Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

   Ожидается, что в целом за год экспорт товаров составит 527,5 млрд. долларов США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году, а импорт товаров - 340 млрд. долларов США (36,7 процента). Положительное сальдо внешней торговли составит 187,5 млрд. долларов США, что превысит максимальное значение данного показателя для российской экономики, достигнутое в 2008 году.

3.2 Прогноз социально-экономического  развития в 2013-2014гг.

 

   Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, заданных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Разработка  прогноза социально-экономического развития на 2012 год и параметров прогноза на период до 2014 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (варианты А и С) вариантов.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный), предлагаемый в качестве основного  для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 гг., предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013 - 2014 годах.

Данный вариант исходит из относительно благоприятных оценок внешних условий. Так, ожидается, что мировая экономика будет расти темпами не ниже, чем 3,5-4,0% в год при колебании цен на нефть марки "Urals" в диапазоне от 97 до 101 долларов США за баррель. Прирост ВВП России в 2012 - 2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6 процента.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности  отечественного производства по отношению  к импорту и отсутствие притока  капитала на фоне медленного восстановления инвестиционной активности и сокращения в реальном выражении государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста российской экономики в 2012 - 2014 гг. оцениваются на уровне 2,8-3,8%, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.

Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.

Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации  в развитых странах), хотя и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов США за баррель. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В результате прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012 - 2014 гг. до 1,5-3,7% при значительном ослаблении курса рубля.

Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления  мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов США за баррель. В этом сценарии ВВП может сократиться на 0,5-1,4% при значительной девальвации.

          Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012 - 2013 гг. на уровне 105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012 - 2014 гг. могут быть выше базового сценария на 0-0,2% и оцениваются на уровне 3,9-4,6% в год.

Основными приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 - 2014 годах являются:

-социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

-модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;

-инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

-диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

-сбалансированное региональное развитие;

-улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;

-повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

-становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.

Деятельность  Правительства Российской Федерации  по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.

В части социального  развития и инвестиций в человеческий капитал:

-поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

-стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

-развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

-развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

-продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.

На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:

-поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;

-создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";

-стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;

-поддержка инновационной активности на региональном уровне;

-реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

-содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен. Однако, начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;

-модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);

-расширение поддержки несырьевого экспорта;

-повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);

-развитие минерально-сырьевой базы, лесопромышленного комплекса;

-модернизация легкой промышленности.

На сбалансированное региональное развитие направлены:

-дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;

-реализация федеральных целевых программ регионального развития;

-подготовка и проведение общенациональных мероприятий - саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.

Будет активно  поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через  сохранение объемов финансирования государственной программы поддержки  малого бизнеса и через масштабирование  соответствующих программ Внешэкономбанка.

         Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2012 - 2014 гг. станет создание международного финансового центра.

Кроме того, необходимо активизировать институциональные  преобразования, обеспечивающие переход  экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

          В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Важной задачей  является продолжение реформирования системы государственного управления в рамках реализации федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)".

Остается актуальной задача повышения эффективности  управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2012 - 2014 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.

 

3.3 Пути совершенствования  государственного бюджета РФ

 

          Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

Для обеспечения  экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. рост ВВП  и продукции промышленного производства;

2. прекращение  спада сельскохозяйственного производства;

3. создание условий  для переориентации финансовых  потоков в реальный сектор экономики;

4. снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей  и повышение уровня собираемости  налогов;

5. рост реальных  располагаемых денежных доходов  населения;

6. поддержание  уровня занятости населения РФ  и снижение числа безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

1) введение в  действие новых принципов межбюджетных  отношений, усиление координации  деятельности всех фискальных  органов, завершение перехода  на казначейскую систему исполнения  бюджета;

2) увеличение  доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;

3) совершенствование  структуры расходов бюджетов  на основе сокращения прямых  бюджетополучателей и численности  работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной  сфере, сокращение неэффективных  дотаций;

4) существенное  укрепление текущего и последующего  финансового контроля;

5) формирование  реалистичного бюджета;

6) проведение  политики на финансовом рынке,  позволяющей преодолеть последствия  мирового финансового кризиса  и обеспечить последовательное  снижение доходности по государственным ценным бумагам;

7) повышение  эффективности валютно-финансовых  операций и дальнейшее укрепление  национальной валюты;

8) усиление страхового  надзора и регулирования рынка  страховых услуг.

Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

Информация о работе Государственный бюджет