Государственное регулирование в области ценообразования (опыт развитых стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 15:56, реферат

Описание работы

В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных развитых стран.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свобод¬ному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………………………………………………………………
1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства…………………………………………………………………………
1.2.Модели государственного вмешательства в экономику………………………..
Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………
2.1. Понятие цены, ее функции………………………………………………………..
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования…………………
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены……………………………
Глава 3. Опыт развитых стран………………………………………………………...
3.1.Ценовая политика развитых стран………………………………………………..
3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование в области ценообразования (опыт развитых стран).doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Российской Федерации

 

 

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение………………………………………………………………………...………

3

Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………………………………………………………………

5

1.1.  Понятие  «государственное регулирование  экономики», его  объекты, цели и  средства…………………………………………………………………………

5

 1.2.Модели государственного вмешательства в экономику………………………..

11

Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………

15

2.1. Понятие цены, ее функции………………………………………………………..

15

2.2. Государственное регулирование в области ценообразования…………………

17

2.3. Формы и методы воздействия государства на цены……………………………

18

Глава 3. Опыт развитых стран………………………………………………………...

23

3.1.Ценовая политика развитых стран………………………………………………..

23

3.2. Роль государственного  регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран………………………………………………..

29

Заключение……………………………………………………………………………..

32

Список литературы……………………………………………………………………

35

   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее превращения в единую геоэкономику.

Возникла необходимость переосмысления пройденного Российской Федерацией-недолгого, но весьма болезненного и извилистого пути, должного понимания новых тенденций, процессов и объективных закономерностей как в мировой, так и в отечественной экономике.

В результате перехода от административно-командной, государственно-плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала быть простым инструментом обоснования экономической политики государства или одной правящей партии. Она все настойчивее занимает подобающее ей достойное место в системе социальных и гуманитарных наук и взялась за решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка, понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов исследования, методологических принципов, идейного и теоретического арсенала, понимания собственной сущности и значимости.

Переход на рельсы рыночной экономики существенным образом увеличивает приоритеты, относительную актуальность и значимость одних областей экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план или вовсе девальвируя значение других областей. Поэтому естественно, что одними из важнейших проблем, стоящих в центре внимания отечественной экономической науки, стали система и механизмы взаимодействия государства и экономики, политики и предпринимательства. И это вполне объяснимо, если учесть, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического общества.

Рыночные принципы предполагают прежде всего приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений. Что касается государственного вмешательства в экономику, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности, как это было при советской экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов. Характеризуя такое положение вещей, видный немецкий экономист В. Репке нашел весьма удачное сравнение: «Государство — это как футбольный судья. Он не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры». Мы привыкли жить в системе, когда наше государство является и тренером, и главным игроком, нередко самому себе устанавливающим основные правила игры на экономическом поле.

Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, действующая система отношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сферах.

Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы существующего социального порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане во всех индустриально развитых странах государство играло и продолжает играть существенную роль.

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики  приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, гдепереход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства.

Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер.

В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных развитых  стран.

 Ценовая политика является  частью экономической политики  государства и в условиях рыночных  отношений имеет особо важное  значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

 

  1. Государственное регулирование экономики

 

    1. Понятие «государственное регулирование экономики», его  объекты, цели и средства.

 

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику:

  • Поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д.
  • Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции, является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.
  • Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).
  • Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч.
  • Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.
  • Существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод.
  • Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики..

В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Информация о работе Государственное регулирование в области ценообразования (опыт развитых стран)