
Вмешательство
государства в экономические
процессы осуществляется с целью
обеспечения прогрессивных
К
основным направления
1. Антимонопольное – ограничивает отрицательные проявления деятельности монополий, способствует развитию конкурентной среды.
2. Антициклическое
– смягчает последствия
3. Бюджетно-налоговое
– состоит в формировании
4. Денежно-кредитное – регулирует спрос на деньги и на предложение денег в рамках национальной экономики.
5. Инвестиционное
– создает новые сферы
6. Структурное
– стимулирует развитие
7. Социальное
– регулирует уровень
8. Региональное
- стимулирует развитие
9. Экологическое
– ограничивает пагубное
10. Внешне-экономическое
– обеспечивает приоритет
Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.
Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.
Государство может регулировать экономику двумя методами: административными (внеэкономическими) и правовыми (экономическими), каждый из которых имеет множество средств (инструментов) государственного воздействия. Эти методы противоположны по своей сути: экономический базируется на убеждении, а административный – на принуждении, но вместе с тем, они взаимосвязаны.
Экономический метод носит стимулирующий характер, означает косвенное воздействие государства на экономику. Имеет следующие инструменты: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная политика (изменение налоговой ставки и предоставление налоговых льгот, изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ для регулирования денежной массы в обращении, изменение учетной ставки для стимулирования инвестиций, установление тарифной сетки и регулирование ставки з/платы, таможенные пошлины для регулирования импорта и экспорта и др.). Этот метод наиболее эффективен при решении проблем структурной перестройки, антициклического регулирования, решения проблем экономического роста.
Административный метод носит запретительный характер, означает прямое вмешательство государства в экономику. Реализуется при помощи таких инструментов, как законодательство, нормативные акты по ограничению, нормированию, запрещению экономической деятельности и дает наибольший эффект в следующих направлениях: контроль за монополиями, разработка ГОСТов, контроль за их выполнением, выдача лицензий, обеспечение экологической безопасности страны, защита национальных интересов в различных областях, поддержание необходимого уровня жизни (прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина). Можно отметить также различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики в виде дотаций, льготных кредитов.
По направленности воздействия различают прямые и косвенные методы ГРЭ.
Прямые – те, которые непосредственно воздействуют на хозяйственную деятельность и ее результативность.
Косвенные – набор специальных форм, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
- ограничение
частного бизнеса (
- государственное
предпринимательство (
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти [7, c.213].
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
- денежно-кредитные (норма резервирования, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке, денежная эмиссия, валютные интервенции);
- налоговые (налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы);
- бюджетные (государственные заказы, займы, дотации, субсидии, компенсации);
- индикативное планирование (прогнозы, индикативные нормативы).
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.
В экономике россии роль и место государственного регулирования, по моему мнению, определяются рядом основными факторов, являющихся причиной отличий государственной политики России от развитых рыночных стран.
Во-первых,
переход от адменистративной экономики
к рыночной предпологает неизбежное
и резкое снижение уровня государственного
регулирования. В то же время в
России роль государства в социально-
Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотябы минимальную стабильность.
В-четвертых,
некоторые институты, присущие высокоразвитой
рыночной экономике, в условиях перестройки
отечественной экономики были созданы
волевым «сверху» и, соответственно,
изначально оказались под контролем
государства, поскольку не имели
возможности эффективно действовать
и развиваться без его
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами – «донорами» и остальной частью страны.
На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование бедующего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда следует вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках (в том числе на российском рынке) должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики