Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:21, курсовая работа
Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.
1. Теоретическая часть
Введение
Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи
1.3 Функции и инструментарий государственного регулирования
1.4 Методы государственного регулирования
Глава 2. Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности
2.1 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства
2.2 Причины государственного регулирования экономики
2.3 Возможности государственного регулирования рыночной экономики
2.4 Противоречия государственного регулирования рыночной экономики
Заключение
2. Расчетная часть
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ №2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Так, причины возникновения инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер, и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.
Инфляция также связывалась с политикой полной занятости. Эта политика предполагала вовлечение в производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали за них цену более высокую, чем за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галопирующую.
Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как слапфляция и стагфляция.
Слапфляция характеризуется сочетанием экономического спада, роста безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Периоды 1973 - 1975 гг. и 1980 - 1982 гг. характеризовались значительным спадом производства практически во всех странах с рыночной экономикой при сохранении инфляционных процессов.
Стагфляция характеризуется сочетанием экономического застоя, высокой безработицы и инфляции. Одностороннее движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру и даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.
В целом, государственное регулирование натолкнулось на ряд противоречий.
1. Противоречие между целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода. В результате "национальный пирог" растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения доходов беднейшей части населения.
2. Противоречие между моделями государственного регулирования. В основном это противоречие между моделями, предполагающими активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. В результате в политике государства в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.
3. Противоречие между инструментами государственного регулирования.
Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную политику может вести к повышению ставки процента и сдерживать чистый экспорт.
Сужает возможности экспорта и политика "дорогих денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.
4. Противоречия, вызываемые наличием временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий. Экономика нередко реагирует на эти меры с запазданием, причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации11.
Все эти противоречия предстают как объективно неизбежные, в связи с чем возникает проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Таблица 1
Отчетные показатели работы предприятия, тыс.руб. | ||||||
Показатели |
Фирма №1 |
Фирма №2 |
Фирма №3 | |||
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
1.Формирование прибыли
1.1. Выручка от реализации продукции (включая НДС) |
340000 |
430000 |
480000 |
|||
1.2. Затраты на производство реализованной продукции |
260000 |
330000 |
370000 | |||
1.3. НДС, подлежащий внесению в бюджет |
52000 |
65593 |
73220 | |||
1.4. Валовая прибыль |
28000 |
34407 |
36780 |
|||
1.5. Доходы и расходы от прочей реализации |
6000 |
2500 |
10000 |
5000 |
17000 |
8500 |
1.6. Доходы и расходы от внереализационных операций |
12500 |
1200 |
16000 |
2500 |
18500 |
3000 |
1.7. Балансовая прибыль или убыток |
42800 |
52907 |
60780 |
2. Использование прибыли
Показатели |
Фирма №1 |
Фирма №2 |
Фирма №3 | |||
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы | |
2.1. Платежи в бюджет |
6400 |
7500 |
9500 | |||
2.2. Отчисления в резервный фонд |
2100 |
3100 |
3700 | |||
2.3. Отвлечено на: - производственное развитие |
14800 |
16500 |
18000 | |||
- поощрения; |
9000 |
10500 |
10000 | |||
- социальное развитие: |
8500 |
11000 |
11500 | |||
- благотворит.цели; |
1000 |
3900 |
5000 | |||
- другие цели |
0 |
0 |
2000 | |||
Итого |
42800 |
41800 |
52907 |
52500 |
60780 |
59700 |
2.4. Неизрасходованная прибыль |
1000 |
407 |
1080 |
3. Состояние основных фондов
3.1. ОПФ на начало года |
310000 |
370000 |
390000 |
а) введено с 1 марта |
35000 |
40000 |
42000 |
б) выбыло с 1 ноября |
21800 |
28000 |
30000 |
3.2. Возрастной состав оборудования ( в % ) |
|||
до 5 лет |
5 |
5 |
5 |
от 5 до 10 |
50 |
50 |
45 |
от 10 до 20 |
25 |
30 |
25 |
свыше 20 |
20 |
15 |
25 |
Показатели |
Фирма №1 |
Фирма №2 |
Фирма №3 | |||
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы | |
4.1 Среднегодовые остатки оборотных средств |
115000 |
130000 |
145000 | |||
4.2. Численность ППП |
300 |
350 |
370 |
Таблица 2
Показатели эффективности производства
1. Производственная мощность |
m |
штук |
10000 |
10000 |
2. Годовая программа выпуска |
V |
штук |
8000 |
12000 |
3. Рыночная цена изделия А |
Д |
руб. |
10000 |
14000 |
4. Материальные затраты годового выпуска |
М |
тыс. руб. |
20000 |
35000 |
5. Затраты на топливо и энергию |
Э |
тыс. руб. |
2900 |
4900 |
6. Основная и дополнительная заработная плата |
З |
тыс. руб. |
18000 |
28000 |
7. Прочие расходы |
ПР |
тыс. руб. |
1500 |
2500 |
8. Норма амортизационных отчислений |
а |
% |
15 |
15 |
9. Процент отчисления на соцстрах |
Ос |
% |
34,2 |
34,2 |
10. Среднегодовая стоимость ОПФ |
ОПФ |
тыс. руб. |
14800 |
16800 |
11. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала |
Ч |
чел |
150 |
250 |
12. Удельный вес затрат на обслуживание и управление производства в себестоимости продукции |
Ну |
% |
11 |
12 |
13. Удельный вес условно-постоянных расходов |
Нуп |
% |
9 |
8 |
14. Ставка налога на прибыль |
Нст |
% |
20 |
20 |
15. Оплата штрафных санкций |
ш |
% |
0,8 |
0,8 |
Методика расчета:
1) Среднегодовая стоимость основных фондов (Ф):
Ф = Фн + Фввед * n1 / 12 - Фвыб * n2 / 12,
Ф1 = 310000 + (35000 * 10 / 12) - (21800 * 2 / 12) = 335533;
Ф2 = 370000 + (40000 * 10 / 12) - (28000 * 2 / 12) = 396667;
Ф3 = 390000 + (42000 * 10 / 12) - (30000 * 2 / 12) = 420000.
2) Валовая прибыль (ВП):
ВП = Вр - З - НДС,
ВП1 = 340000 - 260000 - 52000 = 28000;
ВП2 = 430000 - 330000 - 65593 = 34407;
ВП3 = 480000 - 370000 - 73220 = 36780.
3) Балансовая прибыль (БП):
БП = ВП + Рпр + Рвнр,
БП1 = 28000 + 6000 - 2500 + 12500 - 1200 = 42800 ;
БП2 = 34407 + 10000 - 5000 + 16000 - 2500 = 52907;
БП3 = 36780 + 17000 - 8500 + 18500 - 3000 = 60780.
4) Рентабельность производства (Р):
Р = БП/(Ф + О) * 100 %,
Р1 = 42800 / (335533 + 115000) * 100 % = 9.5 % ;
Р2 = 52907 / (396667 + 130000) * 100 % = 10,05 %;
Р3 = 60780 / (420000 + 145000) * 100 % = 10,8 % .
5) Производительность труда (ПТ):
ПТ = Вр / N,
ПТ1 = 340000 / 300 = 1133;
ПТ2 = 430000 / 350 = 1229;
ПТ3 = 480000 / 370 = 1297.
6) Фондоотдача (Фо):
Фо = Вр / Ф;
Фо1 = 340000 / 335533 = 1,01:
Фо2 = 430000 / 396667 = 1,08 ;
Фо3 = 480000 / 420000 = 1,14 .
7) Коэффициент обновления (Кобн):
Кобн = Фвыб / Фк,
Кобн1 = 35000 / 310000 + 35000 + 21800 = 0,108;
Кобн2 = 40000 / 370000 + 40000 + 28000 = 0,105;
Кобн3 = 42000 / 390000 + 42000 + 30000 = 0,104.
8) Коэффициент выбытия ОПФ (Кв):
Кв = Фвыб / Фн;
Кв1 = 21800 / 310000 = 0,070;
Кв2 = 28000 / 370000 = 0,076;
Кв3 = 30000 / 390000 = 0,077.
9) Средняя продолжительность одного оборота оборотных средств (Т):
Т = Д / Ко, где
Ко = Вр / О.
Т1 = 360 / (340000 / 115000) = 122;
Т2 = 360 / (430000 / 130000) = 109;
Т3 = 360 / (480000 / 145000) = 109.
ВЫВОД: Данные расчеты показали, что показатели второй и третей фирм наиболее выгоднее, нежели у первой фирмы. В пункте 4 это ясно выражено: среднегодовая стоимость второго и третьего предприятия выше, по сравнению с первой фирмой; показатели производительности труда и рентабельности производства, также выше и более эффективней. Проанализировав эти показатели, я хочу предложить свои рекомендации фирме №1 для улучшения эффективности:
ЗАДАНИЕ №2
Таблица 3
Показатели производства продукции
Показатели |
Условные обозначения |
Единица измерения |
Базисный год (1) |
Плановый год (2) |
1. Производственная мощность |
m |
штук |
10000 |
10000 |
2. Годовая программа выпуска |
V |
штук |
8000 |
12000 |
3. Рыночная цена изделия А |
Д |
руб. |
10000 |
14000 |
4. Материальные затраты годового выпуска |
М |
тыс. руб. |
20000 |
35000 |
5. Затраты на топливо и энергию |
Э |
тыс. руб. |
2900 |
4900 |
6. Основная и дополнительная заработная плата |
З |
тыс. руб. |
18000 |
28000 |
7. Прочие расходы |
ПР |
тыс. руб. |
1500 |
2500 |
8. Норма амортизационных отчислений |
а |
% |
15 |
15 |
9. Процент отчисления на соцстрах |
Ос |
% |
34,2 |
34,2 |
10. Среднегодовая стоимость ОПФ |
ОПФ |
тыс. руб. |
14800 |
16800 |
11. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала |
Ч |
чел |
150 |
250 |
12. Удельный вес затрат на обслуживание и управление производства в себестоимости продукции |
Ну |
% |
11 |
12 |
13. Удельный вес условно-постоянных расходов |
Нуп |
% |
9 |
8 |
14. Ставка налога на прибыль |
Нст |
% |
20 |
20 |
15. Оплата штрафных санкций |
ш |
% |
0,8 |
0,8 |