Государственное регулирование спроса и предложения посредством фиксирования цен и дотаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, доклад

Описание работы

К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 15.41 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование спроса и предложения

посредством фиксирования цен и дотаций.

 

Государство может фиксировать  цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия  равна фиксированной цене. Государство  фиксирует цены следующими способами.

Оно может ввести государственные  прейскурантные цены. Государственный  прейскурант – это официальный  сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и  издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.

Обычно государство устанавливает  прейскурантные цены на те товары, которые  образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.

Если государство устанавливает  цены, то это приводит к двум очень  важным последствиям: если цена “свободна”, то рост спроса приводит к росту  цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения  явных ценовых диспропорций.

К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые  дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.4 Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Государство может на определенное время “заморозить”, т.е. зафиксировать  на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания  цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так  как по различным причинам государству  приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное  замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции (примером может  служить мультипликационный эффект от повышения цен).

Государство может зафиксировать  цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение  на рынке и злоупотребляющего  этим.

Государство может с той  или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены следующими способами:

а). Государство может установить предельный уровень цен на отдельные  товары. Например государство установило предельный уровень цен на масло  — 2000 руб. за 1 кг. Это значит, что  производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой уровень  цен (1800 руб., 1900, 800, 1000, .... руб.), но розничная  цена масла не должна быть выше 2000 руб.

б). Государство может установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта

в). Государство может верхний  предел розничной цены не устанавливать, как в случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары.

г). Государство может установить предельный уровень разового повышения  цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного  роста цен.

д). Цены предприятий, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль.

е). Государство может также  воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне  с предприятиями других форм собственности.

В системе свободных(договорных) цен роль государства сводится только к установлению “правил” на рынке, т.е. государство вводит ряд запретов, которые должны ограждать участников рынка от недобросовестной конкуренции.

Запрет на горизонтальное фиксирование цен — это запрет на соглашение двух и более конкурирующих (потенциально конкурирующих) предприятий  о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству, как мы уже знаем, этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятия, заключившие такое  соглашение, смогут занять доминирующее положение (более 35% рынка).

Например, имеются два  предприятия, выпускающие шариковые  авторучки. Эти предприятия являются конкурентами, так как выпускают  один и тот же продукт на один и тот же рынок. Допустим, первое предприятие занимает 15% рынка, а  второе — 25%. По отдельности эти предприятия  не доминируют на рынке. Однако если между  ними будет достигнуто письменное или  устное соглашение о фиксировании цен  на определенном уровне, то они на рынке  с точки зрения ценообразования  будут рассматриваться как одно предприятие, и их совместная доля на рынке возрастет до 40% (15% + 25%). Таким  образом, они займут доминирующее положение (40% > 35%) и, следовательно, смогут оказывать  ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей.


Информация о работе Государственное регулирование спроса и предложения посредством фиксирования цен и дотаций